Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 30 03 2017
Home / СЛАЙДЕР / Торговый оборот взлетел на самолетах

Торговый оборот взлетел на самолетах

Удививший Владимира Путина рост импорта из США не имеет отношения к экономике.

KMO_118418_00227_2_t218_225014«Ъ» нашел объяснение росту товарооборота между Россией и США, «удивившему» Владимира Путина. Ранее президент противопоставил этот «положительный» тренд падению товарооборота РФ со странами Евросоюза. Источники «Ъ», близкие к администрации США, пояснили, что «рост не отражает реальное состояние экономических связей двух стран и во многом обусловлен покупкой «Аэрофлотом» самолетов Boeing по контракту от 2011 года». В пресс-службе Boeing «Ъ» подтвердили, что в 2014 году «Аэрофлоту» поставили шесть Boeing 777-300 ER. В российской таможенной статистике позиция импорта из США, показавшая его общий рост, обозначена «секретным кодом».

Выступая в понедельник на встрече с представителями Федерального собрания, Владимир Путин заявил, что статистика показывает рост товарооборота с США, и признался, это его «немножко удивило». Он отметил, что с Евросоюзом товарооборот упал, при этом импорт из входящих в него стран уменьшился на 7-10%. «Правда, есть и некоторые положительные вещи, которые, когда я посмотрел статистику сегодня, меня немножко даже удивили. Скажем, у нас происходит увеличение товарооборота с другими странами: например, с США товарооборот вырос на 7%, а импорт из США увеличился на 23%»,— сказал президент.

Ранее на эти неожиданные в условиях санкций данные обращали внимание в российском МИДе. Один из немецких бизнесменов, принявших участие в ноябрьской закрытой встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым (см. «Ъ» от 6 ноября), рассказал «Ъ», что глава российской дипломатии приводил эти цифры в качестве доказательства своего тезиса о том, что «Евросоюз сильно потерял от навязанных ему американцами санкций, в то время как сами США зарабатывают больше».

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, в январе—октябре 2014 года товарооборот с США составил $25,04 млрд, что на 11% больше аналогичного периода 2013 года. При этом экспорт российских товаров в США упал на 2% (с $9,35 млрд до $9,17 млрд), а импорт американской продукции вырос на 20% (с $13,18 млрд до $15,87 млрд). Товарооборот со странами ЕС за этот же период упал на 6%, причем уменьшился как экспорт, так и импорт. Изучение базы данных таможенной статистики приводит к выводу, что вся привлекшая внимание Владимира Путина прибавка импорта из США (плюс $2,7 млрд) приходится на одну группу товаров, оформленную в соответствии с кодами товарной номенклатуры (ТНВЭД) как «Секретный код». По нему за десять месяцев 2014 года поступило товаров на сумму $4,84 млрд против $1,45 млрд в прошлом году, то есть сразу на $3,39 млрд больше. Это означает, что без учета «секретного кода» остальной, «нормальный» импорт из США вовсе не вырос, а наоборот, сократился.

Из $4,84 млрд поставок по «секретному коду» более 80%, или $3,95 млрд, приходится на получателей с местом регистрации в Москве. По словам источников «Ъ» в таможенной сфере, под этим кодом при необходимости могут поставляться не только вооружения, но и вполне гражданское оборудование по неафишируемым по каким-то причинам контрактам. В ФТС, куда «Ъ» обратился за разъяснениями, сослались на указ президента от 2006 года N90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». По части внешней торговли указом среди прочего предписывается секретить сведения, «раскрывающие стратегию, тактику внешней политики РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства».

Источники «Ъ», близкие к американской администрации, подтверждают, что рост товарооборота между РФ и США «не отражает реальное состояние экономических связей двух стран, а является результатом реализации старых контрактов». «Прежде всего, речь идет о покупке «Аэрофлотом» самолетов Boeing по контракту от 2011 года»,— пояснил один из собеседников «Ъ».

В пресс-службе Boeing «Ъ» пояснили, что в 2014 году «Аэрофлоту» поставили шесть Boeing 777-300 ER (увеличенной дальности полета) из общего заказа на 16 самолетов модели 777. «Аэрофлот» стал первым заказчиком воздушных судов такого типа. В 2011 году в рамках авиасалона в парижском Ле-Бурже авиакомпания объявила о заказе восьми самолетов, который профинансировал ВЭБ. Тогда же компания назвала стоимость сделки, которая составила $1,156 млрд за восемь машин, позже «Аэрофлот» договорился об опционе еще на восемь таких же самолетов. В ценах каталога 2014 года один самолет оценивается в $330 млн. Эта поставка объясняет большую часть прироста импорта из США по «секретному коду». В Boeing влияние данной сделки на торговый баланс между Россией и США комментировать не стали.

Елена Черненко, Вадим Вислогузов, Елизавета Кузнецова

По информации: www.kommersant.ru

 

Рейтинг@Mail.ru