Росавиация взялась за трапы в аэропортах
По данным надзорных органов, из-за неквалифицированного управления, ремонта и обслуживания авиационные трапы травмируют и убивают пассажиров.
Росавиация сделала выводы из трагедии, которая произошла в питерском аэропорту Пулково в конце сентября. Тогда под женщиной с грудным ребёнком на руках рухнул трап, и она упала с трёхметровой высоты. Ребёнок погиб.
Эксперты установили, что причиной трагедии стал некачественный ремонт трапа. Чтобы избежать повторения таких случаев, в начале ноября Росавиация начала масштабную проверку трапов и другого специализированного оборудования в аэропортах страны. Аэропортам поручено своевременно проводить диагностику, при ремонте использовать только оригинальные детали, а также усилить контроль за соблюдением техники безопасности при посадке и высадке пассажиров.
Согласно документам Росавиации, с которыми ознакомился Лайф, 28 сентября в Пулково приземлился самолёт A321 “Уральских авиалиний”, выполнявший рейс Москва — Санкт-Петербург. К борту подогнали самоходный пассажирский трап Smartstep-2, который незадолго до этого прошёл ремонт.
Когда на лестницу ступила 44-летняя женщина с полуторагодовалой внучкой, пролёт трапа обрушился. Женщина получила перелом ноги, а девочка — черепно-мозговую травму. Несмотря на все усилия врачей, спустя две недели после трагедии ребёнок умер в одной из больниц Санкт-Петербурга.
Как теперь стало известно, именно некачественный ремонт трапа привёл к трагедии. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям об оказании некачественных услуг, недоброкачественном ремонте и халатности. Фигурантами дела стали Александр Козельский, который отвечал за ремонт трапа, и врио начальника Службы спецтранспорта Пулково Валентин Чернаенко.
Примечательно, что в день трагедии в Пулково ещё один трап сломался в калининградском аэропорту Храброво. Во время высадки пассажиров у телетрапа, похожего на длинный рукав, произошла “просадка посадочной галереи”. К счастью, никто не пострадал. Правда, на всякий случай эксплуатацию трапа решили приостановить, пока не станут понятны причины “просадки”.
После ЧП в Пулково следователи решили проверить все аэропорты Северо-Запада, и результаты не заставили себя ждать. Нарушения в эксплуатации трапов были выявлены в аэропортах Мурманска, Архангельска, Сыктывкара, Ярославля и Пскова.
Росавиация проводит свою проверку. Аэропортам поручено усилить контроль за соблюдением техники безопасности при обслуживании пассажиров. Так, персонал должен следить за тем, чтобы нагрузка на трапы не превышала предельно допустимых производителем норм. Должен пройти дополнительный инструктаж водителей, чтобы они знали, как правильно поставить трап перед самолётом, не повредив его.
Не менее строгие требования к обслуживанию спецмашин. Например, не должно быть случаев, когда техобслуживание спецмашин проводилось несвоевременно или с привлечением неквалифицированных специалистов. При ремонте трапов и других спецмашин техники должны использоваться либо оригинальные детали, либо их аналоги, рекомендованные производителем этих машин. А чтобы проблем с ремонтом не возникало, надзорное ведомство советует аэропортам тесно взаимодействовать с поставщиками запчастей.
В начале декабря руководство аэропортов России должно отчитаться перед Росавиацией о выполнении этих требований.
Эксперты говорят, что аэропорты неохотно тратятся на ремонт и обслуживание трапов, считая их второстепенным оборудованием.
— Трапам уделяется не самое пристальное внимание в аэропортах, потому что, с точки зрения оператора гражданского аэродрома, это не самая важная часть в управлении воздушной гаванью, — говорит Виктор Титарев, директор компании “Рэдиум Аэро” , которая занимается консалтингом в области аэропортовой деятельности.
Одна из главных проблем в использовании такой спецтехники — это нагрузка на трапы при посадке пассажиров.
— Раньше очень строго следили за количеством пассажиров на трапе, чтобы ограничить нагрузку на трап, сейчас в большинстве аэропортов за этим следят не так строго, — признает эксперт. — Но больше проблем возникает при стыковке трапа с воздушным судном. Это непростая операция, потому что обычно водители трапов не видят момента прикосновения трапа к борту воздушного судна, поэтому подъездом руководит отдельный человек. Ошибка заканчивается повреждением самолёта и трапа.
По словам эксперта, зачастую специальной техникой управляют случайные люди, что создаёт угрозу пассажирам.
— Cейчас все аэропорты стремятся к полному универсализму, чтобы каждый работник мог заниматься любой операцией: от подгона трапа до работы с багажом в самолёте. Обеспечить их всех специальными удостоверениями того же тракториста-машиниста — проблематично. Так и получается, что управление трапом доверяют людям без соответствующей квалификации, — резюмирует эксперт.
Источник: “Life”