А если снова кризис?

Минфин занижает расходы и будущие доходы бюджета

Минфин решает свою задачу — сбалансировать бюджет как можно быстрее. Расходы на национальную экономику сократятся с 2,8% ВВП в 2017 году до 2,2% в 2020-м, на социальную политику — с 5,5% до 4,4% ВВП.

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета. Его критиковали со всех сторон, однако утвердили единороссовским большинством. Как сказал министр финансов Антон Силуанов, «мы живем в тяжелых условиях, нельзя рыхлить структуру бюджета, не надо позволить раскачать финансы государства и довести страну до разрыва».

Антон Германович, собственно, вполне честен. Минфин делает все для того, чтобы свести риски к минимуму. После удара двухлетней давности наша экономическая и финансовая система хорошо сгруппировалась, и новые удары ей не слишком страшны. Проблема в другом — сгруппировавшись, мы совершенно не собираемся вставать на ноги и драться. Давайте уж будем честными до конца, и признаем, что от чтения мантр о достижении среднемировых темпов роста тоже ничего не изменится.

Тот небольшой рост, что мы имеем сейчас — это результат ползущей вверх после провала цены нефти. Что будет дальше — неизвестно. О том, чтобы не было хуже, правительство позаботилось, инструментов для того, чтобы становилось лучше — не представило. Ни один драйвер потенциального роста, кроме цифровой экономики, количественно не поддержан. Но и цифровая экономика станет настоящим двигателем лишь в том случае, если новые технологии будут поддержаны масштабной модернизацией «базовых» секторов экономики. В противном случае все сведется к созданию цифровых платформ, которые облегчают торговлю импортными товарами без существенного макроэкономического результата. А поддержка малого предпринимательства, по крайней мере, в первом чтении бюджета, сокращена просто в разы.

Минфин решает свою задачу – сбалансировать бюджет как можно быстрее, и делает это, урезая расходы. В 2018 году их предлагается снизить на 352 млрд рублей, в 2019 году — еще на 155 млрд руб. То есть не менее чем на 7,5% в постоянных ценах.

Расходы на национальную экономику сократятся с 2,8% ВВП в 2017 г. до 2,2% в 2020 г. На социальную политику — с 5,5% ВВП в 2017 г. до 4,4% в 2020 г. Ожидается некоторое увеличение затрат на оплату труда в бюджетном секторе, однако индексация пенсий не превысит уровня инфляции, а страховые пенсии в реальном выражении за три года сократятся на 1,6%.

Задача сбалансировать бюджет решается очень успешно. На 2018 год запланирован его дефицит в 1,3% от ВВП, на 2019 и 2020 годы — не более 0,8% ВВП. Вопрос в том, какова цена этого достижения для экономики.

Минфин занижает будущие доходы. Нефть не будет стоить так дешево, как это предусматривается в проекте бюджета. Понятно, что делается это из соображений «лучше перестраховаться втройне», но если бы мировоззрение экономической власти вдруг изменилось, нацелившись на развитие, то деньги на это развитие нашлись бы. Стоит отметить, что предельная жесткость верстки расходов и сегодня влечёт за собой отрицательные последствия, о которых редко упоминают. В частности, поскольку в начале финансового года доходная база занижается, бюджеты (в том числе региональные) не успевают профинансировать необходимые экономические меры, даже если ресурсы для этого существуют.

Например, по отчетам Казначейства РФ, к концу финансового года плановые значения расходов региональных бюджетов пересматривались в сторону значительного увеличения (до 26% от первоначального плана), однако выполнить новый план не удавалось никогда. Реальный уровень расходов оказывался лишь на 3-6% выше, чем планировалось в начале года, а отставание от обновленного плана составляло 7-9%. В результате потенциал экономического роста не использовался полностью.

Помимо прямых потерь от неполной реализации бюджетных возможностей (в первую очередь, в плане повышения уровня жизни населения через бюджетные выплаты и трансферты в натуральной форме), экономика несет и косвенные потери, связанные с пониженным конечным спросом.

Между тем, решить задачу балансирования бюджета можно и не такими «монашескими» мерами. Я уже сказал, что цены на сырье практически наверняка будут выше тех, что заложены в бюджет, а кроме того, финансовое стимулирование роста само по себе работает на расширение налоговой базы, то есть на увеличение источников дохода.

По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в случае, если расходы в реальном выражении сохранить на уровне 2016-2017 годов, в 2019 году дефицит федерального бюджета составит не более 200 млрд. рублей. А уже в 2020 году бюджет может быть исполнен с профицитом в размере 500 млрд. рублей. И именно на это время можно было бы перенести реализацию нового бюджетного правила без необходимости выбора между индексацией расходов на уровне инфляции и накоплением «подушки безопасности».

В таком бюджет не тормозит экономическую динамику, а государственный долг на конец 2020 г. лишь на 1,5-2 процентных пункта превысит уровень, заложенный в проект бюджета.

А пока что, похоже, выигрывает подход «хорошо стоим». Хорошо – согласен, но все-таки стоим.

Борис Титов

Источник: “Forbes”

Ранее

Чистое небо над головой: сколько стоит разогнать облака над столицей

Далее

Прыжок в высоту

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru