Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Суббота, 10 12 2016
Home / Общество / Дуальная подготовка операторов инновационного производства

Дуальная подготовка операторов инновационного производства

Одна из основных проблем отечественной экономики заключается в дефиците профессиональных кадров.

1042569958С таким заявлением Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев выступил перед участниками проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Молодые профессионалы».

Пакет вместо тандема

Инновации рождаются в новых словах. Режущее слух понятие дуализм в применении к системе подготовки квалифицированных рабочих кадров Германии настраивает на поиск ключевой идеи развития дополнительного образования.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определенной области знания это понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Инновационный ресурс дуализма состоит в выборе эффективной технологии пересечения фундаментальных принципов обучения и воспитания человека с целью получить дополнительные возможности повышения, в сравнении с традиционным, качества общего и профессионального образования.

Научной основой этих технологий служит деятельностный подход и теория поэтапного формирования умственных действий отечественных психологов Алексея Леонтьева, Петра Гальперина и Нины Талызиной.

Авторы этой теории считают, что для безошибочной работы специалист должен учитывать всю систему условий правильного выполнения своих функций, иметь представления о цели, плане и средствах ее достижения, иначе, по Гальперину, ему необходима полная ориентировочная основа действия (ООД).

Эффект дуального образования при формировании полной ООД достигается за счет интеграции проводимых одновременно программ (пакета) теоретической и практической подготовки учащихся к самостоятельной деятельности.

В отличие от традиционного тандема, где практика закрепляет теоретический курс, в пакетной схеме и теория, и практика дополняют друг друга на всех этапах процесса подготовки специалиста – профессионала.

По опыту известно: эффективность дуального образования зависит от мер по интенсификации процесса при сокращении общего периода подготовки специалиста и росте числа пересечений теоретического и практического курса

Рабочий новой формации

Успех инновационной экономики Германии определяют эксклюзивные дуальные технологии подготовки операторов АСУТП, — специалистов автоматизированных систем управления технологическими процессами, владеющих инструментом анализа средств отображения информации (СОИ).

В век высоких технологий данное требование определяет содержание всех уровней профобразования в промышленности и здравоохранении. Навыки работы с СОИ обязательны для станочников и других специалистов рабочих профессий.

Сегодня нефтегазовую индустрию олицетворяют не люди в спецовках с инструментами в руках. На современном промысле рабочее место буровика — это компьютер со сложной системой джойстиков и клавиш, экраном, на котором по параметрам он должен увидеть все происходящие на буровой установке процессы.

Те же тенденции имеют место быть в отраслях с неприемлемой ценой ошибки оператора, — атомной, авиационной, ракетно-космической и других.

Перманентные жалобы вузов на дефицит практики мало говорят о ее главной цели и средствах достижения — сформировать у специалиста оперативное мышление, особую способность оценить по параметрам состояние реального объекта управления, создать статическую и динамическую модель ситуации.

Автоматизация, которая минимизирует число управляющих воздействий оператора, усложняет аппаратную часть системы и, как следствие, увеличивает продолжительность теоретического курса подготовки. Порой даже возникает синдром забывания задач компьютеризации технологий производства.

Оригинальной попыткой Губкинского НИУ интегрировать теорию и практику явилось «пересечение курсов» в формате дистанционного обучения, когда преподаватель находится на реальной буровой, и в режиме реального времени ведет занятия со студентами, сидящими  в университетской аудитории.

Напротив, преподаватели Северного (Арктического) Федерального университета (САФУ) им. М.В.Ломоносова наблюдают за самостоятельной работой студентов на исследовательском судне «Профессор Молчанов» из университетского центра космического мониторинга Арктики. Что, однако, не компенсирует потерю производственной практики при переходе на бакалавриат.

Смогут ли бакалавры найти себе применение на заводе – большой вопрос.

План Минобрнауки увеличить на полгода, за счет практики на последнем курсе, сроки по программам среднего профобразования полностью исключает эффект дуальности. Согласно данному принципу немецкие студенты учатся 1-2 раза в неделю, а в остальное время они проходят практику.

Наши чиновники считают, что на заводе «студентов научат тому, что не узнаешь в классе, или учебной лаборатории». Логично было бы техникум закрыть, если знания студент получит за последние полгода на предприятии ОПК.

Весьма сомнительно, чтобы в немецкой дуальной модели теоретический курс сокращали произвольно. Налицо эффективность программы обучения, позволяющей сконцентрировать усилия на производственной практике.

Показательно мнение директора департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Натальи Золотаревой о значительной части нашего высшего образования в действительности соответствующего, по западным меркам, среднему профобразованию.

Сергеев Олег Леонидович,

эксперт всероссийского фонда образования,

кандидат технических наук, полковник,

ветеран РВСН и ГРУ ГШ

Рейтинг@Mail.ru