“Надо признать, что климат меняется, об этом и свидетельствуют такие погодные аномалии”
Чудовищный ураган, обрушившийся на Поволжье в минувшие выходные, унёс несколько человеческих жизней, покалечил десятки людей и нанёс значительный материальный ущерб. Жители пострадавших от разгула стихии регионов жалуются на плохую работу коммунальных служб и правоохранительных органов, а в некоторых случаях – на отсутствие соответствующих СМС-предупреждений. Почему подобные истории повторяются из года в год, разбирался «Октагон».
Неожиданно налетевший ураган оказался фатальным для жителей Татарстана, отдыхавших в палаточном лагере на территории национального парка «Марий Чодра» в соседней Республике Марий Эл. Очевидцы делятся в соцсетях страшными подробностями: говорят, что ветер налетел неожиданно, огромные деревья начали ломаться, как спички. На сегодняшний день известно об 11 погибших и 76 пострадавших – людей фактически завалило в лесу, убежать от стихии было невозможно.
Шторм ударил и по соседним регионам: помимо Марий Эл и Чувашии, ураган обрушился на Татарстан, Нижегородскую, Пензенскую, Ульяновскую, Кировскую и Самарскую области. Порывы ветра там местами достигали 30 метров в секунду. По данным пресс-службы МЧС России, в 41 муниципальном образовании произошли нарушения энергоснабжения в 520 населённых пунктах, где живут 99,5 тысячи человек, упали больше 550 деревьев, повреждены кровли 41 жилого дома и семи социально значимых объектов.
В Чувашии непогода стала причиной несчастного случая на Волге, где во время грозы перевернулся катер «Ритм». На борту находились 10 человек, в том числе шестеро детей. Согласно предварительным данным, в результате ЧП пострадали четыре человека, погиб семимесячный ребёнок. Число жертв может увеличиться: спасательные службы продолжают искать 34-летнего мужчину, который управлял катером, и восьмилетнего ребёнка.
Не предупредили?
Сегодня коммунальные службы продолжают устранять последствия урагана, однако нынешняя непогода, похоже, станет поводом для серьёзных разбирательств. Юрист из Ульяновска Константин Толкачёв рассказывает «Октагону», что его удивила полная апатия местных властей как до шторма, так и после:
– Никаких предупреждающих СМС-сообщений о грядущей непогоде, шквалистом ветре жители конкретно Ульяновской области не получали. Уверен, что многие люди иначе бы повели себя – например, не поехали бы на природу, убрали машины из-под деревьев, заготовили воду и спички на случай отключения электроэнергии. К сожалению, все худшие последствия многие жители региона испытали на себе.
По словам собеседника издания, в регионах, по которым прошёлся ураган, повреждены десятки машин, поселения продолжительное время оставались без света.
– Большие проблемы были в Ульяновске и во втором по величине городе области – Димитровграде. По большому счёту полноценно регион не приведён в порядок и по прошествии трёх суток, – добавляет он.
Власти предложили жителям оставлять заявки по телефонам центра управления городом.
– Все, кто туда обращался, жаловались либо на то, что не берут трубки, либо на то, что ничем не помогли. Про центр управления регионом и вовсе приходится молчать – на мой взгляд, он никак не проявил себя в момент ЧП. Нет никаких алгоритмов действий для пострадавших из-за повреждений имущества, планов и сроков уборки, – говорит Толкачёв.
В социальных сетях можно найти немало драматических снимков, сделанных очевидцами: поваленные деревья, искорёженные машины, упавшие заборы и остановки общественного транспорта.
Как поясняет президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, владельцам пострадавших в результате разгула стихии автомобилей необходимо вызвать сотрудников полиции для фиксации случившегося, после чего инициировать проведение дендрологической экспертизы – именно она должна установить состояние упавшего дерева. Если экспертиза покажет, что дерево было старым, то собственник авто вправе требовать компенсации от управляющей компании или районных властей.
– Вероятно, придётся несколько месяцев судиться, поскольку управляющие крайне редко удовлетворяют такие претензии в добровольном порядке. Однако, если машина не застрахована по каско, другого пути нет. Чаще всего суды встают на сторону потерпевших. Однако в любом случае спасение утопающих остаётся делом рук самих утопающих, – сообщает Травин.
Новая реальность
Жители пострадавших регионов, с которыми удалось пообщаться «Октагону», жалуются на то, что местное руководство во многих случаях проявляло нерасторопность, медленно реагировало на вызовы, связанные с падением деревьев, повреждением электросетей и автомобилей. Например, отмечались случаи, когда сотрудники ГИБДД отказывались выезжать на место падения деревьев на припаркованные машины, мотивируя это тем, что речь не идёт о дорожно-транспортном происшествии.
Эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач в разговоре с изданием подтверждает, что к региональным властям по-прежнему возникает много вопросов в части реагирования на чрезвычайные ситуации:
«Во-первых, продолжает превалировать принцип работы на авось. Во-вторых, мы наблюдаем отсутствие адекватной ответственности: каждый чиновник знает, что никто его по-настоящему не накажет».
По убеждению собеседника, после случившегося в Поволжье прокуратура наверняка внимательно изучит вопрос, почему система оповещения о ЧС не сработала либо сработала не в полной мере.
– Все механизмы реагирования известны, они существуют, однако такие истории, в том числе с человеческими жертвами, продолжают повторяться. В мае 2017 года обрушившийся на Москву ураган унёс жизни 16 человек, более 140 пострадали. При этом СМС-сообщения об опасности жителям пришли слишком поздно.
По мнению климатолога, ведущего научного сотрудника Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова, кандидата физико-математических наук Андрея Киселёва, задолго прогнозировать подобные явления практически невозможно, однако за несколько часов синоптики, как правило, знают о надвигающихся катаклизмах.
– Надо признать, что климат меняется, об этом и свидетельствуют такие погодные аномалии. По сравнению с концом прошлого века их стало примерно в два раза больше. Поэтому жить как прежде уже не получится, – объясняет эксперт.
Как он полагает, россиянам следует адаптироваться к новой климатической реальности, а властям – полностью пересмотреть систему подготовки к таким ситуациям и реагирования на них. Киселёв не исключает, что частота природных катаклизмов в ближайшее время продолжит нарастать.
Фото: pixabay
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”