Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Суббота, 25 03 2017
Home / СЛАЙДЕР / Жюри не расслышало оперу XXI века

Жюри не расслышало оперу XXI века

В Москве вручили «Золотые маски»

image17425002_d1ffa08c6f4ac46e5e297f0d8a1993ac

Торжественная церемония вручения премии «Золотая маска» прошла в субботу в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Как ни старались организаторы избежать всякого рода провокаций, без них не обошлось. Как со стороны публики, так и со стороны жюри.

Режиссер Нина Чусова и художник Зиновий Марголин создали лаконичную и динамичную церемонию (которая все равно затянулась на три с лишним часа). Открывалась она видеомэппингом с карабкающимся по театральным зданиям символом «Маски-2015» – человечком с треугольным куполом на голове, а один из них «ожил», вышел на сцену и приветственно помахал гостям. Далее ведущие Александра Урсуляк и Александр Молочников представляли вручантов, те, в свою очередь, объявляли лауреатов. Самыми подготовленными оказались пара Вера Мартынова и Глеб Фильштинский, цитировавшие афоризмы про художников, а самыми интересными – Елена Морозова и Евгений Редько, неформально и очень весело обыгравшие свою, в общем, формальную роль.

Министр культуры Владимир Мединский в паре с актрисой Дарьей Мороз вручал спецпризы – за поддержку театрального искусства. Их в этом году получили глава «Северстали» Алексей Мордашов и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Министра встретили тихо, но вот во время его речи кто-то из партера пронзительно закричал: «Верните «Тангейзера»!», на что зал, разумеется, отреагировал бурными аплодисментами. Министр на просьбу про «Тангейзера» предложил обратиться к меценатам, например, к новоиспеченному лауреату «Маски» Мордашову. Вряд ли бизнесмен это предложение примет: еще ни одна частная инициатива в опере не приносила дивидендов, частные оперные театры больше разорялись – вспомним хоть театры Мамонтова или Зимина.

Категорическое непонимание профессионального сообщества вызвало решение жюри музыкального театра не присуждать премию в композиторской номинации. Напомним, в этом году соревновались Майкл Найман (проект DIDO в «Новой опере») и Дмитрий Курляндский («Носферату» в Перми). Вероятно, работа первого показалась жюри чересчур вторичной, особенно в соседстве с гением Перселла (Найман сочинил пролог к известной опере «Дидона и Эней»), второго – чересчур авангардной, порождающей разговоры вроде «Да какая это опера, в ней же не поют, да и вообще это не музыка». Дискуссия о том, что такое опера XXI века, идет давно, в том числе в рамках «Золотой маски»: в прошлом году композиторская премия не досталась Сергею Невскому за оперу «Франциск» (победил более понятный уху Владимир Кобекин), но этот проект был отмечен спецпризом.

В этом году жюри показало самую худшую сторону консервативности – косность. Решение это крайне претенциозное. Во-первых, отказано было композиторам с мировым именем. Наймана читателю представлять не нужно, Курляндский – один из лидеров своего поколения, композитор с нестандартным мышлением, собственной композиторской техникой и т.д. Он обласкан и принят на Западе как равный (часто русских композиторов там принимают за «экзотику»), регулярно пишет по заказу прогрессивных институций. Его опера «Носферату», написанная по заказу Пермского театра оперы и балета, для России, безусловно, новаторская. И там, если уж руководствоваться традиционными критериями, поют, хотя на первый план и выведены звукотембровые приемы у хора и драматических артистов. Принципиально не отметить этот грандиозный проект, когда мировая премьера оперы проходит в крупном государственном театре, было неверно – это во-вторых. А ведь в жюри были выпускники консерватории, прогрессивные режиссеры, пропагандисты оперы, артисты театров-революционеров (Геликон-опера), лучшие исследователи музыкального театра – а две трети жюри голосовало за неприсуждение приза.

Такие прецеденты бывали – несколько лет назад не был присужден ни один приз в области оперетты и мюзикла, но тем самым жюри показало кризисную ситуацию в этом жанре. Но сейчас жюри отказало, по сути, новому и долгожданному процессу появления музыки современных композиторов на оперной сцене. Учитывая, что итоги Маски формируют будущие афиши театров, нетрудно догадаться, что ни один директор сейчас не захочет заказывать оперу? Зачем? вдруг опять без арий напишут? В конце концов выбери члены жюри не экстремального Курляндского, а милозвучного Наймана, вопросов не возникло бы. А ведь завтра каждый из них пойдет на работу и будет говорить о том, что современному искусству не дают дорогу…

Да, проекту DIDO была вручена утешительная «Маска» – спецприз жюри. Но отметили дирижера Дмитрия Волосникова, в то время как поощрения в первую очередь заслуживала режиссер и автор этого проекта Наталия Анастасьева Лайнер, которая его придумала еще в начале нулевых.

Другие решения жюри кажутся справедливыми: в оперетте/мюзикле победил спектакль «Чаплин» Санкт-Петербургского театра музкомедии, в балете – «Укрощение строптивой» из Большого театра, в современном танце – «Экспонат/Пробуждение» в опере – «Королева индейцев» Пермского театра оперы и балета, этот потрясающий спектакль получил и приз критики.

В номинации «Драма/Спектакль большой формы» лучшим спектаклем признан «Вишневый сад» Льва Додина с Данилой Козловским в роли Лопахина и Ксенией Раппопорт в роли Раневской. Соломоново решение при нынешней обстановке, когда радикальные театральные произведения производят небывалые волнения в обществе. И когда театральное сообщество очевидно разбито на группы – кому-то подавай спектакль-манифест, крик, а кто-то хочет припасть к незамутненному источнику театрального академизма… Как обычно, хорошего искусства мало и там, и там. «Вишневый сад» Малого драматического – ни то, ни другое. Это очень качественный спектакль, в котором современность звучания достигается видением сути русской жизни, фатальных спиралей ее истории. К тому же «Вишневый сад» явил целую россыпь прекрасных актерских работ – не только в пределах звездного треугольника Раппопорт–Козловский–Боярская, но в целом ансамбле. К сожалению, никто из него не был отмечен призами. Лучшей актрисой признана Ксения Орлова за работу в спектакле Центра драматургии и режиссуры «Возмездие 12», а актером – Игорь Миркурбанов за роль Федора Карамазова в спектакле Константина Богомолова «Карамазовы» (МХТ им. Чехова). Так жюри вышло из щекотливой ситуации, предложенной экспертами, – в списке лучших спектаклей сошлись сразу две работы Богомолова. Но урожая призов Богомолов не собрал. Правда, и к Миркурбанову можно предъявить претензии – он, как известная и замечательная актриса в эпиграмме Гафта, всегда играет одинаково. Но жюри решило, что все-таки одинаково хорошо. Обошло внимание жюри и явление в Москве Робера Лепажа, его «Гамлет. Коллаж» в Театре Наций остался без наград.

В режиссерской номинации победил Юрий Бутусов со спектаклем «Три сестры» (Театр им. Ленсовета), то есть автор лучшего спектакля (Лев Додин) лучшим постановщиком, по мнению жюри, не стал. Когда лауреаты в этих двух – главных – номинациях не совпадают, это свидетельствует о том, что абсолютного лидера нет. Разве что драматург Чехов остается лидером на российских сценах… Соседство Додина и Бутусова на шкале «Золотой маски» смотрится странно, в подходах своих они полярны, зато теперь радуют любителей примиренческой поговорки «Пусть расцветают все цветы». Кто-то считает «Трех сестер» новой главой в творчестве Бутусова, кого-то «чтение» любой из его «глав» оставляет равнодушным. Клоунада, шутовское выворачивание текста «мехом внутрь», эффектный монтаж аттракционов – все эти принципы бутусовской режиссуры присутствуют в новом спектакле, разделенном на четыре действия. Удивительно, что кого-то еще приводят в трепет и удивление полуголые сестры Прозоровы, Соленый, исполняющий что-то вроде рэп-баллады и подыгрывающий себе на тамтаме. Режиссер подтвердил свою способность поставить яркое, полижанровое шоу. За что и поощрен «Золотой маской». Внимание к «Маске» при всех спорах, порой ожесточенных, кажется, снижается, вряд ли авторитет премии поднимается, когда председатель жюри драматического театра (в этом году – Анатолий Смелянский) не является на церемонию, а номинанты и лауреаты, такие как Додин, Плисецкая, пропускают итоговую «раздачу слонов».

В разделе «Куклы» все позиции, кроме главной, занял спектакль БДТ и творческого объединения «КультПроект» «Когда я снова стану маленьким». Он основан на автобиографической прозе Януша Корчака. Герой-повествователь вспоминает свое бедное, полное приключений варшавское детство. Держится все на монологе героя в исполнении «живого» актера Тараса Бибича. Он несравнимо интереснее маленьких кукол, которые, может, в камерном зале и различимы, но на сцене чуть большей просто теряются. Видимо, потому спектакль и не вытянули на главную «кукольную» премию (она ушла к спектаклю московского театра «Тень» «КукКафе «У. Шекспира»). Но и актер Тарас Бибич, и художники Эмиль Капелюш и Наталья Мишина, и режиссер Евгений Ибрагимов получили «Золотые маски».

Спецпризом жюри драматического театра награжден актер новосибирского театра «Глобус» Лаврентий Сорокин за исполнение роли Позднышева в спектакле Алексея Крикливого «Крейцерова соната». Это приз за актерский подвиг – Сорокин практически два часа ведет со сцены темпераментный монолог. Поставлена «Соната» на него, опытного мастера, но стоило ли включать спектакль в основное соревнование – вопрос. Репутации «Глобуса» он явно не служит украшением.

Дарья Борисова, Марина Гайкович

Фото: news.mail.ru

По информации: Независимая газета

Рейтинг@Mail.ru