В то время как россияне гонятся за гигантскими машинами, европейцы предпочитают пересаживаться на велосипеды и скутеры.
Плотный итальянец «при полном параде» и с дипломатом в руках спешно спустился из офисного здания, ловко оседлал скутер, выкатил его на дорогу, поддал газу и вскоре смешался с транспортным потоком. Тем временем в тысячах километрах восточнее влился в поток и его российский «коллега», в отличие от итальянца оседлавший огромный внедорожник и судорожно посматривающий по сторонам от боязни как бы кого-нибудь не зацепить…
Знакомая картинка, не правда ли? Культ огромных машин, процветающий в России, с каждым годом становится все заметнее. Захлопнув дверь своего металлического бегемота, и тем отгородившись от внешнего мира, жители мегаполисов не пугаются ни пробок, ни проблем с парковкой. Погоня за «быстрее, больше, дороже» сметает все на своем пути — похоже, что, выбравшись из тотального дефицита всего и вся, единственным препятствием на пути к получению желаемого становится не отсутствие товара на рынке, а только нехватка средств на него.
Купив вожделенную «тачку», мы со скоростью 10 метров в час продвигаемся по городским артериям, сжигаем тонны топлива и не думаем, что этим добровольно становимся заложниками металла, который медленно, но верно развращает нас, все сильнее выживая при этом пешеходов из города. Иные автомобилисты уже давно видят в куда-то спешащих пешеходах исключительно бессребников-неудачников и относятся к ним соответственно — как к помехам на пути.
Огромные автомобили, в которых зачастую сидят один-два человека, места на дорогах занимают столько, сколько хватило бы десятку даже самых тучных людей, и эти джипы-гиганты образуют заторы, которые не рассасываются часами и разрушают нашу психику. Наши продвинутые соседи-европейцы, хорошо понимая глубину проблемы, уже давно и сознательно пересаживаются на велосипеды и мопеды, а если и покупают машины, то небольшие, компактные, которые у многих русских людей почему-то вызывают лишь ироничную усмешку, не больше. Благодаря такой позиции, ходить «по европам» становится легко и удобно, а ездить — приятно.
Здесь, на узких улочках, пропитанных многовековой историей, где огромные внедорожники смотрелись бы дерзко и вызывающе, правят скутеры и мини-вены, мотоциклы и велосипеды. Им просто не суждено создать пробки даже при чрезмерном скоплении в одном месте, а юркость и маневренность позволяют быть рыбой в воде среди городских джунглей и не терять драгоценные часы, с годами выливающиеся в дни и недели бесценной нашей жизни.
Все тот же клерк-итальянец на своем мопеде за день успевает переделать кучу дел, за каких-нибудь полдня объехать с десяток клиентов, спокойно паркуясь в самых труднодоступных местах, и затем спокойно вернуться обратно, тогда как его российский коллега потеряет весь рабочий день, но не сделает порой и половины от запланированного.
Неужто мы не в силах брать пример с цивилизованных европейцев?
Никто ведь не призывает отказываться от автомашин, а вот в размерах уменьшиться явно бы не помешало. Фанатичное желание гигантского и дорогого, наша бесполезная попытка что-то компенсировать, кому-то что-то доказать и кого-то превзойти похожа на жалкие мальчишеские забавы, которые меряются сами знаете чем.
Максим ГУСЕВ
спецкор «НВ»
РИМ — МОСКВА