Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 27 07 2017
Home / СЛАЙДЕР / Нас ожидают новые «стройки века»

Нас ожидают новые «стройки века»

Эксперты недоумевают, на каком основании и по какому принципу будут финансироваться очередные мега-проекты в России

544

Исторически сложилось, что правители России держат народ исключительно в нищете – вот и теперь власть ломает голову, придумывая все новые и новые «стройки века».

Правительство взялось за разбазаривание денег Фонда национального благосостояния. Эксперты за голову хватаются – Почему? Зачем? Для чего?

А просто так сложилось исторически – если власть не пустит деньги на ветер, то народ их просто проест. Вместо новых «строек века» можно было поднять бюджетникам зарплаты.

Но нет. Сытая жизнь простого обывателя, как в Европе — это не в нашей традиции: народ обязан костьми лечь на великих стройках века.

«В СССР строили БАМ. Считалось, что в Якутии создадут некие промышленные кластеры. В итоге кластеров нет, а БАМ есть. Возить по нему нечего, он недогружен. Теперь нам говорят – давайте направим деньги НФБ на БАМ, будем его расширять. Где расширять, насколько? Есть ли на это спрос? Ответы на эти вопросы никого не волнуют», — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков.

Не смотря на это, БАМ уже стал одним из трех проектов, выделение денег на которые из ФНБ считают делом решенным: это скоростная железная дорога «Москва — Казань», кольцевая дорога вокруг Москвы, а также модернизация Транссиба и БАМа.

Почему власть решила «распечатать» Фонд национального благосостояния? Ни о какой срочной нужде речи не идет. Просто почти все «великие стройки» путинского периода уже закончены, а транжирить деньги и считать себя великими уже вошло в привычку у российского руководства.

Самый «волшебный» проект – Олимпиада, в 2007 году была оценена в 180 млдр. руб. Изначально предполагалось, что наряду с государственными деньгами в Сочи придут частные инвестиции. В итоге инвестиции не пришли – российские богачи, будучи умными людьми, предпочитают переводить деньги за границу, нежели вкладывать их в сомнительные проекты, которые не окупятся ни при их жизни, ни при жизни их детей.

Если олигархи не желают вкладывать деньги в подобные безумства, то почему рядовые россияне должны отдавать на стройки века свои последние пенсионные накопления?

Да потому что главная книга, по которой учились нынешние руководители – о Павке Корчагине. Умирай, а шпалу клади. Даже если рельсы ведут в никуда.

По такому принципу построили недавно огромный газопровод с Сахалина до Владивостока. Когда его строили, говорили, что будет контракт с Китаем, и избыток газа пойдет в Китай. Теперь выяснилось, что Китай не готов платить за газ такую цену. Спрашивается, зачем это все делалось?

 «Теперь говорят, давайте построим в Питере аэроэкспресс – не знаю, может, в Питере он окупится. Вот во Владивостоке он не окупился, там его построили к саммиту, а спроса на эту услугу нет. Сильно сомневаюсь, что в Казани существует массовый спрос на поездки в Москву, который сейчас якобы не удовлетворен. Я не очень понимаю, кто будет пользоваться этой высокоскоростной магистралью? Кому она нужна? Авиа и железная дорога и так вполне справляются», — констатирует Сергей Жаворонков.

Общественность требует проведения экспертизы бредовых проектов. Власть не видит в этом смысла.

«Наше правительство принимает решение на миллиарды рублей безо всякой экспертизы. Я хотел бы увидеть в открытом доступе инвестпроект дороги Москва-Казань, какая там стоимость билетов предполагается, какой пассажиропоток, я этих цифр не видел, их никто не видел и не увидит. Говорят о прибыли, но вряд ли эта дорога окупится за жизнь одного или двух поколений пенсионеров», — полагает эксперт.

Некоторые предложения, по словам Жаворонкова, «вызывают просто оторопь» – например, предложение инвестировать в некие композитные материалы. А ведь еще совсем недавно Роснано подобным образом уже получило миллиард долларов убытков, проинвестировав в похожие материалы: россиянам обещали, что чудо-материалы будут стоить 500 долларов, а они в итоге стали стоить в 10 раз дешевле.

По мнению финансовых экспертов, правительство относится к деньгам, как транжира и пьяница: выгорит что-нибудь – хорошо, пропадут деньги – ну и черт с ними.

«Инфраструктурные инвестиции России, действительно, необходимы. Стоящих давно не производилось. У нас по всей стране разбитые дороги, переходы и мосты», — говорит доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Буклемишев.

На данный момент в ФНБ лежит 2,8 трлн рублей, и эти средства должны обеспечивать стабильность пенсионной системы. Правительство имеет право потратить 40% от «кубышки» на инфраструктуру.

Однако теперь уже ясно – никакой инфраструктуры мы не получим. А получим очередные «великие стройки века». Реформатор ЖКХ Чибис сказал недавно, что инфраструктуру ЖКХ надо сокращать. Скоро полстраны будут ходить в туалет в ведро, но зато ездить при этом на скоростном поезде в Казань.

Почему в Казань, а не в Воронеж? Не понятно. И там, и там живет миллион. Так построили бы лучше дорогу «в Воронеж, хрен догонишь». Получилось бы по поговорке.

Кстати, нас ждет еще ЧМ по футболу, Россия подала заявки на ЭКСПО, на Универсиаду в Красноярске, и еще много куда. Так что не расслабляйтесь.

Еще совсем недавно россиян просили потуже затянуть пояса в связи с Олимпийской стройкой. Теперь становится ясно, что стройки в России не закончатся никогда. Как пел Фредди Меркури, шоу должно продолжаться.

Александра АЛЕКСАНДРОВА

Фото: goznak.ru

Рейтинг@Mail.ru