Судившаяся с Россией компания была партнером Олега Дерипаски
В 2000 году компания Noga бизнесмена Нассима Гаона угрожала арестовать самолет Владимира Путина, а сейчас дочерям Гаона принадлежит 14,36% в Трехгорной мануфактуре, ее главный акционер — «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
«Я буду арестовывать российскую собственность за рубежом… я буду арестовывать все, что возможно, чтобы получить все деньги до последнего сантима!» — так в начале 2000-х описывал свои планы бизнесмен Нессим Гаон, основатель компании с экзотическим названием Noga d’importation et d’exportation, убеждавший весь мир, что Россия с начала 1990-х задолжала ему более $1 млрд. Перед этим Гаон пытался арестовать и личный самолет Владимира Путина в Швейцарии и российский парусник «Седов», участвовавший в парусной регате в Бресте, — всякий раз безуспешно.
Разрешилась проблема только в 2006 году, когда долг России перед Noga выкупил бизнесмен Александр Коган.
Между тем, Noga до сих пор сохраняет бизнес-интересы в России. Как выяснил Forbes, компания является партнером «Базового элемента» Олега Дерипаски в Трехгорной мануфактуре — комплексе исторических зданий, который миллиардер приобрел в 2002 году. В отчетах «Трехгорной мануфактуры» за 2015 год компания Noga указана как владелец доли 12,6%. В последнем отчете за III квартал 2017 года говорится, что по 7,18% акций «Трехгорки» принадлежит Даниэле Фелисити Това Коэн-Гаон (так зовут дочь Гаона, ставшую супругой Жоэля Херцога, сына бывшего израильского президента Хаима Герцога) и Маргерит Эрзог-Гаон (вторая дочь Нессима Гаона). «Базовому элементу» через кипрскую компанию Navio принадлежит 64,65%.
Каким образом компания Гаона и его дети стали партнерами Дерипаски — не ясно. В «Базовом Элементе» прокомментировать эту информацию отказались.
Долг сформировался еще в начале 1990-х. В 1991 году 69-летний Гаон, сколотивший состояние на торговле со странами третьего мира, за счет связей с пост-советской элитой подписал с российским правительством контракт о поставках в страну продовольствия, удобрений и оборудования в обмен на нефтепродукты. Проблемы начались практически сразу: Россия была недовольно качеством поставляемых продуктов и перестала выполнять свои обязательства. Уже в конце 1992 года Гоан потребовал от главы правительства Виктора Черномырдина $300 млн неустойки. С этого момента началось многолетнее противостояние, в ходе которого претензии Noga к России превысили $1,5 млрд. Гаон судился с Москвой в десятках юрисдикций. Помимо самолетов и парусников ему удавалось добиться ареста счетов российских госкомпаний и даже коллекций Пушкинского музея.
Завершилась война с Noga только в 2006 году, когда требования Noga за $70 млн выкупил американский бизнесмен российского происхождения Александр Коган. Сделка прошла с дисконтом, затем с Коганом рассчитался российский Минфин. Прибыль, полученную в результате сделки, Коган оценивал приблизительно в $1,2-2,5 млн. По мнению собеседника Forbes, знакомого с обстоятельствами сделки, часть долга Коган мог выкупить на деньги Олега Дерипаски.
Трехгорная мануфактура досталась Олегу Дерипаске в 2002 году. Как выяснил Forbes, партнером Дерипаски в этом проекте мог быть экс-глава Внешэкономбанка Виктор Чернухин. Это признал Высокий суд Лондона, куда проживающий в Великобритании Чернухин обратился после того, как его отношения с главой «Базэла» испортились и Дерипаска пообещал выкупить долю бывшего госбанкира за $100 млн, но так и не сделал этого. Лондонский суд обязал Дерипаску выплатить Чернухину $95 млн. «Базовый элемент» планирует оспорить это решение.
Дмитрий Яковенко, Анастасия Ляликова
Источник: “Forbes”