$640 млн раздора

Россия заключила с ExxonMobil мировое соглашение

Тяжба о размере налога на прибыль в проекте «Сахалин-1» между российским Минфином и американской компанией длилась восемь лет.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину заключить мировое соглашение с «дочкой» американской компании ExxonMobil в споре о налоговых выплатах по проекту «Сахалин-1». Дело в настоящее время рассматривает Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма.

Соответствующая информация содержится в распоряжении правительства, размещенном в четверг, 14 сентября, на официальном интернет-портале правовой информации. Документ подписан премьер-министром Медведевым 12 сентября.

Позже Минфин сообщил, что Россия и компания ExxonMobil в тот же день подписали мировое соглашение в рамках судебного разбирательства по разделу продукции по проекту «Сахалин-1». «12 сентября было подписано мировое соглашение между Россией и компанией ExxonMobil в рамках судебного разбирательства по иску о взыскании денежных средств по соглашению о разделе продукции по проекту «Сахалин-1». Стороны достигли взаимовыгодного компромисса. От имени Российской Федерации мировое соглашение подписал министр финансов Антон Силуанов», — отмечается в сообщении. При этом условия мирового соглашения в материале не уточняются.

За пять дней до этого, 7 сентября, президент России Владимир Путин сообщил, что Москве удалось договориться с ExxonMobil о разрешении кризисных вопросов. Глава государства пояснил, что речь идет о заинтересованности ExxonMobil в работе в проекте «Сахалин-1» на Дальнем Востоке. «Мы сейчас договорились с ними о том, как мы выйдем из этой ситуации, учитывая их интересы. В самое ближайшее время правительство России объявит об этом», — заявлял он в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке.

Многолетняя тяжба из-за налога на прибыль

Проект «Сахалин-1» является одним из крупнейших в России проектов с прямыми иностранными инвестициями. Первая скважина, давшая нефть, была пробурена в 1989 году. В 1996 году вступило в силе Соглашение о разделе продукции (СРП) по «Сахалину-1», которое было подписано российскими властями и международным консорциумом, в состав которого входят американская ExxonNeftagas (30%), японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%).

Соглашение предусматривает выплату налогов на прибыль в размере 35%. Но в России в 2009 году году налог на прибыль был понижен до 20%. Оператор проекта – ExxonNeftagas — платит налог по ставке 35%. Но с 2009 год пытается доказать, что поскольку в СРП содержится пункт о неухудшении инвестиционных условий, то компания вправе рассчитывать на снижение ставки.

Минфин настаивает, что должны выполняться обязательства, записанные в СРП и не предполагающие изменения налогов в течение действия всего срока соглашения. На этом основании в 2010 году компании было отказано в снижении ставки налога. В ответ  ExxonMobil ежегодно выплачивает в российскую казну налога на прибыль в размере 20%, а после проведения камеральных налоговых проверок доплачивает еще 15% под протестом.

ExxonMobil предлагала списать порядка половины суммы, а оставшиеся средства зачесть в счет будущих платежей компании по налогу на прибыль. Тогда речь шла о сумме в $500 млн (в марте 2017 года, по оценке ExxonMobil, общая сумма оспариваемых налогов достигла $637 млн). Договориться сторонам не удалось и в апреле 2015 года ExxonMobil подала иск в стокгольмский арбитраж.

В марте 2017 года ExxonMobil и Минфин договорились приступить к досудебному урегулированию спора. Разбирательство дела в арбитражном суде Стокгольма было отложено. 8 сентября 2017 года газета «Коммерсантъ» рассказала о вероятном варианте взаимовыгодного решения налогового спора Минфина с ExxonMobil. Собеседники издания сообщили, что в случае отказа ExxonMobil от своих претензий на возврат переплаченных налогов по «Сахалину-1», компании будет предложено вхождение с миноритарной долей в крупный нефтяной проект «Роснефти» в России. Проекту будут  предоставлены льготы по НДПИ, что позволит американской компании за несколько лет компенсировать свои предполагаемые потери на «Сахалине-1».

Один из источников издания уточнил, что речь идет о Красноленинском месторождении с запасами 750 млн т, для которого «Роснефть» попросила снизить НДПИ. В тот же день пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев назвал информацию о том, что ExxonMobil в рамках разрешения налогового спора по «Сахалину-1» может войти в новый нефтяной проект «Роснефти», «ерундой». «Этот пункт совершено непонятен», — сказал он.

Новый проект ExxonMobil с «Роснефтью» стал бы первым для американской компании в России после введения в 2014 году антироссийских санкций. В результате ExxonMobil свернула в России девять из десяти проектов в Арктике, Западной Сибири и на шельфе Черного моря, реализация которых предусматривалась в соглашении о стратегическом сотрудничестве между американской компанией и «Роснефтью».

В феврале 2015 года американская компания оценила свои убытки от приостановки совместных проектов с «Роснефтью» на конец 2014 года в $1 млрд. В июле 2017 года Минфин США оштрафовал ExxonMobil на $2 млн за нарушение законодательных норм по санкциям, связанным с Украиной. Нарушение санкционного режима заключается в том, что в период с 14 мая по 23 мая 2014 года подразделения компании ExxonMobil воспользовались услугами лиц, находящихся под санкциями и ограничениями. В частности, было подписано восемь соглашений, связанных с российскими нефтегазовыми проектами, с Игорем Сечиным, руководителем «Роснефти», несмотря на то, что он находится в санкционном списке.

Андрей Злобин

Источник: “Forbes”

Ранее

Рухнувшее «китайское чудо» погребет под собой весь мир

Далее

Офшорная карта

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru