Почему в школьных расстрелах виноваты родители
В среду в одной из школ Курганской области 13-летняя девочка на уроке географии в упор расстреляла из пневматического пистолета одноклассников. Пистолет девочке передала подруга, а той подарил, а может, дал поиграть приходящий папа, посчитав, что оружие — вполне подходящая игрушка для подростка. Пострадало 7 учеников, к счастью, обошлось без смертельных исходов.
В Сети гуляет множество версий. Одни пишут, что семиклассница хотела запугать мальчиков, которые насмехались над её внешностью. Другие ищут след АУЕ — неформального объединения, пропагандирующего воровские и тюремные понятия среди несовершеннолетних. И все как один вспоминают Колумбайн — расстрел двумя старшеклассниками учеников и учителей школы Колумбайна, в результате которого погибло 13 человек. Мол, вот он, корень зла, забывая о том, что случился Колумбайн в 1999 году, а массовые нападения в школах России стартовали в 2014 г. — спустя 15 лет.
В 2014 году ученик 10-го класса московской школы № 263 Сергей Г. застрелил учителя географии и взял в заложники одноклассников. Позже выстрелом из карабина школьник убил приехавшего к месту происшествия сотрудника вневедомственной охраны и ранил патрульного. Трагедия вызвала широчайший общественный резонанс — стрелка направили на принудительное психиатрическое лечение, признав невменяемым, в школах решено было ужесточить меры безопасности, а президент Российской Федерации призвал больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения. Колумбайн тогда не вспоминал никто, много говорили об играх, фильмах, музыке и книгах, культивирующих в детях агрессию. После первого нападения наступило затишье, а спустя 3 года чуть больше чем за полгода произошло 4 громких нападения в школах.
О Колумабайне как источнике агрессии и причине происходящего заговорили в 2017–2018, после череды трагедий в российских школах. В сентябре в подмосковной Ивантеевке 15-летний подросток напал с пневматическим оружием на одноклассников и учителя, в январе пермские школьники устроили резню в классе, после чего пытались зарезать друг друга. Спустя всего несколько дней девятиклассник ворвался на урок литературы с зажигательной смесью и топором, поджёг класс, а выбегающим семиклассникам наносил удары топором. И вот новая трагедия.
Конечно, удобнее объяснить всё агрессивными фильмами, играми, наркотиками, неблагополучными семьями, пагубным влиянием Запада и культом Колумбайна. Ведь наши дети просто не могут быть такими. Но, к сожалению, это наши дети и они такие. И Колумбайн здесь, кажется, практически ни при чём.
За последние десятилетия ценностные ориентиры общества претерпели значительные изменения. Московские третьеклассники уверенно осваивают айфоны последних моделей, а 20-летние — ботокс и золотые нити. В регионах запросы скромнее, но ценности схожие.
А родители активно готовят своих детей в будущие гении. Если ребёнок не лауреат в “Лучше всех” — значит, заведомо проиграл. Раннее развитие, пять языков с рождения, физика в 3 года — бич “благородных” семей. Амбиции родителей — трагедия детей.
Детей не учат быть добрыми, терпимыми, сострадательными, зато учат читать в два года. Непомерные нагрузки, стремление быть первым нередко ломают детскую психику. Показательно, что в ряде случаев за оружие брались дети из благополучных семей, успешные в учёбе и вполне социализированные, решившие отомстить за плохую оценку учителю.
Ещё одна проблема — культ красоты тела и вещей. С раннего возраста будущие подростки сравнивают себя с эталонами — упакованными в дорогие шмотки глянцевыми картинками из “инстаграма” “золотых деток”. С малолетства дети усваивают, что быть толстым и прыщавым и одеваться в дешёвую одежду — некрасиво. Вряд ли в погоне за гениальностью детей родители в большинстве своем успевают рассказывать отпрыскам о красоте внутренней, особенно если мама ночует в фитнесе, а папа занят зарабатыванием денег.
Мамочки заводят деткам собственные странички в соцсетях и выкладывают умилительные фотографии с по-взрослому одетыми в брендовые вещички детками, уверенно позирующими на камеру. Другие детки молча обрастают от просмотров таких фотографий комплексами. В подростковом возрасте такие закомплексованные, недовольные собой дети могут взяться за оружие и отомстить за насмешки одноклассникам, которые тоже чётко усвоили стандарты красоты и порой жёстоко травят непохожих.
Современные дети сами формирует систему ценностей на основе увиденного в Интернете, по телевизору, на улице. По телевизору идут новости о войнах и санкциях, а принцессы в новых мультфильмах носят короткие юбки и глубокие декольте. Понятия морали, добра и зла смещены и размыты даже у взрослых, что говорить о детях. Старые добрые сказки не работают, а новые — не пишутся.
Всё это, конечно, второстепенные причины трагедий. Предпосылки, не более. Но есть главная и самая страшная причина — наше общество сковывает эпидемия равнодушия. “Цветы жизни” живут соцсетями, не видя за постами и лайками реальных трагедий и боли, воспринимая происходящее как некую игровую псевдореальность, где есть запасная жизнь, а люди воскресают из мёртвых. Достаточно вспомнить историю со студентом Бауманки, изнасиловавшим и убившим свою соседку и разместившим пост об этом на своей страничке во “ВКонтакте”. В течение трёх часов после публикации поста подписчики Антона “лайкали” запись и не обращались в полицию…
Подростковой агрессии не нужны причины — она подпитывает себя равнодушием и любопытством. Нам не нужен Колумбайн — во “ВКонтакте” сегодня всего 4 малочисленных сообщества “в тему”. Гораздо “интереснее” российским подросткам оказался “наш” местный Исхаков — в различных группах в соцсетях до сих пор смакуются подробности его последнего письма…
Все эти дети, совершившие преступления, объединены одним — их никто не научил уважать и ценить человеческую жизнь, выстраивать отношения в реальной жизни, а не в Сети, делиться своей болью, страхами и сомнениями. А нас, взрослых, никто не научил выныривать наружу из пузыря равнодушия и бесконечного стремления вверх и останавливаться, чтобы увидеть, что с ребёнком что-то не так.
Источник: “Life”