Призрак нового Майдана

Как Саакашвили стал реальной угрозой для Порошенко

Штурм участниками “марша за народный импичмент” Октябрьского дворца в центре Киева, в ходе которого 60 бойцов Национальной гвардии получили травмы, в том числе 15 были госпитализированы, показал: к акциям Михаила Саакашвили отныне надо относиться абсолютно серьёзно. Напомним, что и Евромайдан перешёл от тусовок интеллигенции к привычной нам фазе баррикад и боёв 1 декабря 2013 года, когда в ходе массового шествия были захвачены здание Киевской городской государственной администрации, Киевского городского совета, Дома профсоюзов и предпринята попытка штурма Администрации Президента, защищаемой внутренними войсками. Тогда это — как и сейчас — лидеры оппозиции списали на “действия провокаторов”, но позже выяснилось, что по захвату зданий “работали” отряды националистов, составлявшие боевой авангард Евромайдана.

Ещё не так давно украинские и российские политологи поспешили списать “Михомайдан” “в утиль”, особенно после того, как 29 октября на объявленное Саакашвили “вече за будущее Украины” перед Верховной радой пришло всего 400 человек. Причин для затухания первого этапа протестов было немало: во-первых, требования реформы парламентских выборов были непонятны абсолютному большинству жителей страны, во-вторых, как отмечали украинские журналисты, организаторами протестов были банально разворованы деньги, выделенные олигархами.

Однако в последние дни всё изменилось. 3 декабря Саакашвили удалось собрать в центре Киева столько людей, сколько с 2014 года не удавалось никому, разве что общими силами всем националистическим организациям на ежегодном шествии 14 октября. Колонна марширующих растянулась на весь Крещатик. Количество вышедших 17 декабря украинские журналисты оценивают в диапазоне от 4,5 до 10 тысяч.

Фото: © РИА Новости/Стрингер
Фото: © РИА Новости/Стрингер

Что же произошло? Лозунг протеста скорректировали на более понятный всем импичмент Порошенко. Власть сама подыграла тут Саакашвили, начав преследование сначала его сторонников (целый ряд граждан Грузии, участвовавших перед этим в АТО, были схвачены и оперативно депортированы на родину), а затем и самого бывшего президента Грузии. В глазах общества он превратился в главного врага Порошенко, а к президенту претензии есть у всех слоёв населения, включая участников Евромайдана.

И вдруг оказалось, что сделать с Саакашвили что-то практически невозможно: когда спецназ СБУ 5 декабря ворвался в его квартиру и задержал экс-президента, то моментально собралась толпа его сторонников, которая заблокировала микроавтобусу проезд, выломала двери и выпустила своего кумира на свободу. Когда 8 декабря Саакашвили всё же был схвачен и помещён в изолятор, то его сторонники взяли в блокаду здание СБУ в центре Киева, и было очевидно, что они попытаются отбить его в случае обвинительного приговора прямо в здании суда. Не в последнюю очередь поэтому 11 декабря Печерский районный суд Киева полностью отклонил ходатайство Генпрокуратуры, отпустив Михо на волю.

Фото: © REUTERS/Gleb Garanich
Фото: © REUTERS/Gleb Garanich

Стоит учесть, что у Саакашвили есть и серьёзный “силовой блок”. В первую очередь это бывшие участники батальона “Донбасс” во главе с Семёном Семенченко, которые с 2015 года действуют как общественное движение. Причины? Во-первых, бойцы Семенченко занимают крайне радикальную позицию, выступая против Минских соглашений, которые подписала действующая власть с народными республиками Донбасса, против торговли с ними (именно они стали застрельщиками блокады Донбасса в 2016 году). Во-вторых, это давние связи Семенченко с Коломойским, при котором весной 2014 года и был создан “Донбасс”, долгое время финансировавшийся олигархом. В-третьих, (возможно, это самое важное) заметную роль в батальоне долгое время играли бывшие грузинские военные, один из которых, ветеран четырёх войн Вано Надирадзе, даже возглавил внутренний штаб “Донбасса”. Грузинский отряд ветеранов “Волки свободы” Надирадзе был замечен 10 сентября во время прорыва Саакашвили через границу, куда прибыл и Семенченко.

Есть и другие моменты. Порошенко в последнее время серьёзно испортил отношения с Западом, начав атаку на Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Эта опекаемая из-за рубежа структура начала расследование, добившись 3 ноября через суд доступа к документам принадлежащего Порошенко (через инвестиционный фонд “Прайм эссетс кэпитал”) завода “Кузница на Рыбацком”. НАБУ обвиняет завод в продаже по завышенным ценам бронемашин “Тритон” Государственной пограничной службе Украины в 2015–2016 годах: при цене в 4,75 миллиона гривен за каждый боевой модуль по контракту она составила 14,876 миллиона, то есть в три с лишним раза больше. Таким образом, из суммы контракта в 59,5 миллиона гривен (около 2,3 миллиона долларов) большая часть бюджетных денег осела у поставщика техники, конечный бенефициар которого хорошо известен.

Фото: © REUTERS/Christian
Фото: © REUTERS/Christian

Для того чтобы сместить главу НАБУ Артёма Сытника, Порошенко потребовалось сначала убрать с поста главы Комитета Верховной рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции депутата от “Самопомощи” Егора Соболева, что и было сделано 7 декабря. По странному стечению обстоятельств Соболев является одним из лидеров “маршей за народный импичмент”, требуя там свержения Порошенко. Можно вспомнить и то, что Семенченко — также депутат Верховной рады от “Самопомощи”.

Под удар в ходе этих событий попал и лидер “Самопомощи”, львовский мэр Андрей Садовой, поводом для чего стала демонстрация карты с указанием народных республик Донбасса на львовском форуме по безопасности, где Садовой был соорганизатором: 1 декабря к мэру в кабинет ворвались ветераны АТО, требуя его отставки, и в тот же день СБУ возбудила против Садового уголовное дело за призывы к сепаратизму. Так что причины ненавидеть Порошенко есть у многих, хотя лидеры других партий, как Садовой, так и Юлия Тимошенко, не появляются на “маршах за народный импичмент”.

Штурм Октябрьского дворца можно трактовать двояко. С одной стороны, сам Саакашвили прямо призвал протестующих собраться там: “Мы сейчас отсюда идём в Октябрьский дворец, и там будет штаб нашего координационного совета, чтобы нас не гоняли не только по палаткам по ночам”. И лично возглавил шедшую туда колонну.

С другой, в Октябрьском дворце могла быть ловушка, которую искусно расставили для протестующих, — провокация на штурм здания, где в это время проходил детский новогодний утренник и выступал джазовый оркестр Гленна Миллера. Эти моменты тут же начали педалировать, чтобы настроить людей против Саакашвили и его сторонников. Во-первых, угрозу жизни детей (вспомним, что именно избиение 29 ноября 2013 года “Беркутом” студентов, которые в глазах общества “они же дети”, стало спусковым крючком для Евромайдана).

Фото: © РИА Новости/Стрингер
Фото: © РИА Новости/Стрингер

— Михаил Саакашвили призвал группу своих боевиков захватить Международный центр культуры и искусства (Октябрьский дворец) на ул. Героев Небесной сотни. Там сейчас проходит новогодний детский утренник. Внутри сотни детей и их родители, — написал в “Фейсбуке” депутат Верховной рады (“Народный фронт”) и советник министра внутренних дел Антон Геращенко. — Министр МВД Арсен Аваков и глава Национальной полиции Сергей Князев поручили обеспечить безопасность детей… Михаил Саакашвили хочет пролить кровь украинцев!

Во-вторых, штурм здания, где выступал знаменитый оркестр Гленна Миллера, должен был сильно испортить отношение к Саакашвили в США. Одна из посетительниц утренника прямо заявила телеканалу ZIK: “Стыдно перед американцами”.

С другой стороны, заметно, что если изначально Аваков старался устраниться от борьбы с Саакашвили, отказавшись послать Национальную гвардию на границу и минимизируя её участие в борьбе с “Михомайданом” перед Верховной радой, то сейчас он и его окружение всё больше солидаризируются с президентом. Одной из причин может быть то, что НАБУ одновременно с расследованием в “Кузнице на Рыбацком” начало уголовное дело против сына министра внутренних дел, обвиняя его в продаже МВД крупной партии рюкзаков по завышенным ценам. Александр Аваков был даже 31 октября задержан, что сначала сочли продолжением борьбы президента с его отцом, однако стороны быстро разобрались, что к чему, особенно когда пошла атака на завод Порошенко.

Таким образом, вследствие этих действий не могло не сложиться впечатление, что Запад сделал ставку на дискредитацию и смещение всей действующей верхушки власти в Киеве, используя для этого самые разные рычаги — от НАБУ до уличных демонстрантов Саакашвили.

Дальнейшее же развитие событий будет зависеть от того, удастся ли Саакашвили выйти из этого скандала без падения популярности в обществе. В случае если обвинения властей и телевидения (большая часть телеканалов занимает сторону Порошенко) не окажутся для протеста фатальными, “марши за народный импичмент” могут и радикализоваться. Пока же задержание Саакашвили ничего не даст власти, кроме роста поддержки экс-президента Грузии.

Сам Саакашвили не торопится форсировать события. Вечером в воскресенье он заявил, что в ближайшее время не будет призывать к многочисленным маршам из-за событий у Октябрьского дворца в центре Киева. “Пока не сделаем ещё более чёткого механизма предупреждения провокаций, я сейчас не буду призывать в следующие несколько дней к большим маршам, потому что сегодня мы увидели, что мы уязвимы для таких провокаций”, — сказал Саакашвили.

Владислав Мальцев

Источник: “Life”

Ранее

Деньги на ветер

Далее

Иван Емельянов: как правильно собрать доказательную базу, чтобы забрать ребенка в случае аморального поведения разведенной матери

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru