Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Вторник, 21 11 2017
Home / Главное / Пассажиров высаживают из бюджета

Пассажиров высаживают из бюджета

ФПК может лишиться госсубсидий

Федеральная пассажирская компания (ФПК) ОАО РЖД, выполняющая перевозки в дальнем следовании, рискует лишиться субсидий для плацкартных и общих вагонов. ФАС предложила обнулить эти платежи на 2017-2018 годы. В финансовом плане ФПК учтено 9,7 млрд руб. субсидий на этот год, но реальная потребность, по данным «Ъ», оценивается в 12,6 млрд руб. Пока другие ведомства не поддержали идею ФАС, обсуждение продолжается. Этот вопрос может стать первым фронтом работы для возвращающегося в РЖД экс-главы московского метро Дмитрия Пегова, который займется пассажирскими перевозками.

Дмитрий Пегов (на фото) возвращается из Московского метрополитена в ОАО РЖД в разгар новой дискуссии о субсидиях для дальнего следования

Дмитрий Пегов (на фото) возвращается из Московского метрополитена в ОАО РЖД в разгар новой дискуссии о субсидиях для дальнего следования

ФАС предложила обнулить субсидии для Федеральной пассажирской компании, возмещающие недополученные компанией доходы при перевозке пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Соответствующий проект приказа опубликован на regulation.gov.ru. Служба предлагает свести к нулю разницу между экономически обоснованным уровнем тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах и доходами от таких перевозок в 2017-2018 годах.

Пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах признаются социально значимыми, цены на них полностью регулируются государством. Если объективная себестоимость, или экономически обоснованный тариф, отклоняется от фактической цены перевозки, разницу компенсирует бюджет. Приказы, корректирующие это отклонение, появляются каждый год в апреле, вступая в силу в конце месяца. Так, в апреле 2016 года приказом ФАС на 2016 год для ФПК превышение экономически обоснованного тарифа над фактическим было утверждено на уровне 18,4% для плацкартных и 61,6% для общих вагонов, для пассажирской компании «Сахалин» — 24,4% и 200,4% соответственно, для «Железных дорог Якутии» — 340,2% и 599,2% соответственно. На 2017 год прогнозный уровень экономически обоснованного тарифа для ФПК тем же приказом устанавливался на 18,3% выше цены билета в плацкартный и на 32,2% в общий вагон. Однако в новом проекте приказа эта дельта и на 2017-й, и на 2018 год нулевая.

На 2017 год в бюджете для ФПК было заложено 9,7 млрд руб. Но, по данным «Ъ», ФПК подала в ФАС уточненные данные по плановым доходам на 2017 год: прогнозные доходы в регулируемом сегменте — 97,9 млрд руб., а необходимая валовая выручка с учетом инвестсоставляющей — 110,5 млрд руб., расхождение в 12,6 млрд руб. Однако ФАС сочла, что компании вообще не нужны субсидии.

В ФАС ситуацию не комментируют. Источник, близкий к ведомству, сообщил «Ъ», что пока обсуждение не закончено, между ведомствами есть противоречия. По данным «Ъ», вопрос обсуждался 27 апреля на правлении ФАС. Как пояснили «Ъ» в ФПК, «были урегулированы основные подходы к расчету коэффициентов приведения к экономически обоснованному уровню тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах, за исключением ожидаемых объемов перевозок в 2017 году».

Наряду с субсидиями ФПК получает существенную косвенную господдержку в виде налоговых льгот. На 2016 год НДС на пассажирские перевозки в дальнем следовании был уменьшен с 18% до 10%, а на 2017-й и последующие годы обнулен. По данным ФПК, в результате доходы от пассажирских перевозок в регулируемом сегменте в 2017 году должны были достигнуть 109,7 млрд руб., общие доходы по пассажирским перевозкам — вырасти на 15,7 млрд руб. и сравняться с расходами (199,8 млрд руб.), а превышение расходов в регулируемом сегменте над доходами — сократиться до 8,9 млрд руб. При этом, уточнили в ФПК, на закупку нового подвижного состава уйдет не менее 15 млрд руб. Минтранс поддерживает выделение ФПК средств, заложенных в бюджете на 2017 год. В Минэкономики вопрос «прорабатывается».

В разгар обсуждения столь существенной для пассажирского движения проблемы ОАО РЖД усиливает это направление новым кадром. Вчера стало известно, что курировать пассажирские перевозки в монополии будет экс-начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Пегов, которого, в свою очередь, сменит его первый зам Виктор Козловский. По информации источников «Ъ», нынешний куратор пассажирского комплекса Михаил Акулов должен покинуть свой пост. Один из собеседников «Ъ» утверждает, что на прошлой неделе господин Акулов уже написал заявление об увольнении. Другой источник «Ъ» добавляет, что с отставкой топ-менеджера будет упразднена и его должность (о тренде по смене вице-президентов ОАО РЖД на более управляемых директоров см. «Ъ» от 11 мая). Как будет в итоге называться должность господина Пегова, пока неизвестно.

Для ФПК субсидии весьма критичны, полагает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, поскольку наряду с задачей обеспечения перевозок у компании есть задача обновления парка, а затраты на это не учтены. И если, дав компании льготы по НДС, государство заберет у нее субсидии, подчеркивает эксперт, это создаст риск роста тарифа в социальном сегменте и ударит по загрузке Тверского вагоностроительного завода.

Наталья Скорлыгина

Источник: «Коммерсантъ»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru