Home / СЛАЙДЕР / Инновационно — динамическая труба импортзамещения и модернизации технологий

Инновационно — динамическая труба импортзамещения и модернизации технологий

Полковник ГРУ Олег Сергеев – о том, кто будет владеть миром.

3f71457135037ac45041fc9c687c5ab8Ежегодное Послание Президента РФ 2012 года дает однозначный прогноз: страны, победившие в борьбе за интеллект человека, будут владеть всеми природными ресурсами Земли, включая металлы, нефть и газ.

Кризис в Украине и западные санкции углубляют технологический застой и создают реальную угрозу национальной безопасности России. Без инновационного импортзамещения исторический шанс модернизации технологий будет утрачен.

Технологический тупик локализации производства

Спустя 70 лет план ГОЭЛРО исчерпал индустриальный ресурс локализации прорывных достижений в электротехнике и тяжелом машиностроении.  Информационно-коммуникационные технологии постиндустриальной эпохи придали новый смысл локализации промышленной инфраструктуры.

Сегодня ключевая идея хайтека локализуется в микрочипе компьютера за тысячи километров от промзоны или места развертывания комплекса оружия.

Высшее качество конкурентоспособный продукт приобретает только на «родной» технологической платформе корпорации. Диалог покупателя и продавца исчерпывается риторическим вопросом: «Кто производитель данного товара?».

Отверточная сборка в автопроме открыла российский рынок для мировых брендов. Оказалось, что легче научиться собирать автомобили из зарубежных компонентов, чем создать их производство в регионах. По факту: локализации не происходит. Наоборот, объемы потребления нашей продукции снижаются.

Иностранным производителям, развернувшим в России сборочное производство, выгоднее импортировать все 100% сложных деталей, мы же поставляем только нескольких видов узкоспециальных деталей и материалов.

Не приходится говорить об импортзамещении даже несложной продукции. Единственный и старейший поставщик инвалидных колясок из ФРГ ООО «Отто Бокк Мобилити» смог достичь в России лишь 50% локализации производства.

Можно называть любые цифры локализации высокоскоростных магистралей (ВСМ) – они не отражают смысл интеграционного проекта «Немецкая инициатива», объединившего множество специализированных фирм, где «Сименс» отвечает за поезда, как главный элемент технологической платформы системы, реализующей безопасный контакт рельсов и колеса.

Эффективность российского проекта ВСМ обеспечивается новыми техническими средствами диагностики всей инфраструктуры, нормативно технической документацией, комплексными диагностическими поездами, что потребует реформы системы подготовки специалистов и научных кадров.

Популярные у нас «Сапсан» и «Ласточка», китайские и корейские скоростные поезда созданы на базе одной немецкой технологической платформы при адаптации к техническим требованиям разных стран.

Наличие платформы позволяет франко-немецкой корпорации EADS отсекать Россию от самых передовых технологий и делать, например, спутник исключительно под ключ: «Вот вам вход, выход, а что внутри вас не касается”.

Этим же оружием США блокируют наше участие в международном проекте орбитальной обсерватории «Спектр-УФ» при запрете на поставки радиационно-стойких компонентов, наладить их производство в ближайшей перспективе невозможно. Однако инженерная мысль и системный анализ платформы не раз выручал наших конструкторов и в более сложных ситуациях.

Сила технологической платформы в интеллекте человека

Приходится признать: старшее поколение мыслило лучше нас и добивалось впечатляющих результатов в самые короткие сроки и в более сложных условиях.

Вспомним американский ПЗРК «Стингер», ставший грозой для советской авиации в Афганистане. Анализ образца, добытого спецназовцами ГРУ, исключал его копирование из-за отсталости отечественной микроэлектроники.

Инженерный подвиг Главного конструктора Коломенского КБМ Сергея Непобедимого заключался в создании более совершенной платформы ПЗРК на отечественной элементной базе. Заметим, инновацией здесь явилась не оригинальность «обходного» схемного решения, а творческая мысль, «зашитая» в платформу лучших в мире переносных зенитно-ракетных комплексов.

В отличие от традиций конструирования машины из «железа» деталей, платформа открытого типа позволяет, как в конструкторе ЛЕГО, собрать конфигурацию функциональных блоков, представленных в виде  электронных моделей технологий, открытых для новых знаний и требований заказчика.

Так, платформа авионики позволяет использовать технологию отсечки топлива самолета для защиты магистральных трубопроводов. При старом подходе наши гирокомпасы весят десятки килограммов, а западные, в которых вместо металлического ротора использован световой луч, — всего пару килограммов.

Мировым брендом служит мысль президента Совета по конкурентоспособности национальной экономики США Деборы Уинс: «Кто слаб в вычислениях, тот не конкурентоспособен на мировом рынке».

Сегодня неотъемлемой частью платформы любой современной системы массового обслуживания служит парк суперкомпьютеров. Быстродействие этих машин позволяет сократить этап превращения идеи в конкурентоспособный продукт. Свою максимальную производительность суперЭВМ показывают в тестах, но решение сложных задач превращает этих монстров в «черепаху».

Эффективность платформы определяет интеллект инженера в приведении функции «железа» к виду, удобному для математического моделирования и в создании современного программного обеспечения (ПО) для суперЭВМ.

Великий и могучий

Стык технической идеи и абстрактной модели всегда служил точкой инноваций, инициирующих прорыв в широких сферах деятельности человека.

В анналы истории вошел шпионский скандал 2000 года, связанный с самой скоростной в мире торпедой «Шквал», оснащенной кавитатором, снижающим гидродинамическое сопротивление движению. Фигурантами здесь были гражданин США Эдмонд Поуп, — руководитель фирмы «Техсоурс Мариг Групп ЛТД» и профессор МГТУ им. Баумана Анатолий Бабкин.

Вскоре осужденный на 20 лет тюрьмы Поуп был помилован и убыл на ПМЖ в США. Возникает вопрос, какие сведения он смог получить от скромного профессора вуза о торпеде, изученной американцами до винтика?

В те годы янки знали устройство кавитатора наших БРПЛ, после запуска маршевого двигателя он отстреливался. Оснащалась им и ракета «Трайдент-1».

Предшественниками: «Шквала» были реактивная авиационная торпеда «РАТ-52»  и «землеройная» ракета для прокладки труб большого диаметра.

Несомненно, талантливо «свернуть» эти знания в модель мог только великий и могучий русский язык. В США вскоре появился патент на трубу из пузырей, снижающую гидродинамического сопротивления движению тела. Патент опирался на математическую базу и ПО многих технологических платформ.

Логично привести данную модель к любому процессу, как трубу из смазочного материала с антифрикционными присадками, где кавитация – лишь частный случай инновации для движения тела в жидкой среде. В этом случае новые идеи могут служить и для продуктивного отказа от анахронизмов.

Ракетостроение всегда было ареной борьбы за лишние граммы. Возможно, установка кавитатора поможет инженерам МИТ отказаться от анахронизма массой в десятки килограммов – решеток аэродинамических рулей «Булавы».

Оптимизация угла атаки крыла, открытого Александром Можайским, послужила присадкой в выборе конфигурации лопаток турбины, сопла реактивного двигателя и загадочной летающей тарелки.

Практика подтверждает: секрет подъемной силы инновации заключается в точности языка формулы «присадки» и решаемой проблемы.

Расхожие суждения, что нет смысла заниматься импортзамещением в бытовой электронике, опровергает китайская инновационно-динамическая труба с «присадками» из быта, скрупулезно описанного иероглифами.

Расшифровка мыслей конструктора, исследование архивов, схожи с работой минера, рискующего жизнью при разоружении неконтактной мины, чтобы  узнать параметры взрывателя, настроить тралы и открыть фарватер для прохода кораблей.

Очевидно, что ликвидация старейшей научно-технической библиотеки «АвтоВАЗа» означает закрытие фарватера для отечественной платформы на минном поле отверточной сборки иностранных автомобилей.

Синдром поклонения «железу»

Столетиями Россия засекречивает известные результаты труда — «железо», но за бесценок продает или уничтожает уникальные идеи и технологии его разработки и производства («Уголовный кодекс на службе у Джеймса Бонда», НВО, 2013).

Поклонение «железу» означает диктатуру формы над содержанием. Этот синдром послужил варварскому разрушению отечественной микроэлектроники, вычислительной техники и программного обеспечения после принятия 18 декабря 1969 года Минрадиопромом СССР предложения генерального конструктора С.А.Крутовских об ориентации  ЕС ЭВМ на архитектуру IBM/360.

При «облачном» ПО превосходство нашей математической школы сводится к нулю. Примитивной формализацией сегодня отмечен путь реформаторов.

Интегратором науки и производства всегда было образование, утрата этих функций ведет к технологическому застою. И, если закон предписывает ограничиться объединением науки и образования, на инновационном развитии производства и военного дела можно поставить крест. Ничто не помешало перевести Главкомат ВМФ в город на Неве, а потом возвратить его в Москву.

Споткнувшись на морской «Булаве» с непригодностью наземной платформы «Тополя», наши мудрецы поручили ГРЦ им. Макеева создать на морской платформе тяжелую ракету наземного базирования.

Следуя курсом Екатерины Приезжевой можно объединить НИИ и вузы, принять убийственное для образование решение прекратить прием курсантов, вывести в резерв «лишних» офицеров, а позже невинно признаться в просчете.

В славное 55-ти летие вирус дислексии проник и в РВСН (ВПК № 44, 2014).

Всему виной преступное недомыслие – сестра элементарной безграмотности.

К сведению чиновников: интеграция и объединение — разные понятия.

Объединить девять беременных женщин не означает начать деторождение.

Непродуманное совмещение объектов и технологий заканчивается синдромом Цусимы, — поражением эскадры Рожественского, потерявшей скорость и маневренность объединившись с тихоходными кораблями отряда Небогатова.

Главной присадкой инновационной трубы содержания образования была идея великого немецкого ученого Александра фон Гумбольдта (1769-1859) одновременно изучать студентами дисциплины и вести научные исследования.

В 1951 году школа Гумбольдта воплотилась в Военно-морском училище Инженеров оружия и Московском физико-техническом институте. Этот тренд нашел достойное место в декабрьском 2014 года Послании  Президента РФ.

Эффект интеграции формальной и неформальной составляющей применяется в системе дополнительного образования и дуального обучения рабочих — профессионалов. В 60-е годы данный метод сократил в полтора раза сроки подготовки боевых расчетов ПБРК «Темп-С» на полигоне Капустин Яр.

Сергеев Олег Леонидович,

эксперт всероссийского фонда образования,

кандидат технических наук, полковник,

ветеран РВСН и ГРУ ГШ

 

Рейтинг@Mail.ru