Депутаты Госдумы пытаются разобраться в коррупционных схемах Минздрава
Вы думаете, Минздрав лечит людей? Нет, Минздрав занимается рекламой и пропагандой.
Международный Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ выделил неким сомнительным российским НКО около 6 млрд. рублей – а Россия эти деньги Глобальному фонду вернула. А чего не вернуть? Мы же богатая страна, не нищета какая-нибудь.
Эти 6 млрд. ушли на рекламу и профилактику. Почему не на лекарства?
В эту среду, 23 октября, активисты движения «Пациентский контроль» приковали себя наручниками к зданию Администрации Президента на Ильинке.
Протестующие скандировали: «Нас стало больше – лечения меньше!», «Минздрав – бюро похорон!»
Как объяснил участник движения «Пациентский контроль» Андрей Скворцов, в России сегодня 1 млн. 250 тыс. ВИЧ-инфицированных, из них необходимые лекарства получают всего 150 тыс. человек! И бюджет на закупку лекарств для ВИЧ-пациентов с каждым годом сокращается, при этом каждый год выявляется 100 тыс. новых случаев инфицирования.
Тем временем денег на борьбу с ВИЧ из бюджета выделяется все-таки немало. Вот только борьба – это не всегда лечение. На днях, например, на сайте Минздрава был объявлен очередной открытый конкурс на создание и размещение новых рекламных материалов по борьбе с ВИЧ и гепатитами В и С общей стоимостью 185 млн. руб.
Конкурсом заинтересовался депутат от «Единой России» Илья Костунов. Итоги конкурса будут подведены в середине ноября, при этом госзаказ должен быть исполнен до 20 декабря: «Это несколько часов рекламы профилактики ВИЧ по центральным телеканалам. То есть у нас такой месячник ВИЧ получится?» – удивляется депутат.
Но больше всего удивляет другое: «В такой короткий срок ролики с заказчиком согласовать невозможно, как невозможно и выкупить предновогоднее рекламное время на центральных телеканалах – оно выкупается на несколько месяцев вперед».
Илья Костунов уверен, что все ролики и макеты уже согласованы и изготовлены заранее, как согласовано и рекламное время на телевидении.
Причем размещать анти-ВИЧ-пропаганду собираются, судя по всему, не за деньги, а на правах социальной рекламы – на нее любой телеканал обязан отвести 5% рекламного времени.
А это значит, что победитель конкурса известен заранее, и при этом имеет хорошие связи как в Минздраве, так и на отечественном ТВ.
«Допустим, вы решите участвовать в конкурсе, – предполагает Илья Костунов. – Физически вы просто не успеете выполнить заказ, и попадете в число недобросовестных поставщиков. Поэтому случайные люди, увидев условия конкурса, участвовать в нем не будут».
Не понятна и сама стоимость контракта. Как сообщает сайт Минздрава, этим ведомством были отправлены заявки в некие четыре неизвестные компании. «На основании ответов компаний на запрос проведения экспертной оценки стоимости выполнения работ и оказания услуг по предмету контракта, выявлена минимальная предложенная цена в размере 185 600 538,00 руб. В результате проведенного исследования устанавливается следующая начальная (максимальная) цена государственного контракта: 185 000 000 рублей 00 копеек», – сообщает сайт Минздрава.
То есть даже снизили минимальную стоимость еще на 600 тыс. 538 руб. Или просто округлили?
«Из чего сложилась эта сумма – не известно, – говорит Илья Костунов. – Заказчику ничего не стоит получить любую желаемую стоимость контракта – стоит только отправить запросы в дружественные компании».
Вызывают вопросы и требования к квалификации конкурсантов. Так, «максимальное количество баллов – 100, присуждается заявке, содержащей наибольшее количество наград уровня «Гран-при» премий конкурсов БРЭНД ГОДА/EFFIE, «Epica», международного фестиваля рекламы «Каннский Лев», международного фестиваля рекламы «Red Apple»…
«При чем здесь победы на международных конкурсах? Разве они связаны как-то с умением размещать рекламу на российском телевидении? И если вас интересуют высокохудожественные ролики, то объявляйте госзаказ на их создание, без размещения», – говорит Илья Костунов.
Кстати, сколько именно роликов должно пройти на ТВ, в условиях госзаказа не оговаривается. Главное, чтобы хронометраж роликов составлял 30 и 10 секунд, а соотношение хронометражей роликов было таковым: 30 сек. – не менее 40%, 10 сек. – не более 60%. Хорошенькие требования.
С размещением в Интернете всё еще интересней. Анти-реклама ВИЧ и гепатитов должна появиться в одной, но не более чем в трех социальных сетях с зарегистрированным количеством пользователей более 40 000 000 человек. Все сайты должны содержать преимущественно русскоязычный контент и иметь русскоязычный интерфейс.
«То есть получается, что достаточно разместить рекламу у себя на страничке в Фейсбуке?» – недоумевает депутат.
Также исполнитель заказа обязан провести научную конференцию. Ее участников должно быть «не менее четырех штук» и все они должны зарегистрироваться через компьютер.
В связи со всеми этими тонкостями Илья Костунов отправил депутатский запрос Министру здравоохранения Российской Федерации Веронике Скворцовой.
«На исполнение контракта отводится около 30 дней. При этом учитывая объем и содержание работ (услуг), качественное выполнение работ в сроки, указанные заказчиком в документации об открытом конкурсе, представляется маловероятным, даже в связи с общепринятыми сроками на деловую переписку со СМИ и сроками согласования документов в подразделениях Министерства здравоохранения РФ. Это позволяет сделать предположение о том, что часть работ и услуг были осуществлены еще до размещения извещения о проведении открытого конкурса. Возможно, имеет место сговор между государственным заказчиком и вероятным исполнителем и субподрядчиками государственного контракта, а сам открытый конкурс носит формальный характер», – говорится в запросе.
В прошлые годы на профилактику ВИЧ и гепатитов денег тоже не жалели. В 2012 году Минздрав выделил 600 млн руб. на подобного рода мероприятия.
Еще бывший министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова заявляла о том, что профилактика очень важна, и “все проекты и программы, которые были начаты некоммерческими организациями на деньги Глобального фонда, обязательно будут продолжены”.
В 2011 году на полугодовую профилактику ВИЧ и гепатитов Минздравсоцразвития решило выделить НКО грантов на 500 млн. руб. Ну а что скупиться-то, если такая проблема? Наркоманы и проститутки – это ж не малоимущие пенсионеры и бюджетники, которые никаких болезней не распространяют, а просто помирают тихонько от нищеты.
На профилактическую работу с одним наркоманом или проституткой НКО тратят больше 2 тыс. руб. в месяц.
Например, благотворительная общественная организация “Содействие” в Питере ходит по проституткам и уговаривает девочек… думаете, бросить работу? Никак нет! Они рассказывают о женских презервативах, которые смешно хлюпают. «Ну а мальчики – они же как дети! Готовы за такой презерватив выложить еще тысячу плюс к тем двум тысячам, которые они платят за час”, – сообщает мне руководитель «Содействия» Ирина Анатольевна, специалист по питерскому секс-маркетингу.
Также Ирина Анатольевна учит молодых, что “надо меньше работать, надо заговаривать клиента”. В общем, советы очень ценные, вот только не понятно, почему за эти советы должны расплачиваться Минздрав и налогоплательщики?
Человек, отработавший всю жизнь на государство, получает в России пенсию 5 тыс., а наркоманы и проститутки, не принесшие в бюджет ни копейки, получают на 2 тыс. руб. в мес. бесплатные шприцы, презервативы и душеспасительные беседы. Причем сколько бесед проведут НКО и сколько денег украдут, не проверит ни одна счетная палата.
Алла ВАСИЛЬЕВА