Зачем США плавучие тюрьмы?
«Плавучие тюрьмы» – один из элементов кампании США по борьбе с терроризмом, начатой в 2000-е годы. Наряду с секретными тюрьмами, действовавшими в некоторых странах, их использовали для содержания и допроса подозреваемых – часто в обход формальных процедур. Некоторых месяцами держали на кораблях ВМС США, пока решалась их судьба. «Мы просто следовали вдоль побережья, оставаясь в нейтральных водах», – говорил один бывший офицер.
Схожая система сложилась и на кораблях береговой охраны. США используют их для перехвата судов с наркотиками, следующих из Южной Америки. По закону, принятому в 1980-е годы, они могут задерживать подозреваемых в нейтральных водах, даже если нет явных доказательств угрозы для Соединенных Штатов.
На этих кораблях задержанные проводят недели, иногда месяцы. Они лишены четкого правового статуса, не имеют доступа к адвокатам. В свежем расследовании New York Times Magazine описаны условия содержания в плавучих тюрьмах: людей приковывают к палубе и нередко держат на скудном рационе. А среди задержанных – бедняки из стран по соседству.
Как это появилось?
Полуофициальная система действует в восточной части Тихого океана. Это основной маршрут, по которому кокаин из Южной Америки доставляется в Центральную, а оттуда – в США. Некоторая часть переправляется контрабандой на коммерческих рейсах, но большинство – курьерами на небольших судах.
Наркоторговцы активно вербуют курьеров среди местных рыбаков. Несмотря на риск, они находят достаточно желающих – например, в Эквадоре, где около трети населения живет в бедности. Один из них рассказал, что за рейс ему пообещали несколько десятков тысяч долларов – его заработок за несколько лет. Он согласился, рассчитывая, что это поможет содержать его многочисленную семью.
В Эквадоре такие рейсы называют «круизами». Некоторые курьеры попадаются береговой охране США, но другие возвращаются и покупают себе машины или ремонтируют дома.
В 2000-е годы береговая охрана США, патрулирующая этот район, задерживала около двухсот курьеров в год. Но затем операции активизировались, за последние шесть лет число задержанных составило около 2,7 тысячи человек. Это стало следствием политики властей, пытавшихся останавливать поставки наркотиков за пределами США. «Нас атакуют, – заявлял министр внутренней безопасности Джон Келли, говоря о деятельности международных преступных группировок. – Чем дальше от границ мы будем действовать, тем спокойней будет у нас дома».
Закон 1986 года о борьбе с контрабандой наркотиков позволяет США задерживать суда в нейтральных водах, если они не могут доказать принадлежность к конкретному государству или относятся к стране, которая признает юрисдикцию Соединенных Штатов в подобных случаях. Американские власти заключили такие соглашения с десятками государств.
Как их перевозят?
Плавучие тюрьмы для предполагаемых террористов были предназначены для того, чтобы обходить правила – держать подозреваемых под неформальным арестом, допрашивать их и даже пытать, добиваясь показаний. «Во многих случаях мы просто оставляли их на корабле и держали там, пока готовились материалы для суда», – признавал бывший командующий войсками специального назначения США адмирал Уильям Макрейвен.
Задержанных курьеров подолгу держат в море скорее по экономическим причинам. Их можно быстро доставить в ближайший порт, а оттуда самолетом переправить в США. В некоторых случаях так и происходит. Но в целом военные, очевидно, считают это нецелесообразным. В официальной записке на эту тему отмечалось, что срочная доставка задержанных помешала бы выполнению основных задач по патрулированию, что означало бы «неразумное расходование времени и ресурсов».
Как следствие, корабль собирает задержанных по пути, пока не представится возможность отправить их в США. В среднем они проводят под неформальным арестом несколько недель. Известны случаи, когда их держали в море по нескольку месяцев. Рыбак из Эквадора, попавшийся береговой охране, провел на корабле около 70 дней.
Официально они не считаются арестованными. Им не зачитывают правила Миранды (напоминание о праве отказаться от дачи показаний), не предоставляют адвокатов, не позволяют связаться с консулом своей страны или известить семьи. Все это, как отмечают эксперты, идет вразрез с международными принципами соблюдения прав человека.
Корабли, как признают представители береговой охраны, не приспособлены для содержания арестантов. Их рацион, согласно внутренним документам, нередко ограничивается небольшими порциями бобов и риса. Один из арестантов рассказал, что за несколько месяцев потерял в весе около 20 килограммов.
Американские суды, куда в итоге попадают арестанты, фактически допускают эту практику. С жалобами они считаются редко. В одном из дел судья отметил, что обеспокоен рассказами подсудимых о «неадекватном питании и недостаточной защите от плохой погоды». Однако заявил, что судебному процессу это не помешает. В другом случае судья отклонил обвинение, указав на необоснованно долгое время задержания. Но прокуратура позднее оспорила вердикт, добившись обвинительного приговора.
Как еще это проявлялось?
О плавучих тюрьмах для подозреваемых в терроризме стало известно в 2000-е годы, на волне разоблачений, касавшихся сети секретных тюремСША за пределами страны. В 2008 году правозащитная организация Reprieve провела расследование на эту тему. По ее данным, в этом качестве использовались по меньшей мере 17 американских кораблей, включая десантные корабли «Батаан» и «Эшли».
На корабле «Батаан», в частности, в течение некоторого времени содержался выходец из Ливии ибн аль-Шейх аль-Либи. Он дал показания, якобы подтверждавшие связь иракского руководства с террористической группировкой «Аль-Каида» и наличие у Ирака химического оружия, однако затем отказался от своих слов, заявив, что его подвергли пыткам. Позднее официальный отчет Сената США признал, что его свидетельства, скорее всего, недостоверны.
Один бывший заключенный рассказал, что на одном из таких кораблей содержались около 50 человек. По его словам, с ними обращались даже хуже, чем в тюрьме Гуантанамо.
В конце 2000-х годов ЦРУ заявило, что отказывается от секретных тюрем. Однако корабли для содержания подозреваемых в терроризме использовали и позднее. Так, в 2011 году стало известно, что выходца из Сомали Ахмеда Варсаме, подозреваемого в причастности к «Аль-Каиде», держали на американском корабле около двух месяцев. Только после длительных допросов, в которых участвовали представители спецслужб, его формально передали ФБР. Все это время подозреваемый был лишен доступа к адвокату, ему не были предъявлены обвинения. Позднее представители власти заявили, что он добровольно согласился на ограничение своих прав. Как отмечали журналисты, военный флот частично взял на себя функции, которые ранее выполняли секретные тюрьмы. Хотя, по словам отставного офицера ВМС Рональда Кристенсона, военные и стараются не держать на борту таких арестантов в течение долгого времени.
Михаил Тищенко
По материалам: “Репаблик”