“Северный поток — 2” сэкономит европейцам 8 млрд евро

Европейские потребители смогут получать существенную выгоду от снижения газовых цен после строительства газопровода. К таким выводам пришли исследователи из немецкой консалтинговой компании EWI

“Северный поток — 2” принесёт в Европу дополнительный газ и усилит конкуренцию между газовыми поставщиками в ЕС.

Исследование немецкой компании EWI (Energy Research & Scenarios, при университете Кельна) показывает, что в случае строительства “Северного потока — 2” Европе будет требоваться меньше сжиженного природного газа (СПГ). Это приведёт к снижению цен на него. А поскольку СПГ самым существенным образом влияет на газовое ценообразование в ЕС, то это самым непосредственным образом отразится на ценах на газ в регионе.

Согласно исследованию, все страны ЕС будут извлекать выгоду от “Северного потока — 2” из-за эффекта цен на сжиженный газ, включая центрально- и южноевропейские страны при разных сценариях развития спроса на СПГ.

Ожидается, что производство природного газа в ЕС уменьшится к 2030 году, тогда как спрос на газ лишь немного сократится. Поскольку импорт газа из Норвегии и Северной Африки может снизиться, в результате будущий разрыв в поставках может быть покрыт за счёт сочетания импорта СПГ и дополнительных объёмов газа из России.

“Северный поток — 2” как раз и предлагает дополнительные объёмы российского газа европейскому рынку.

В исследовании EWI говорится о снижении цен на газ для конечных потребителей в Европе в зависимости от сценариев развития рынка СПГ в регионе и при условии реализации проекта строительства газопровода “Северный поток — 2”.

— Мы не знаем развития глобальных рынков СПГ и импортных цен на СПГ в ближайшие десятилетия, — признаёт руководитель исследования и управляющий директор EWI R & S Харальд Хеккинг. — Но мы знаем, что конкуренция среди источников поставок газа снизит цены на газ для стран — членов ЕС. “Северный поток — 2” снижает затраты на экспорт российского газа в Европу, что делает российский газ более конкурентоспособным. Дешёвый российский газ не только снижает цены на СПГ, но и создаёт альтернативу импорту СПГ во времена жёсткой конкуренции на глобальных рынках.

Фото: © Nord Stream 2
Фото: © Nord Stream 2

ак, если на рынке будет существовать низкий спрос на СПГ,  то из-за конкуренции между поставщиками сжиженного и трубопроводного газа цены на газ снизятся на  4–13 % к 2020 году при наличии “Северного потока — 2”. Экономия конечных потребителей в Европе  от снижения составит 7,9 млрд евро в 2020 году.

Если же спрос на СПГ будет высокий, то эффект от “Северного потока — 2” будет ещё больше. Цена  на газ снизится на 12–32 %, а экономия потребителей вырастет в 2020 году до 24,4 млрд евро.

Результаты исследования показывают, что, учитывая сравнительно низкий мировой спрос на СПГ, оптовые цены на газ в среднем будут на уровне 1,6 евро / МВтч, или на 8% ниже в 2020 году, если “Северный поток — 2” будет построен, по сравнению со сценарием без “Северного потока — 2”. В 2020 году, по расчётам EWI, конечные потребители в ЕС будут платить на 7,9 млрд евро меньше за свой газ (при построенном газопроводе “Северный поток — 2”) при низком спросе на СПГ. Прогнозируя высокий глобальный спрос на сжиженный газ, исследователи указывают, что “Северный поток — 2” позволит сэкономить в 2020 году странам  ЕС в три раза больше — 24,4 млрд евро.

Исследователи составили матрицы прогноза газовой экономии на 2025 и 2030 годы. Согласно их расчётам, европейские потребители в случае высокого спроса на СПГ смогут сэкономить на газе  34,8 и 26,9 млрд евро, а в случае низкого спроса — 12,9 и 9,7 млрд евро соответственно.

Отдельно исследователи подсчитали экономический эффект для Польши от “Северного потока — 2”. Он колеблется в диапазоне от 4 млн до 1,3 млрд евро в 2020 году.

Эксперты, опрошенные Лайфом, согласны с логикой немецких исследователей.

 — Не вдаваясь в цифры, которые требуют проверки методологии расчётов, можно согласиться с их выводами. “Северный поток — 2” позволит усилить конкуренцию на газовых рынках ЕС. Ведь это возможность дополнительного маршрута для получения газа. В случае роста спроса или ограничения поставок из других источников в Европу и отсутствия “Северного потока — 2” европейцы не смогут нарастить оперативно закупки газа. Это приведёт к росту цен на хабовых площадках, которые сейчас являются определяющими для внутриевропейского ценообразования. Поставки внутри Европы ориентируются на цены хабов, — прокомментировал Лайфу заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Преподаватель финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков соглашается с выводами исследования.

— Чем больше приходит газа из России, тем больше он вытесняет другой газ на спотовые рынки из долгосрочных контрактов. Другим поставщикам придётся снижать цены до уровня “Газпрома”, чтобы с ним конкурировать, — прокомментировал Лайфу Игорь Юшков. Сейчас так и происходит. Топливная конкуренция очень высокая — дешёвый газ вытесняет угольную и возобновляемую энергетику, а, кроме того, дешёвый газ “Газпрома” не даёт продаваться СПГ, потому что тот более дорогой и его менее охотно берут в Европе, — сказал Лайфу преподаватель финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.

“Северный поток — 2”, газопровод протяженностью 1220 км и мощностью 55 млрд куб. м в год, напрямую свяжет российскую ресурсную базу и европейских потребителей через Балтийское море от побережья России до Грайфсвальда в Германии. Строительство газопровода начнётся в 2018 году и завершится в конце 2019 года.

Эльдар Ахмадиев

Источник: “Life”

Ранее

Поклонская, смирись. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры

Далее

Умру, но не пойду

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru