Крымские выпускники стоят перед непростым выбором: в какой стране им учиться?
Для большинства из нас лето и Крым — это отпуск. Но для выпускников школ полуострова — это прежде всего поступление в вуз. И главный вопрос у представителей “четвертого выпуска” российского Крыма: куда двигаться дальше? Речь не только о профессии, которую выбирать, для многих это вторично. Главное — где дальше учиться, где образование по карману, где проще поступить? Малая Родина (Крым), большая (Россия) или Украина даст лучший старт жизни и предоставит больше возможностей? Ведь невидимая схватка за молодое крымское поколение между Россией и Украиной идет уже четвертый год, и в нынешнем — “атакует” Киев.
Стоит напомнить “хронику боев”. После референдума 2014 года и перехода полуострова в состав РФ школьные аттестаты и дипломы о высшем образовании, выданные в Крыму, оказались действующими только в России. Ни Украина, ни другие страны их не признавали. Поэтому первое, что сделала Россия,— открыла двери своих вузов для крымских выпускников. С 2014 года практически все российские университеты выделяли квоты на поступление крымских абитуриентов на бюджетные места, школьники получали направления от Министерства образования Крыма, пользовались этим и украинские студенты — они переводились из своих университетов в российские.
Однако в нынешнем году Россия отменила “особые” условия для крымских абитуриентов (читайте интервью министра образования, науки и молодежи Крыма Натальи Гончаровой на с. 22), и теперь они поступают в вузы страны на общих условиях. На этом и решила сыграть Украина: Киев запустил свою специальную “крымскую программу”. Теперь ребята из Крыма могут поступить в украинские вузы без ВНО — внешнего независимого оценивания (украинский аналог российского ЕГЭ), для них выделена особая квота — 1000 бюджетных мест, предусмотрено бесплатное проживание в общежитиях. Выпущен даже отдельный закон N 6116, подписанный украинским президентом, называется “О квотах для абитуриентов из Крыма и оккупированной части Донбасса”. Правда, пряник с “начинкой”: несмотря на необязательность ВНО, желающим воспользоваться квотой все равно придется сдавать экзамен по украинскому языку и истории Украины, а потом и преодолеть вступительные испытания. А квота действует только в 12 уполномоченных вузах, на базе которых созданы образовательные центры “Крым-Украина”.
Хотя при этом Киев обещает позаботиться о документах для крымчан — “уполномоченный вуз” за свои средства в течение 21 дня должен выдать студентам из Крыма украинские паспорта.
По данным украинского Центра гражданского просвещения “Альменда”, в 2014 году на Украину уехало поступать около 500 выпускников из Крыма, в 2015 году — 293 человека. По прошлому году данных нет, но, если опираться на крымскую статистику (2 процента поступавших в украинские вузы), падение продолжалось. На начало текущего года ситуация была очевидной: Украина в конкуренции за молодое поколение Крыма несет потери. Откликнется ли “крымский контингент” на украинские “контрквоты”, пока не ясно.
В нынешнем году Россия отменила “особые” условия для крымских абитуриентов, и теперь они поступают в вузы страны на общих условиях. На этом и решила сыграть Украина: Киев запустил свою специальную “крымскую программу”
Всего в этом году школы Крыма окончили 9277 человек (в прошлом году их было 9859). Это поколение — самое малочисленное, на него приходятся крайние показатели демографической ямы, берущей начало в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Но Крым выбирается из демографического кризиса. Уже скоро выпускников будет гораздо больше. Известно, например, что в этом году 9-й класс окончили около 15 тысяч человек. И героями будущих схваток на ниве образования становятся именно они.
По данным крымского Минобра, пока картина такая: 20 процентов выпускников поступают в вузы в “большой России”, а большинство ребят остаются учиться на полуострове. Самый популярный и крупнейший вуз Крыма — Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского.
— Кончено, основной наш контингент — это крымчане. Но к нам едут поступать и из России, потому что у нас более низкие вступительные баллы,— говорит председатель приемной комиссии КФУ Алексей Гусев.— В предыдущие три года у нас были отдельные конкурсы для крымских выпускников и для остальных абитуриентов из России. Но мест для приезжих было на порядок меньше, чем для жителей Крыма. В этом году мы проводим общий конкурс для всех поступающих, и крымские выпускники борются за 5000 бюджетных мест наравне с выпускниками из всех субъектов РФ.
Алексей Гусев рассказывает, что только в день нашего интервью в приемную комиссию КФУ поступили звонки из Москвы, Иркутска и Ставрополя: “Уже по предварительным звонкам мы можем сказать, что количество поступающих из материковой части РФ стало на порядок больше”. Кстати, едут в Крым и украинские выпускники, и таких немало — примерно 7-8 процентов от числа абитуриентов.
“Огонек” присмотрелся, как делают выбор выпускники школ и какие резоны им кажутся серьезными.
Россия — большая и маленькая
Владимир Самоличенко — выпускник гимназии в Феодосии. Патриот РФ, как молодой человек говорит о себе, он мечтает о военном образовании. “По поводу Украины я даже и не думал,— говорит Владимир.— Когда мы перешли в Россию, я оканчивал восьмой класс и о поступлении тогда никаких мыслей не было. Сейчас, спустя три года, я принял решение поступать в военную академию в Санкт-Петербурге, ведь военное дело очень ценится в России, и у меня к этой профессии есть предрасположенность”.
Родители Владимира не против его переезда в Северную столицу, по словам выпускника, “они хотят, чтобы их сын добился успехов”.
Виктория Зайцева, выпускница симферопольского школы-лицея N 3 им. Макаренко, планирует поступать на журфак в МГУ. Девушка говорит: “Я считаю, что в Москве огромное количество возможностей реализоваться, к тому же уровень образования намного выше, чем в Крыму”. Вика окончила школу с золотой медалью, многочисленными дипломами и грамотами самых разных олимпиад и рассчитывает, что это все поможет при поступлении, добавив несколько баллов к суммарному результату по ЕГЭ. Родители Вику поддерживают, а она настроена решительно: “Крым — мой родной край, мне будет тяжело уезжать отсюда, но я не хочу сидеть на месте, хочется попробовать что-то новое и понять, смогу ли я справиться с трудностями”.
Алина Соловьева — выпускница симферопольской школы. Родители девушки боятся отпускать в Москву, попросили выбрать вуз в родном Крыму. “Если бы Крым был украинским, я бы поступала в Харьковский юридический университет им. Ярослава Мудрого. В этом городе живут родственники, это недалеко от дома, туда бы меня отпустили. Но ситуация изменилась, и я поступаю в крымский вуз”,— рассказывает Алина.
Ринат Мемедшаев — из поселка Ислам-Бей под Евпаторией. И его выбор — КФУ им. В.И. Вернадского, факультет физической культуры и спорта. “Тут моя семья, и все родное”,— говорит он. В Крыму знают: ребята из крымских татар, окончившие школу, вообще не рассматривают “большую Россию” для получения высшего образования. Они либо остаются в Крыму, либо едут на Украину. Есть и те, кто едет поступать в университеты в Турции.
На две страны?
Для кого-то выбор вуза и страны остается подвешенным, а душа отчаянно просит перемен. Так, например, Даша Корнеева из Евпатории, сегодня она одновременно студентка в Киевском национальном экономическом университете им. Вадима Гетьмана и в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и искусств.
Сначала она поступила в киевский вуз в 2014 году. Определиться, рассказывает она, было трудно, но как только стало известно, что Крым не будет проводить ВНО, а аттестаты украинского образца будет получить крайне сложно, решение пришло само собой: за полтора месяца до выпускного поехала в Киев, чтобы сдать экзамены и поступить в институт. Там ее энтузиазму даже удивились.
“Учителя и одноклассники совсем не понимали моего выбора,— вспоминает Даша,— меня спрашивали: “Как ты не боишься туда ехать?”, говорили: “Русских избивают и ущемляют их права”, “Что там делать? В стране же война!” Но у меня свое мнение и свой выбор”. Из всего класса Даши в 2014-м на Украину году уехало только два человека.
Потом, доучившись до второго курса и прожив полтора года в Киеве, девушка решила кардинально все изменить. Родственники предложили ей пожить в Питере. “Мы все-таки сейчас в России живем, и у тебя было бы гораздо меньше сложностей, связанных с жизнью на два государства”,— вспоминает аргументы родственников Даша.
— В какой-то степени каждый житель Крыма до сих пор чувствует себя раритетом, собственно говоря, как в Киеве, так и в Питере,— улыбается она.— Я люблю Крым, свою родную Евпаторию, но это не мой стиль жизни. Еще в детстве поняла, что жить хочу в большом цивилизованном городе, там, где возможностей и перспектив гораздо больше, чем дома.
Семнадцатилетняя Варвара Бондаренко из Евпатории, единственная из всего выпуска этого года в своей школе, решила поступать в украинский вуз — Запорожский национальный университет (входит в программу “Украина-Крым”, позволяет без сдачи ВНО поступать по квоте в украинские вузы) на специальность “техник-биолог”. Никто из друзей и одноклассников не удивился ее выбору. “Все знали мое настроение. Многие в классе делали украинский паспорт, потому что никто не знает, что будет завтра. Я никогда не была против России, просто тяжело, когда у тебя забирают от сердца что-то родное. И смириться с этим я до сих пор не могу,— рассказывает выпускница.— Однажды, когда я пришла в школу в вышиванке, учитель назвал меня сепаратисткой и хотел написать на меня докладную в управление образования. Разве вышиванка запрещена?”
В Крыму знают: ребята из крымских татар, окончавшие школу, вообще не рассматривают “большую Россию” для получения высшего образования. Они либо остаются в Крыму, либо едут на Украину. Есть и те, кто едет поступать в университеты в Турции
Зарплата у мамы Вари (она заведующая детским садом) 30 тысяч рублей. Для полуострова это неплохо, но явно мало, чтобы получить образование в России. Тем более что половину этих денег приходится отдавать за аренду дома. “На мое образование у мамы денег не хватит, к тому же на бюджет в России я могу и не поступить,— рассуждает выпускница.— А Украина дает мне все гарантии, что я не буду платить ни за учебу, ни за проживание, даже паспорт выдадут бесплатно. Тем более что Запорожский национальный университет совсем недалеко от дома, дорога недорогая”.
А вот сестра Варвары, к слову, учится на бюджетном отделении в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ). Она попала в ту волну, когда крымские выпускники поступали по выделенным квотам, без ЕГЭ и по специальным направлениям от Министерства образования Крыма.
Владимир Контарак одновременно окончил две школы –крымскую и украинскую в Геническе. “Я учился в украинской школе параллельно — экстерном, поэтому сдаю ВНО как украинец”,— рассказывает он. Для чего все это? Чтобы уехать учиться в Германию: “В Германии у меня живут родственники, учится брат, он уже получил степень бакалавра,— рассказывает выпускник,— и в школе я с первого класса изучал немецкий язык. Я уже сдал языковый экзамен на уровень B2, который и является основным требованием для учебы иностранцев в Германии”.
Владимир хотел бы получить специальность в области инженерии и выбрал технический университет в Бохуме, но об этом практически никто из знакомых не знает: о том, что собирается уезжать, он не распространяется — чтобы не сглазить. “В Крыму я не хочу учиться, тут мало перспектив,— говорит он,— да и все знают, что многие из крымских дипломов нигде недействительны”.
Одно лето, две страны и много планов. Самые “раритетные” абитуриенты в России выбирают свой путь…
Кристина Сапрыкина
Источник: “Коммерсантъ”