Больше трети (40%) продаж акций и облигаций банки проводят под видом вкладов. Об этом в четверг пишет газета “Известия” со ссылкой на исследование Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ).
По данным издания, весной этого года волонтеры и активисты ассоциации изучали случаи мисселинга (продажи одного финансового продукта под видом другого – прим. ТАСС) при реализации финпродуктов кредитными организациями в 12 городах. “Выводы исследования получились неутешительными: 40% продаж акций и облигаций совершились под видом вкладов. И банки забывают упомянуть, что доходность не гарантирована, соответственно, риски по такому инструменту выше”, – говорится в сообщении.
Как пишут “Известия” нынешний момент способствует распространению мисселинга, так как доходность по депозитам вслед за ключевой ставкой стремительно снижается. На данный момент средняя обещанная доходность по депозитам приближается к 7%. “Этой весной банки по разным причинам стали активно предлагать клиентам якобы более доходные в сравнении с депозитами способы сохранения средств. В первую очередь – паи в ПИФах, а также акции и облигации. Но это существенно отличающиеся от вкладов финансовые инструменты, и выдавать одно за другое есть не что иное, как мисселинг”, – говорится в исследовании АРФГ.
В исследовании отмечается, что самым распространенным вариантом мисселинга является тот, при котором клиентам не сообщается, что они заключают договор не с банком, а с брокером, доходность не гарантирована, система страхования отсутствует, а также не сообщается о наличии высокой комиссии при операциях с ценными бумагами. “В результате клиент ожидает получить озвученную менеджером доходность по аналогии с тем, как он получает проценты по вкладу (за которыми он, собственно, и приходил – до того момента, как ему предложили “интересную альтернативу”), и, мягко говоря, недоумевает, увидев на своем счету сумму меньшую, чем была изначально”, – выяснили в АРФГ.
По словам гендиректора АРФГ Вениамина Каганова, такая практика может привести не только к потенциальным потерям у инвесторов, но и к ухудшению репутации банков и финсектора. Каганов также объяснил, почему кредитные организации идут на это. “С одной стороны, у менеджеров банков есть вполне осязаемые планы по продажам, в том числе инвестпродуктов. С другой, грань между агрессивной продажей и мисселингом, и правда, очень условна, поэтому не все ее видят. С третьей, клиенты часто стесняются задавать неудобные вопросы и добиваться исчерпывающей ясности”, – сказал он.
По информации: “ТАСС”