Home / Политика / Союзники Кремля на «Западном фронте»

Союзники Кремля на «Западном фронте»

Зарубежные политики, охраняющие традиционные ценности, «русофилы» и европейские СМИ, связанные с Москвой, — журналисты изучили, кто помогает России в информационной войне на Западе.

569360185

Зарубежные политики, охраняющие традиционные ценности, «русофилы» и европейские СМИ, связанные с Москвой, — РБК изучил, кто помогает России в информационной войне на Западе.

«Чтобы удостовериться в том, что у Европы слабеет аппетит к санкциям против России, достаточно заглянуть в гостевую книгу Кремля», — писало Bloomberg в марте 2015 года, в годовщину присоединения Крыма к России. В  феврале Москву посетил президент Кипра Никос Анастасиадис, в марте — итальянский премьер Маттео Ренци, в апреле приехал глава нового греческого правительства Алексис Ципрас. Единство ЕС в отношениях с Россией не очевидно, поясняло агентство, выделяя семь стран, готовых продолжать диалог с Кремлем, отнеся к ним помимо Греции, Италии и Кипра, Австрию, Венгрию, Испанию и Словакию. Это ровно четверть союза из 28 государств, каждое из которых при желании может заблокировать любое коллегиальное решение.

Однако контакты Кремля и связанных с ним российских политических сил с европейскими политиками, общественными деятелями и СМИ совсем не ограничиваются официальными. РБК разбирался, с кем дружит Россия.

Партийцы

В марте 2014 года венгерская исследовательская организация Political Capital Institute выпустила доклад, посвященный связям России с европейскими праворадикалами.

Эксперты выделили в 13 странах Европы 15 движений, открыто симпатизирующих Москве.

С тех пор в странах ЕС появилось еще несколько партий и объединений пророссийской направленности (см. таблицу на стр. 4).

В большинстве своем эти «пророссийские» партии не согласны с идеями европейской интеграции, с трансатлантическим сотрудничеством, их отказ от мейнстримовой политики приводит к тому, что они по многим вопросам соглашаются с Россией, рассказал РБК директор Political Capital Петер Креко.Все названные в докладе движения условно делятся на три группы. В первую входят крупные партии, представленные в Европарламенте и национальных законодательных собраниях, вполне способные бороться за звание ведущей оппозиционной силы. Это французский «Национальный фронт» (FN), Австрийская партия свободы (FPÖ) и венгерский Jobbik.

Следом идут средние по размеру, но достаточно влиятельные партии, с несколькими местами в региональных и национальных парламентах, нередко и в Европарламенте. В Бельгии это «Фламандский интерес» (VB), партия «Атака» в Болгарии, Национал-демократическая партия Германии (NPD), «Золотая заря» (ХА) в Греции, «Лига Севера» (Lega Nord) в Италии и партия «Порядок и справедливость» (TT) в Литве.

Сейчас в Европарламенте, при грубой оценке, около 1/5 части депутатов более или менее лояльны Кремлю, подсчитывает Креко. Этого недостаточно, чтобы серьезно влиять на голосование, однако для внесения раздора в ряды европейских политиков — вполне, сказал эксперт РБК.

Наконец, есть широкий спектр праворадикальных движений, не представленных в законодательных собраниях (в лучшем случае участвующих в местных органах власти).

«В большинстве случаев покупка политического влияния на Западе происходит на уровне отдельных влиятельных лиц, а не кредитования организаций», — говорит эксперт Института евроатлантического сотрудничества Антон Шеховцов. По его словам, распространены два вида такого «подкупа» — спонсирование отдельных политиков наличными деньгами либо передача им полного или частичного контроля над определенными фирмами.

Французский «Национальный фронт» является едва ли не крупнейшей праворадикальной партией Европы, а единственный достоверный случай финансирования россиянами ультраправых связан именно с этой партией. Речь идет о кредите в €9 млн, выданном московским Первым чешско-российским банком бизнесмена Романа Попова (известен также как издатель интеллектуального журнала The Prime Russian Magazine) осенью 2014 года. Сообщалось, что к поиску инвесторов за пределами Франции лидер фронта Марин Ле Пен обратилась лишь тогда, когда получила отказ в кредитовании от многих французских банков. По мнению Шеховцова, случай с Ле Пен является скорее исключением, чем правилом.

РБК направил запросы европейским партиям из списка Political Capital и пророссийской коалиции APF. Связаться удалось с представителями бельгийской VB, немецкой NPD, датской DP, итальянской Forza Nuova и венгерской Jobbik. Все они отрицают участие российских частных и государственных лиц в финансировании их движений.

Эксперты

«Страны и персоны, где есть основания для создания элитного клуба и/или группы информационного влияния по линии «Россия сегодня», — так назывался документ из частной переписки, попавший в открытый доступ в ноябре 2014 года благодаря действиям хакеров «Анонимного интернационала». По их словам, взломанная электронная почта принадлежит Георгию Гавришу, «одному из ближайших сподвижников Александра Дугина» — российского философа и идеолога евразийства.

Более половины списка составляют журналисты и ученые, выделяются несколько бывших и нынешних премьер-министров (румын Адриан Нэстасе, турок Сулейман Демирель — скончался в июне 2015 года, венгр Виктор Орбан и грек Алексис Ципрас), функционеры ультраправой венгерской партии Jobbik (ее лидер — Габор Вона и депутат Европарламента Бела Ковач), известный словацкий публицист и один из лидеров SNS Сергей Хелемендик, поляк Матеуш Пискорский. «Со всеми этими людьми либо АГД [Александр Гелиевич Дугин], либо его представители встречались лично, косвенно или прямо затрагивая возможность их участия в организационной и/или информационной инициативе пророссийского толка», — отмечается в переписке.

Список был отправлен Дугиным Гавришу 20 февраля 2014 года. Он был создан и последний раз изменен 15 декабря 2013 года, через неделю после преобразования агентства РИА Новости в МИА «Россия сегодня», следует из свойств файла. Что подразумевается под словами об «информационном влиянии по линии «Россия сегодня», из переписки доподлинно не ясно. Известно, однако, что впоследствии немало политиков и ученых из списка принимали участие в программах Russia Today как приглашенные эксперты (Тиберио Грациани, Юнус Сонар, Матеуш Пискорский, Мануэль Оксенрайтер).

Дугин отказался комментировать РБК переписку с Гавришем. Подлинность писем он не опроверг.

В марте 2014 года некоторые упомянутые в переписке политики (например, Ковач и Пискорский) стали наблюдателями на крымском референдуме, не признанном на Западе. Из списка Political Capital в мероприятии также участвовали делегаты «Атаки», VB, «Национального фронта», «Лиги Севера» и FPÖ. На референдум приехала и Татьяна Жданок, депутат Европарламента от партии «ЗаПЧЕЛ» (ныне «Русский союз Латвии»), политолог Йохан Бекман (впоследствии провозгласил себя официальным представителем ДНР в Финляндии), четыре политика из немецкой партии «Левые» и другие.

Позже многие политики из доклада Political Capital и «списка Дугина» неоднократно участвовали в мероприятиях в России. В августе на конференции сторонников Новороссии в Ялте были Жданок и Мартон Дьендьеши (замглавы комитета по иностранным делам парламента Венгрии от Jobbik).

Журналисты здесь

«Когда раньше нам сообщали о каком-то нашем успехе на внешнеинформационном поле, мы прыгали до потолка, — шутя, рассказывает высокопоставленный федеральный чиновник, отвечающий за медиаотрасль, — а сейчас говорят: вы завоевали, например, очередную премию — мы уже даже внимания не обращаем».

В развернувшемся на фоне Украины конфликте с Западом Россия активно задействует информационные ресурсы, отмечают в своем докладе «Угроза нереальности: информация, культура и деньги как оружие Кремля» Петр Померанцев и Майкл Вайс, журналисты издания The Interpreter при Институте современной России. Главными средствами в информационном противостоянии, по мнению авторов, являются запущенный в 2005 году телеканал Russia Today (позднее переименован в RT) и присоединившийся к нему в конце прошлого года информационный портал МИА «Россия сегодня» Sputnik News.

Однако неформально Москва работает с куда более широким списком СМИ, открытых и в России, и в Европе.

«В романе «1984» Джорджа Оруэлла лидеры Океании проводили «двухминутки ненависти». Лица врагов показывали на экране, а лояльные граждане Океании выражали свою ненависть к врагам. Теперь у нас в Америке для этого есть New York Times В случае с Украиной остался один-единственный доступный злодей — Владимир Путин. Он воплощает в себе все зло в той версии реальности, что подается американской публике», — так критикует американскую действительность автор статьи на сайте Russia-Insider.com. Запущенный осенью 2014 года живущими в России экспатами на собранные на Kickstarter (платформа для краудфандинга) $36 тыс., ресурс активно разоблачает «пропаганду Запада в отношении России», а также комментирует российские события «изнутри».

Russia-Insider, позиционирующий себя как независимый проект, который делают «волонтеры» и финансируют читатели (ежемесячный бюджет создатели сами оценивают в $20 тыс.), всплыл в выложенной «Анонимным интернационалом» переписке Гавриша. В нескольких письмах главный редактор Russian-Insider Чарльз Баусман обсуждает вопросы сотрудничества с Алексеем Комовым (руководитель международных проектов Благотворительного фонда Святителя Василия Великого, попечительский совет которого возглавляет бизнесмен Константин Малофеев, попавший под западные санкции за поддержку Новороссии) и в том числе просит денег. В письме с темой «Мы опубликовали вашу информацию по Сербии» Баусман отчитывается о выходе на сайте материала о протесте в Белграде против гей-парада, а также спрашивает, можно ли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны некоего K. (по контексту за этой буквой может скрываться Малофеев).

Комов спрашивает [у Гавриша], удалось ли выяснить, «что Чарли за человек», пишет, что собирается обсуждать сотрудничество с Russian-Insider «с Костей». В письме по адресу Konstantin Malofeev он отмечает, что «Чарли однако создал хороший сайт качественный, пророссийский и пользующийся популярностью [согласно статистике LiveInternet, посещаемость сайта составляет 350 тыс. уникальных посетителей в месяц]. Он хочет сотрудничать…»

Баусман на вопрос РБК о финансировании сослался на занятость и предложил пообщаться с координатором проекта Дэвидом Карри. Тот сказал, что ничего не знает о переписке, и настаивал, что, даже если сайт и принимает пожертвования от частных лиц, это не позволяет им формировать повестку издания в обмен на деньги. Баусман на повторный вопрос об обращении к Малофееву за деньгами в обмен на публикацию «информации по Сербии» не ответил. Комов не ответил на вопрос, направленный по электронной почте. «Константин Малофеев никогда не финансировал Russia-Insider», — ответили на вопрос РБК в пресс-службе бизнесмена.

Журналисты там

Однако сайты и СМИ, похожие на Russian-Insider, существуют далеко не только в российской юрисдикции. Более того, с началом украинского кризиса число таких СМИ стало расти.

В феврале 2015 года словацкий интернет-активист Юрай Сматана опубликовал список из 42 сайтов, которые, по его мнению, распространяют «кремлевскую пропаганду» в Словакии и Чехии. Аналогичные ресурсы есть в Венгрии и Болгарии, отметил он, но не привел примеров.

В списке Сматаны очень разные сайты — некоторые открыто заявляют о своей антизападной и антиглобалистской направленности или посвящены теориям заговора, другие выглядят как новостные издания.

По мнению аналитика Пражского института по исследованиям безопасности Иваны Смоленовой, которая проанализировала несколько изданий из списка Сматаны, большинство сайтов не имеют каких-либо доказанных связей с Кремлем и, более того, появились несколько лет назад, но «пророссийская» направленность «проявилась» у них только на фоне украинского кризиса.

Один из таких — Aeronet.cz, зарегистрированный в 2001 году портал для любителей авиации, — спустя четыре месяца после присоединения Крыма к России внезапно переквалифицировался в новостной ресурс и стал публиковать статьи с критикой нового украинского руководства. Зачастую материалы на Aeronet не имеют ссылок на источники, отмечают журналисты чешского еженедельника Respekt, которые пытались найти владельцев сайта, но обнаружили, что ни по адресу в голландском Эйндховене, указанном на сайте, ни в Братиславе, где зарегистрирован владелец IP-сайта, нет ни офиса, ни сотрудников.

В Венгрии распространителями «российской пропаганды» зачастую оказываются порталы, лояльные праворадикальным партиям и движениям, отмечали в своем исследовании аналитики Political Capital. Например, портал hídfő.net, объявленный в Венгрии вне закона из-за своего радикального содержания. В апреле 2014 года сайт переехал в российскую доменную зону — по адресу hídfő.ru. Регистратор указан просто как «частное лицо» без контактов.

Первоначально ресурс имел отношение к неонацистской организации «Венгерский национальный фронт». Портал прославился, когда в августе 2014 года российский МИД обвинил Венгрию в поставках бронетехники Киеву на основании публикации hídfő.net. По мнению Political Capital, тот факт, что российский МИД сослался на маргинальный ресурс, может говорить о том, что портал имеет связи с российскими спецслужбами. Журналисты венгерского онлайн-издания Index.hu также обратили внимание, что первый пост на страничке hídfő.net на Facebook был на русском и гласил «Новый новостной сайт запущен!» (принтскрин есть в публикации Index.hu).

Целью российской пропаганды являются подрыв и ослабление информационной системы Запада, аудитория необязательно должна верить в правильность или правомочность российских действий на международной арене, но она должна быть приведена в замешательство и не верить ни одной стороне конфликта, замечает исследователь праворадикальных течений в Европе Антон Шеховцов.

«Русофилы»

Московский парад к 70-летию победы в Великой Отечественной войне бойкотировали большинство европейских лидеров, включая президента Болгарии Росена Плевнелиева. Зато парад могли посмотреть в прямом эфире зрители болгарского телеканала TV7 и его «дочки» News7. «Только TV7 и News7 дадут возможность зрителям увидеть все, что происходит на Красной площади 9 мая», — гласил анонс, обещая показать «крупнейшее событие в истории современной России», «легендарные танки Т-34», «долгожданные новые машины российского военно-промышленного комплекса».

За несколько месяцев до этого, в феврале 2015 года, местный новостной портал Big5.bg сообщил со ссылкой на источники, что у телекомпании TV7 появился новый инвестор — американец, генпродюсер российского консервативного телеканала «Царьград-ТВ» Джек Ханик. «Царьград-ТВ» — проект того же Малофеева. Представитель Малофеева сообщил РБК, что Ханик на данный момент покинул пост главного режиссера «Царьграда», но остается на канале в качестве консультанта.

Болгарские СМИ утверждают, что до недавнего времени TV7 контролировал опальный банкир Цветан Василев, скрывающийся сейчас от болгарских правоохранительных органов. В марте болгарские СМИ (в частности, издание «Труд») уточнили, что новым владельцем TV7 станет греческий бизнесмен Яннис Карагеоргис, а Ханик будет консультантом телекомпании. Карагеоргис тоже тесно связан с Малофеевым: они познакомились во время паломничества на гору Афон.

Карагеоргис без лишнего шума скупает греческие региональные телеканалы, предположительно с целью создания сети общенационального охвата, сообщал в марте греческий новостной ресурс Parapolitika.gr. Канал TRT, вещающий в регионе Фессалия, был куплен зарегистрированной на Кипре The Worldspeaker LTD, за которой, как утверждают журналисты Parapolitika, стоит Карагеоргис. Кипрская структура также приобрела региональные телестанции Attica TV, Thraki TV, Ena Channel и DION TV.

В начале апреля на авансцену в истории с TV7 вышел еще один герой. О планах войти в руководство телекомпании после смены ее собственника объявил Николай Малинов — бывший депутат парламента Болгарии от социалистов, с 2009 года глава болгарского движения «Русофилы», учившийся в СССР и прекрасно говорящий по-русски. Малинов сказал, что намерен возглавить совет директоров TV7 и хочет ориентировать телекомпанию на «заполнение религиозных и идеологических пробелов в информационном пространстве».

Сайт «Русофилов» по сути представляет собой полноценное СМИ, главными героями которого являются Владимир Путин и в меньшей степени другие российские политики. На сайте есть встроенный аудиоплеер с песнями Иосифа Кобзона и Олега Газманова.

Друг «Российской»

У семьи Малиновых есть и другие медийные интересы в Болгарии, связанные с Россией. Жена Малинова Даниэла недавно стала официальным представителем Russia Beyond the Headlines (RBTH, международная платформа «Российской газеты») в Болгарии. 12 июня в Софии состоялась презентация болгарского сайта «Русский дневник» (bg.rbth.com) на платформе RBTH. Малинова заявила, что цель проекта — «заполнить дефицит в информационном пространстве и представить более глубокий взгляд на все общественные и политические сферы жизни России».

Проект реализуется на основе лицензионного договора, заключенного между Малиновой и «Российской газетой», утверждает Capital.bg. Но издание не обнаружило в коммерческом реестре Болгарии юридического лица, созданного на имя Малиновой с целью представлять RBTH в стране.

Директор по коммуникациям «Российской газеты» Александр Московкин пояснил РБК, что с изданиями во всем мире (приложения RBTH издаются в 23 странах) «Российская газета» заключает договор, «юридически это не совсем лицензионное соглашение». В некоторых странах, как в той же Болгарии, RBTH имеет своего представителя, поясняет он.

С Малиновой издание сотрудничает давно, «она прекрасно справляется со своими представительскими функциями», говорит Московкин. Соглашение с болгарской стороной «абсолютно экономически осмысленно», сказал он, не уточнив детали.

На страницах «Русского дневника» можно увидеть статьи, посвященные истории русского православия, воспитанию патриотизма среди молодежи, опасениям секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева по поводу активности иностранных разведок, а в архиве обнаруживается переведенное на болгарский интервью Малофеева «Газете.Ru», в котором бизнесмен делится переживаниями о судьбе «православных братьев» в Греции, Болгарии и Сербии.

ДрузьяЕсть и другая сделка, в которой, как подозревают болгарские СМИ, переплелись возможные интересы Василева как продавца и Малофеева как «тайного» инвестора. В марте 2015 года франко-бельгийский бизнесмен Пьер Луврье, проживающий в России, объявил на пресс-конференции в Софии, что его люксембургская SPV-компания Louvrier Investments Company 33 S.A. (LIC33) покупает доли Василева в болгарских компаниях Vivacom (более 43%, крупнейший мобильный оператор Болгарии), Nurts (100%, провайдер услуг по передаче радио- и телевизионного сигнала), «Дунарит» (91%, производитель боеприпасов и взрывчатки), Avionams (91%, завод по ремонту вертолетов Ми, истребителей Су и МиГ), First Digital (оператор цифрового наземного телевещания), GARB (служба измерения телевизионной аудитории) плюс несколько лицензий на частоты кабельного ТВ.

Луврье — знакомый Малофеева, а с недавних пор, возможно, и управляющий его деньгами. В ноябре 2014 года фонд Marshall Малофеева и CFG Capital Пьера Луврье объявили о заключении партнерства для создания совместного бизнеса CFG Marshall с общим размером планируемых инвестиций более €2 млрд. В пресс-релизе Marshall говорилось, что стороны рассматривают совместный бизнес как «управляющую оболочку для реализации совместных инвестиционных проектов в России и за рубежом». «В новом фонде [CFG Marshall] я могу быть соинвестором», — говорил Малофеев тогда же в интервью «Ведомостям». На вопрос о доле в новом фонде бизнесмен отвечал: «У меня нет ни одной акции в управляющей компании. Управляющая компания полностью принадлежит Пьеру и менеджменту».​

В том же интервью Малофеев говорил, что команда Луврье «верит в будущее России и в руководство страны, поэтому санкции никак не повлияли на инвестиционную стратегию фонда». Кроме того, Малофеев сказал, что их с Луврье «взгляды на сложившуюся геополитическую ситуацию полностью совпадают».

В марте 2014 года Луврье выкладывал в Instagram совместное фото с Жераром Депардье, сообщая, что «празднует воссоединение Крыма с Россией». Он также фотографировался вместе с полевым командиром из Донецка Игорем Стрелковым-Гиркиным. А в Facebook 41-летний бельгиец (он и Малофеев — ровесники) постил фотографию, на которой вместе с русской супругой Ольгой Дягилевой переодет в российскую военно-морскую форму, над снимком надпись: «После Севастополя на Киев».

Пресс-служба CFG Capital не ответила на письмо РБК, адресованное Луврье. «Безусловно, Константин Валерьевич в курсе этих сделок» [болгарские сделки, описываемые в статье], — написал РБК сотрудник пресс-службы Малофеева. Но в настоящий момент он не ведет предпринимательской активности на территории ЕС​, поскольку находится под санкциями Евросоюза, добавил он.

Ненаши

«Использование инструментов коммуникации сыграло важную роль в драматических изменениях, затронувших восточных соседей ЕС за последние полтора года», — гласит документ под названием «Рабочий план стратегической коммуникации», представленный главой европейской дипломатии Федерикой Могерини на сессии Европарламента 23 июня. Планом предполагается создать группу East StratCom Team (ESCT), которая будет бороться с «российской дезинформацией», придумывать кампании в СМИ и прочее. В представительства стран ЕС в Брюсселе уже разослано объявление о найме сотрудников в ESCT: требуется человек со знанием русского языка на зарплату €4,35 тыс. в месяц.

При участии Олега Макарова 

Фото: vpoanalytics.com

По информации: rbcdaily.ru

 


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru