Водка не тонет

Кто и зачем закачал два миллиарда федеральных рублей в тонущий «ОФК Банк» Николая Егорова?

Банкротство банка «Объединенный финансовый капитал» (ПАО «ОФК Банк») превратилось из обычного в политическое после того, как там «потерялись» два миллиарда рублей, предназначенные для строительства очистных сооружений в Севастополе. Теперь губернатору Дмитрию Овсянникову придется объяснять жителям города-героя, почему спасение водочных магнатов оказалось важнее борьбы с канализационными стоками. Даже если молодого градоначальника просто подставили, денег уже не вернешь. Так что Севастополю, похоже, остается продолжать жить с удобствами и запахами средневекового поселения. Но зато с водкой.

Публичный скандал

У ПАО «ОФК Банк» было много акционеров, и лишь одно имя – Николай Егоров. Речь идет о «том самом Егорове», одном из бенефициаров крупнейшей отечественной юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». «Тот самый Егоров» был однокурсником Владимира Путина (в далеком прошлом) и владельцем 25% «ОФК Банка» (в недавнем прошлом). И хотя, по словам представителя Егорова, тот не управлял бизнесом кредитного учреждения, не стоит сбрасывать со счетов, что с этой ролью вполне могло справиться студенческое прошлое юриста.

«ОФК Банк» стал на слуху из-за активного вовлечения в бизнес по выдаче банковских гарантий по госконтрактам. В Санкт-Петербурге «ОФК Банк» и вовсе выскочил в лидеры в этом специфическом деле. Именно с госконтрактами и связана одна история, которая на наших глазах превращается в политический скандал весом в два миллиарда рублей. Она началась с того, что питерская фирма АО «Биотехпрогресс» выиграла государственный тендер на строительство очистных сооружений в Севастополе – первых настоящих очистных сооружений полного цикла за всю его историю. Несмотря на белоснежную репутацию города русской славы, нечистоты в нем сливались просто в бухты или в открытое море, из-за чего количество инфекционных заболеваний летом взлетает до небес. На ликвидацию позорного явления по линии ФЦП выделено 6,8 млрд рублей. Тендер, как уже упоминалось, выиграл «Биотехпрогресс», и по его условиям компания предоставила банковскую гарантию на 2,055 млрд руб., выписанную в «ОФК Банке».

Под эту гарантию власти Севастополя перевели подрядчику два миллиарда рублей в качестве предоплаты. О скрытых мотивах этого решения ничего неизвестно, но события в «ОФК Банке» начали развиваться по крайне нежелательному для организаторов операции сценарию. Уже в марте «ОФК Банк» начал испытывать проблемы с ликвидностью, платежи стали проходить с перебоями, затем вообще перестали исполняться. Банк лег, и 21 марта в нем была введена временная администрация сроком на полгода. Впрочем, администраторам из ЦБ хватило нескольких недель для понимания, что «ОФК Банк» не просто остановился, а рухнул в пропасть, и спасать его не имеет смысла. В эту же пучину канули и два миллиарда федеральных рублей, поставив под вопрос перспективу спасения черноморского побережья Севастополя от дурнопахнущей славы.

Теперь местная оппозиция обвиняет губернатора-варяга Дмитрия Овсянникова в том, что вся эта операция не больше не меньше афера, и требует расследования с очевидной целью – сместить представителя из Москвы на местного «героя», с которым можно договариваться и решать вопросы.

Политический характер скандала не исключает того, что аферой была вся вышеописанная история – выигрыш тендера, получение гарантии и пропажа денег.

Алкогольное дело

В пользу последней версии говорит характер основного бизнеса «ОФК Банка». Об этом бизнесе широкой публике стало известно после отзыва лицензии и подачи Центробанком в Арбитражный суд Москвы заявления о признании кредитного учреждения банкротом. Причиной своего решения ЦБ назвал кредитование компаний-производителей и дистрибуторов алкогольной продукции по схемной модели.

«Схемы» позволяют финансировать деятельность экономически взаимосвязанных предприятий, обходя формальные критерии, установленные Банком России. Это переводит риск-модель банка в совершенно другую реальность, превращая его в простую финансовую компанию. Без капитала, но с огромными обязательствами перед третьими лицами.

Таким образом нет ничего необычного в том, что обследование финансового положения ОФК, проведенное аудиторами из ЦБ, выявило полную утрату кредитным учреждением собственных средств. Также не стоит особо удивляться, что представители ЦБ нашли в банке следы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Алкоголь, «схемы», отмывание денег и финансирование противозаконной деятельности – получаются такие вот весьма говорящие характеристики бизнес-профиля «ОФК Банка».

Надо ли напоминать, что при этом за «ОФК Банком» давно тянется длинный шлейф скандалов. Весной 2016 года ему были предъявлены гарантии по уплате акциза, предоставленные Северо-Кавказским алкогольным заводам, разливавшим водку для «Статус-групп». Выяснилось, что «ОФК Банк» выдавал не обеспеченные капиталом гарантии, чем практически довел себя до банкротства. Причиной такой «лихой» стратегии стала утрата платежеспособности «Статус-групп» и ее партнера – «Кристалл-Лефортово».

«Статус-групп» – удивительная компания. Она поразила всех участников алкогольного рынка, буквально за пару лет вырвавшись в лидеры, растолкав прежних фаворитов. Взлет «Статус-групп» последовал за решением Росалкогольрегулирования (РАР) снизить минимальную цену бутылки водки с 220 до 185 руб. Компания была явно готова к такому решению, так как немедленно начала продавать свои бренды именно по этой цене.

Возможный инсайдерский характер отношений регулятора, банка и производителя «огненной воды» обычно связывают с ветераном российского водочного рынка Игорем Чуяном. Игорь Чуян не только возглавляет Росалкогольрегулирование; его представители замечены и в сбытовых структурах «Статуса» и… самого «ОФК Банка».

О том, что дела в этой алкогольной системе обстоят непросто, свидетельствует и участие в «Статус-групп» миллиардера Василия Анисимова, который и создал этот бизнес.

Василий Анисимов – не просто инвестор, это человек, который вышел из алюминиевого бизнеса в 1990-е годы. И остался при этом жив и здоров. После этого он вместе с другим олигархом – Алишером Усмановым – собирал активы для Газпрома в компании Газметалл, а затем покупал для Росатома урановые рудники в Казахстане.

Все эти сделки носили без преувеличения судьбоносный для России характер. Тем более странным выглядит его неудачный опыт в алкогольном бизнесе, что может свидетельствовать о глубине конфликта. На это же обстоятельство намекает и довольно странное поведение аудиторов из ЦБ. В Банке России владеют всеми навыками выявления схемных моделей кредитования на ранних этапах ее появления. Но в данном случае сотрудники Эльвиры Набиуллиной стали действовать лишь после того, как «спиртовой скандал» набрал обороты, и им занялось ФСБ.

До кучи в эту нехорошую историю оказалось втянуто и окружение севастопольского губернатора Дмитрия Овсянникова, которое подкинуло на баланс тонущего алкогольного титаника два миллиарда живых бюджетных рублей, что выглядит абсолютным трагифарсом. Очень может получиться, что волны от этого неуклюжего экономического плюха достигнут политического берега. И смоют хорошо известные имена.

Александр Кузьмин

По материалам: “Версия”

Ранее

Кавказский полдень

Далее

Хищения в «Благовесте» оценили в сроки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru