Война за Арктику становится реальностью…

Арест гринписовцев показал, что Россия будет предельно жестко отстаивать свои интересы в заполярных широтах

423

Когда 18 сентября российские пограничники сняли с борта нефтяной платформы «Приразломная» двух активистов «Гринписа», пытавшихся разместить там свой баннер против добычи нефти в Арктике, а на следующий день спецназ с вертолета десантировался на «Артик Санраз», стоявший в нейтральных водах как минимум в трех милях от плавучей буровой и фактически захватил судно, многие посчитали эти действия лишь попыткой припугнуть экологов.

Судно вместе с экипажем было отбуксировано в Мурманск, всех гринписовцев задержали на две суток, обвинили в пиратстве и разбросали по следственным изоляторам города. И это казалось запугиванием. Многие считали, что российские власти в суде не посмеют всерьез обвинять мирных демонстрантов в попытке захвата нефтеплатформу.

Слова же Владимира Путина о том, что «никакие они не пираты, но формально они пытались захватить платформу», сказанные президентом России 25 сентября во время арктического форума в Салехарде, проходившего как раз во время захвата корабля «Гринписа», прозвучали неоднозначно. Если они не пираты, то почему пытались захватить буровую? Или все-таки не пытались? И что значит – «формально захватить»? Такая своеобразная игра в «Зарницу»? Но в руках гринписовцев были только фотоаппараты и плакаты со словами протеста против освоения арктического шельфа, а у охранников «Приразломной» – автоматы Калашникова, из которых они делали предупредительные выстрелы, кладя пули в воду рядом с лодками экологов.

Тем не менее, главное в высказывании Путина – что они не пираты, наводили на мысль о том, что спустя двое суток, когда истечет время задержания, экологов отпустят.

Иллюзии исчезли 27 сентября, когда начался суд. Первым на два месяца арестовали российского фотографа Дениса Синякова. В тот же день многие российские интернет-издания в знак протеста против ареста журналиста, выполнявшего свой профессиональный долг, вышли без иллюстраций, на месте которых зияли черные и серые прямоугольники. Сообществом журналистов было также написано открытое письмо с призывом снять с Синякова обвинения и отпустить его. Власти, понятно, все это просто проигнорировали.

А вскоре суд вынес решения и о двухмесячном аресте и по остальным членам экипажа «Арктик Санрайз».

Один из активистов «Гринписа» Дмитрий Литвинов, многие годы назад эмигрировавший из России, а ныне подданный Швеции и США, сказал в суде: «Причина, по которой просят наложить лишение свободы, что мы продолжим заниматься преступной деятельностью… Во-первых, не доказано еще, что она была преступной. Мы не занимались пиратством. Пиратство в любом случае — это нападение на судно, а «Приразломная» — искусственный остров, который не может передвигаться и который не зарегистрирован в российском морском регистре. И нападения не было, это был мирный протест. Мы предупреждали власти на протяжение нескольких дней, что планируем провести акцию».

«Обвинение абсолютно абсурдно, потому что статья 227 Уголовного кодекса «Пиратство» имеет три квалифицирующих признака: захват судна с применением насилия с целью завладения чужого имущества. Ни того, ни другого, ни третьего не было. Не было даже попытки этого», – считает эксперт по экологическому праву «Гринпис России» Михаил Крейндлин.
Также считают и многие другие эксперты.

«Еще раз стало очевидно, что правительство России больше заинтересовано в защите своих безответственных нефтяных компаний, чем в защите Арктики», – отметил пресс-секретарь «Гринписа» Кристоф фон Ливен.

«Решения российского суда — это реликт другой эпохи, как и сама российская нефтедобывающая промышленность. Наши мирные активисты находятся в тюрьме за то, что пролили свет на опасную деятельность «Газпрома», – заявил агентствам исполнительный директор»Гринпис» Куми Найду.

Экосистема Арктики очень чувствительна к различным воздействиям человека. В заполярной тундре, например, следы от вездеходов не зарастают годами. А холодные воды со своей флорой и фауной, по свидетельству ученых, еще более чувствительны к внешним вмешательствам. К тому же там нередки сильные штормы, которые рано или поздно могут навести плавающей платформе серьезные повреждения. В случае аварии на буровой, находящейся в 60 милях от берега, нефтяное пятно может распространится на огромную территорию. Эффективной технологии сбора нефти со льда и ледяной крошки не существует, а сами углеводороды в условиях низких температур разлагаются гораздо дольше, чем в более теплых местах планеты. Кроме того, экологи считают, что «Газпром» недостаточно внимания и средств уделяет вопросам безопасности нефтедобычи. Поэтому активисты «Гринписа» мирными акциями протеста и пытаются привлечь внимание общественности к проектам освоения морских нефтяных месторождений за Полярным кругом.

Проект разработки Приразломного месторождения в Печорском море, обошелся «Газпрому», по разным данным, от трех до четырех миллиардов долларов. Буровая платформа «Приразломная», которую строили 15 лет специально для добычи нефти в Арктике – часть этого проекта. Сейчас на ней проходит отладка оборудования, добычу нефти планируется начать в конце нынешнего года.

Обвинения в пиратстве с арестованных гринписовцев скорее всего переквалифицируют в какие-то другие деяния. Просто пиратство – первый предлог для ареста, который подвернулся под руку, когда во властных кабинетах принимали решение в отношении «Арктик Санрайз». И, скорее всего, через два месяца всех отпустят. Главное в том, что накануне запуска нефтеплатформы, власти России решили показать всему миру, кто в Арктике хозяин. А когда на кону стоят геополитические интересы, подпитываемые «черным золотом» со дна Северного Ледовитого океана, всякие экологи и журналисты, путающиеся под ногами, в руках сильных мира сего становятся лишь разменной монетой.

Геннадий Шалаев

Фото: 1778.com.ua

Ранее

Бывший иеромонах выплатит семьям погибших по 1 млн рублей

Далее

№ 33 (891) от 01.10.2013

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru