За участок под полигон для беспилотников король недвижимости хотел получить с КАМАЗа полмиллиарда — что ж, пришлось отдать городу даром
Исполком автограда планирует выставить на торги земельный массив на 12 га, в который включен и «добровольно» возращенный муниципалитету участок бизнесмена Алексея Миронова, заключенного под домашний арест. По сведениям «БИЗНЕС Online», здесь, по соседству с НТЦ КАМАЗа, автогигант хочет воздвигнуть новый испытательный полигон стоимостью 5 млрд рублей — ранее проект федерального значения отчасти тормозила несговорчивость бенефициара ГК «ЕвроГрупп».
12 гектаров — раз, два, три… Продано?
Как стало известно «БИЗНЕС Online», исполком автограда в самое ближайшее время планирует выставить на торги первый из участков, вернувшихся в муниципальную собственность из обширнейшего некогда земельного банка опального ныне бизнесмена Алексея Миронова — бенефициара ГК «ЕвроГрупп».
Напомним, в ноябре прошлого года на фоне уголовных дел, возбужденных челнинским отделом следкома по факту мошенничества и увода земли в отношении юриста «ЕвроГрупп» Альберта Халиуллина, а затем появившихся подозрений в неуплате налогов и в адрес самого лендлорда, бизнесмен согласился разорвать договоры аренды почти на все участки, которые были закреплены за его компаниями и получены по схемам с актами выбора участков. На протяжении предыдущих трех лет, с того момента как Челны возглавил Наиль Магдеев, Миронов небезуспешно отстаивал свое право на эти земли в арбитражных судах. Главный аргумент — нарушения если и были, то по вине тогдашних городских властей, а покупатель ни при чем. Но уголовное дело спутало все карты… Миронов был вынужден вернуть 28 спорных участков общей площадью 53 гектара. Мэр города озвучивал их общую стоимость — 2 млрд рублей.
В данном случае речь идет о земельном участке, точнее, даже о четырех участках, расположенных на пересечении улиц Машиностроительной и Технической. На торги будут выставлены 12 га, и расположены они в весьма выгодном для строительства месте — на первой линии рядом с оживленной магистралью. Известны и кадастровые номера участков: 16:52:090102:526; 16:52:090102:128; 16:52:090102:397 и 16:52:090102527. Мироновский участок только один — на 2,2 га, но расположен он в стратегическом месте.
Надо отметить, что, проезжая мимо участка, можно увидеть лишь малую часть из того массива, что будет выставлен на аукцион. Дело в том, что огорожен железным забором был только участок Миронова. Сейчас остались нетронутыми лишь столбики. Для лучшей «визуализации» добавим, что территория, которая будет выставлена на торги, занимает практически всю площадь между первой автодорогой (улицей Машиностроительной) и научно-техническим центром (НТЦ) КАМАЗа на всем его протяжении. Участок огибает торговый центр «Мегастрой» Владимира Малыгина и автозаправочный комплекс «Транснефтепродукт» Рамиса Тазеева.
Освоить территорию у Миронова, судя по всему, не вышло, как, впрочем, и продать землю по сходной цене. О том, что участок продается, потенциальных инвесторов несколько месяцев подряд оповещал билборд, установленный здесь же. Говорят также, что у бенефициара «ЕвроГрупп» были намерения построить на этой земле собственный крупный торговый центр. Даже были вбиты первые сваи, но не судьба.
Полигон за 5 миллиардов
По сведениям источников «БИЗНЕС Online», у земли будет специфический вид разрешенного использования — под строительство некоего испытательного полигона. Далеко ходить за вероятным покупателем не надо — как раз по соседству расположен НТЦ КАМАЗа. Лучшего места с точки зрения удобства для тестирования изделий вряд ли найдешь.
Более того, по данным «БИЗНЕС Online», с планами руководство автогиганта выходило на Миронова, когда тот еще не хлебнул горя. Но выставленный ценник, мягко говоря, отпугнул. Как уверяют наши источники, девелопер, пользуясь тем, что участок непосредственно прилегает к НТЦ, заломил ни много ни мало 500 млн рублей. Как знать, может, именно этот разговор роковым образом сказался на последующей судьбе бизнесмена… В отличие от турков, которые безропотно уплатили за землю под Sunrise City 400 млн рублей, «Ростех» обладает серьезными лоббистскими возможностями.
Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев подтвердил, что планы по строительству испытательного полигона компания действительно вынашивает, однако от ответа на вопрос, будет ли задействован под эти цели именно участок Миронова, он предпочел уклониться.
«Мы действительно в рамках нашей инвестиционной программы планируем строительство испытательного полигона для испытания машин, но, на каком участке он будет построен, пока сказать не можем», — заявил он. По словам Афанасьева, испытывать на будущем полигоне планируется в первую очередь перспективные модели автомобилей, в том числе беспилотные, разработкой которых КАМАЗ в сотрудничестве с компаниями Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп» занимается на протяжении последних четырех лет.
Руководитель камазовской пресс-службы рассказал, что испытательная трасса полигона будет моделировать все те условия, которые грузовик может испытывать в режиме реальной эксплуатации. Предполагается и пересеченная местность, и «грейдер», водные преграды, колейная дорога и пр. О площади земельного участка, который требуется для создания полигона, пресс-секретарь КАМАЗа тоже решил умолчать, объяснив это тем, что полигон пока только проектируется, но при этом дал понять, что услугами будущей испытательной базы КАМАЗа смогут пользоваться и другие автопроизводители страны.
О намерениях КАМАЗа построить собственный инжиниринговый центр, который вел бы фундаментальные исследования по ряду направлений автопрома и имел бы в своем составе испытательную трассу, в своем интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал Сергей Когогин еще в 2012 году. Правда, тогда речь шла о строительстве в Казани, с учетом хорошего вузовского потенциала. На эти цели якобы предусматривалось даже выделение внушительных бюджетных ассигнований. Но что-то не срослось, и теперь автогигант реализует лишь «беспилотную программу», но уже при федеральной и республиканской поддержке.
В рамках президентской программы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) при агентстве стратегических инициатив (АСИ) была создана рабочая группа по формированию рынка беспилотников. В нее вошли представители минобрнауки, минпромторга, компании Cognitive Technologies, федеральное дорожное агентство и инвесторы.
Общие вложения в развитие беспилотного автотранспорта в России в 2017 году оценивались в 7 млрд рублей, из которых 3,5 млрд рублей бюджетные. Такой же объем средств был инвестирован автопроизводителями — участниками рабочей группы АСИ. Когогин — ее соруководитель.
Всего на развитие «беспилотной тематики» по линии минпромторга России на период до 2019 года выделяется 18,5 млрд рублей. Из них 5 млрд должно пойти как раз на строительство полигона для комплексных испытаний автомобилей с интеллектуальными системами. Предполагается, что это будет модель «умного города», где можно будет моделировать любые краш-ситуации, в том числе актуальные именно для беспилотной техники: и езда в потоке машин, и пересечение сложных перекрестков, пешеходных переходов и т. д.
Сейчас КАМАЗу, как и другим автопроизводителям, приходится пользоваться услугами знаменитого Дмитровского автополигона, входящего в структуру НАМИ, а также полигоном МЧС в подмосковном Ногинске. Новая испытательная база, тем более находящаяся под боком, когда не нужно будет перегонять машины за тысячи километров, конечно же, сэкономит и время, и деньги.
В 2015 году на КАМАЗе уже создан прототип первого в России беспилотного автомобиля на базе полноприводного серийного грузовика «КАМАЗ-5350». Автомобиль умеет самостоятельно ездить по заданным маршрутам без помощи водителя. При этом система искусственного интеллекта грузовика различает дорожную разметку, знаки, а также других участников дорожного движения, в том числе и пешеходов.
Серийное производство беспилотных автомобилей намечено на 2025 год, а в режиме тестовой эксплуатации беспилотники планируется запустить уже вот-вот. Гендиректор КАМАЗа осенью прошлого года подтверждал намерение вывести беспилотники собственного производства на обслуживание чемпионата мира по футболу.
«Кадастровая стоимость — 260 миллионов рублей, рыночная — 120–240 миллионов»
Если участок удастся выгодно продать (КАМАЗу или другому участнику торгов), сделка будет выглядеть как большая имиджевая победа команды Магдеева. До сих пор у многих наблюдателей был некий скепсис относительно развязанных новой городской властью «земельных войн». Слишком многих задел такой пересмотр итогов приватизации, а что на выходе?
Были мнения о том, что Миронов был эффективным собственником, построившим в городе немало объектов. Да, возможно, не все участки достались ему честно, но зато он был заинтересован привлечь инвестиции, как было с теми же турецкими застройщиками. А исполком, мол, будет сидеть как собака на сене. Однако, как видим, к чести Магдеева, процесс идет быстро. С момента возврата земель прошло всего лишь немногим более двух месяцев.
Какой же эффект от сделки может получить городской бюджет? Для начала напомним, что стандартные условия, которые прописываются в договорах аренды земли, подразумевают, что договор заключается на период от 3 до 5 лет. Разрешение на строительство арендатор должен получить в течение трех лет после оформления договора, в противном случае муниципалитет может заявить о расторжении договора аренды.
После того как объект будет возведен и будет получен акт о вводе в эксплуатацию, арендатор может обратиться в муниципалитет с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность. Выкуп, как правило, осуществляется по кадастровой стоимости. В ряде случаев она бывает очень близка к реальной. Стоимость огороженного ранее участка площадью 2,2 га, который был закреплен за Мироновым, составляет 47,7 млн рублей (именно за него бизнесмен просил с КАМАЗа полмиллиарда). А весь земельный массив под аукцион тянет почти на 260 млн рублей.
Эксперты, к которым «БИЗНЕС Online» обратился для оценки рыночной стоимости участка, заявили, что если рассматривать эту территорию для размещения на ней какого-либо крупного торгового центра, то речь может идти о стоимости в пределах 10–20 млн рублей за гектар, то есть 120–240 млн рублей за весь массив в зависимости от доступа к коммуникациям. При этом они отмечают, что чем мельче были бы участки, тем легче было бы найти и покупателей.
Другой эксперт «БИЗНЕС Online», также пожелавший остаться неизвестным, считает, что стоимость участка для КАМАЗа в любом случае будет адекватной. «Думаю, что с учетом того, что, кроме КАМАЗа, вряд ли кто-то еще на этом участке имеет намерение построить испытательный полигон для автомобилей, ценник в итоге для компании будет адекватный. Полагаю, что на аукционе на начальной цене торги и остановятся. Но цена за земельный участок все равно не должна быть меньше той стоимости, которую определят профессиональные оценщики, нанятые исполкомом», — заявил эксперт.
Асхат Идиятуллин
Источник: “Бизнес Online”