Потанин оценил пакет «Норильского никеля» Абрамовича выше рыночной стоимости
Третий заинтересованный миллиардер, Олег Дерипаска, убежден, что любая продажа акций «Норильского никеля» Абрамовичем будет незаконной.
«Те, кто конфликтует, в бизнесе не зарабатывают. Зарабатывают те, кто умеет договариваться», — так Владимир Потанин F 8 в интервью Forbes в 2015 году описывал завершение многолетней корпоративной войны с Олегом Дерипаской F 23. Сегодня отношения между двумя бизнесменами снова далеки от идеальных. Как и десять лет назад камнем преткновения выступает ГМК «Норильский никель», в капитале которого «Интерросу» Потанина принадлежит 30,4%, а «Русалу» Дерипаски — 27,8%.
Причина спора – желание Потанина выкупить 4,2% «Норникеля» у компании Crispian Investment Ltd Романа Абрамовича F 12 и Александра Абрамова F 25. Об оферте «Интерроса» стало известно 16 февраля (по условиям акционерного соглашения, Crispian сделал компании Потанина встречную оферту). Источник Forbes, близкий к одной из сторон сделки, отмечал, что Абрамович готов продать свою долю. Однако Дерипаска категорически против, и «Русал» пытается заблокировать сделку в Высоком суде Лондона, первое слушание назначено на 5 марта.
Худой мир
Ирония нынешнего спора в том, что именно появление Абрамовича в числе миноритариев «Норникеля» в 2012 году ознаменовало конец войны между Потаниным и Дерипаской. Перед этим Абрамович выступил посредником в их переговорах, помог разработать мировое соглашение и вместе с Абрамовым купил 5,87% ГМК за $1,87 млрд. Это должно было стать своеобразной гарантией того, что соглашение будет исполняться. Оно в том числе подразумевало запрет на продажу акций до декабря 2017 года. Судя по тому, что Потанин предложил Абрамовичу продать долю практически сразу после того, как запрет перестал действовать, к конфликту с Дерипаской он был готов.
О том, что между партнерами не все ладно, можно было судить еще в ноябре 2017 года. Тогда Потанин в интервью «Ведомостям» опроверг возможное слияние «Русала» и «Норникеля». А между тем, именно этой идеей Дерипаска вдохновлялся в 2007 году, когда выкупал долю «Норникеля» у Михаила Прохорова. Надежды не оправдались: вместо глобального игрока, производящего никель, алюминий и платину Дерипаска начал корпоративную войну с Потаниным. У конфликта было и более прагматическое измерение. Долг «Русала» в 2008 году достигал $14 млрд, и Дерипаска настаивал на том, чтобы дивиденды «Норникеля» были максимальными. Потанин же считал, что средства должны направляться на развитие компании. Проблему с дивидендами удалось решить: в соглашении 2012 года они закреплялись на максимальном уровне на первые три года.
Едва ли Дерипаска отказался от идеи объединения «Норникеля» и «Русала». В 2011-2012 годах совладелец «Русала« Виктор Вексельберг F 10 неоднократно предлагал Дерипаске продать акции ГМК и расплатиться по долгам. Дерипаска постоянно отказывался, в итоге Вексельберг вышел из совета директоров «Русала», сохранив акции алюминиевого гиганта.
Добрая ссора
Недопонимание между Дерипаской и Потаниным могло возникнуть и после того как «Норникель» в 2017 году объявил о готовности увеличить инвестпрограмму, допустив снижение дивидендов. Впрочем, опрошенные Forbes аналитики сходятся в том, что потребность Дерипаски в дивидендах ГМК уже не так высока. По оценкам Михаила Борисова, управляющего активами Leon family office, за последние восемь лет пакет «Норникеля» принес «Русалу» $4,1 млрд. Аналитик АКРА Максим Худалов считает, что «Русал» впредь может рассчитывать на $600-700 млн дивидендов в год. Вице-президент Райффайзенбанка Ирина Ализаровская напоминает, что «Русал» сам начал выплачивать дивиденды, весной 2017 года.
Потанин предлагает Абрамовичу выкуп акций по цене $234 за штуку ($1,48 млрд за весь пакет). Сейчас они торгуются на уровне $170 за бумагу.
Аналитики сходятся во мнении, что эта цена вполне обоснована, однако в краткосрочной перспективе сделка может негативно сказаться на котировках «Норникеля»: инвесторы опасаются, что покупка структурами Потанина приведет к пересмотру дивидендной политики.
«Цена вполне адекватна с учетом размера пакета — премия к рынку до падения котировок всего несколько процентов», — считает начальник управления инвестиций «Райффайзен Капитала» Владимир Веденеев. С ним согласен старший аналитик «Атон» Андрей Лобазов. «Инвесторы хорошо помнят прошлый конфликт в «Норникеле» и не хотят повторения подобной ситуации. Потенциально снижение дивидендов и наращивание капитальных затрат может привести к снижению исторической премии оценки «Норникеля» к глобальным аналогам (в 15-20%)», — говорит он.
«Если сделка состоится, у Потанина может оказаться пакет достаточный для изменения советом директоров дивидендной политики компании в сторону заметно менее щедрых выплат в том числе ради соответствующего расширения инвестпрограммы и снижения долговой нагрузки. Снижение дивидендов очень чувствительно для остальных акционеров, которых «Норникель» больше интересует в качестве «дойной коровы», — заключает финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Анастасия Ляликова
Источник: “Forbes”