Почему чиновники в Волгограде не проверяли речных нелегалов?
В Волгограде завершилась поисковая операция по подъёму катамарана, на борту которого после столкновения с баржей погибло 11 человек, в том числе владелец и капитан судна. Картина трагедии в целом уже ясна: само плавсредство и рейс были нелегальными, на борту был перегруз, а капитан был изрядно пьян. По данным Лайфа, у следствия уже есть серьёзные вопросы к Госинспекции по маломерным судам МЧС. Как выяснилось, за последнее время проверяющие особо не беспокоили даже крупных операторов пассажирских речных перевозок Волгограда, не говоря уже о нелегалах.
12 июня 2018 года на территорию Волгоградского пассажирского порта горожане несли живые цветы, поминальные свечи.
— У нас в городе праздничный День России превратился в день траура, — рассказала Лайфу жительница Волгограда Елена.
Сотрудники Южного следственного управления на транспорте СК РФ расследуют уголовное дело по статье 263 УК (“Нарушение правил безопасности движения водного транспорта, повлёкшее по неосторожности гибель двух или более лиц”).
Следственный комитет пытается очертить круг виновников. Хозяин плавучего дома и одновременно его капитан Дмитрий Хахалев погиб, и сейчас все факторы говорят, что именно он был виновником столкновения и гибели людей. Отсутствие разрешения на перевозку людей, перегруз, выключенные сигналы в ночное время, алкогольное опьянение капитана (то есть Хахалева) — целый букет нарушений, каждое из которых даже по отдельности могло стать роковым. Однако следователи не исключают, что помимо покойного капитана отвечать за трагедию должны и чиновники и инспекторы, в чьи обязанности входит контроль за акваторией Волги.
Как выяснил Лайф, местный Ространснадзор не особенно беспокоит проверками компании, катающие туристов по Волге. Лайф создал выборку по фирмам, которые в Волгоградской области в качестве основного вида деятельности указали деятельность речного транспорта. Это “Маринеско”, “Круиз”, “КП”, “БТ”. Их оказалось всего 10, и только в двух из них в последний год было сколько-нибудь существенное количество проверок. Это порт Волгограда и одна круизная компания. Во время проверок нашлись нарушения: капитаны нескольких судов не прошли аттестацию по безопасности, да медицинская каюта одного из судов оказалась не оборудована по нормативам.
И если крупных перевозчиков проверяют таким образом, что уж говорить о частниках.
Следователи хотят проверить Волгоградское региональное управление Ространснадзора.
— Может быть, удастся найти что-то по затонувшему катамарану, — говорит собеседник Лайфа, занимающейся расследованием трагедии на Волге. — Конечно, шансов мало, так как опрошенные нами свидетели рассказывают, что погибший владелец плавучей дачи приобрел её в 2017 году у частного лица и не зарегистрировал в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ по Волгоградской области.
По словам следователя, вопросы могут появиться к представителям регионального МЧС РФ.
— Ведь именно в ответственности спасательного ведомства контроль за осуществлением судоходства маломерных судов, к каким относится “Елань 12”, — говорит сотрудник СК РФ.
Как отмечает следователь, получается, что это УМЧС РФ по Волгоградской области не проконтролировало сам факт того, что незарегистрированное маломерное судно в нарушение правил осуществляет судоходство. Тем более с пассажирами.
— Скорее всего, на вопросы следователей будут отвечать начальник ГУ МЧС РФ по Волгоградской области генерал-майор Олег Гребенюк и его заместитель Александр Киселёв, начальник государственной инспекции по маломерным судам, — рассказал Лайфу источник в СКР.
По словам собеседника Лайфа в правоохранительных органах Волгоградской области, участвующего в расследование, скорее всего, представители МЧС и МВД региона знали о том, что авторитетный предприниматель Дмитрий Хахалев владеет катамараном, только не желает его регистрировать. На дне рождения бизнесмена гуляли и полицейские.
— Но связями полицейских с авторитетным, ранее судимым предпринимателем Дмитрием Хахалевым разбираются УСБ МВД РФ и ФСБ, — сообщил Лайфу источник в СКР.
За штурвалом плавучего дома находился собственник Дмитрий Хахалев, который с 2005 по 2009 годы занимал пост главы Калачёвского района Волгоградской области. Затем, как писал паблик Mash, в жизни Хахалева наступили непростые времена. Его осудили за изнасилование и хулиганство. Правда, уже летом 2010-го Волжский городской суд заменил неотбытый срок лишения свободы более мягким видом наказания.
На этом проблемы с законом у бывшего чиновника не закончились. Спустя всего несколько лет его дважды судили за мелкое хулиганство.
— Хахалев Д.А. из хулиганских побуждений выражался грубой нецензурной бранью, на замечания граждан прекратить хулиганские действия не реагировал, чем нарушил общественный порядок. В судебном заседании Хахалев Д.А. вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что нарушал общественный порядок. <…> Назначить Хахалеву Д.А. административное наказание по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ в виде административного ареста сроком на 1 (одни) сутки, — говорится в решении Краснооктябрьского районного суда Волгограда от 2015 года.
Согласно базе СПАРК, полный тёзка экс-чиновника значится учредителем нескольких фирм. Так, например, Дмитрий Хахалев с 2014 по 2015 год значился совладельцем торговой компании “Арго”. Из картотеки судебных решений следует, что эта фирма в общей сложности набрала у “Транснационального банка” кредитов на 19,6 млн рублей, но так их и не вернула. Сейчас этот долг пытаются взыскать уже судебные приставы.
Сейчас Дмитрий Хахалев значится владельцем только одной фирмы — ООО “Рюминские просторы”, которая, согласно ЕГРЮЛ, занималась туристической деятельностью. Не исключено, что затонувший катамаран был оформлен именно на эту фирму.
Следователи считают Хахалева главным виновником трагедии.
Экспертиза показала, что в крови погибшего капитана и владельца прогулочного катамарана Хахалева было 2,17 промилле алкоголя.
— Это “лошадиная” доза алкоголя, при которой человек мертвецки пьян и не то что не может управлять плавучим средством, он вообще не должен на улицу из дома выходить, — говорит Лайфу нарколог Михаил Ильин.
Люди погибли в плавучем доме, который не должен был оказаться в акватории Волги. “Елань-12” — это серийная плавучая дача-катамаран, предназначенная для речных прогулок. Одновременно на ней могут находиться до 12 человек.
Опрошенные Лайфом эксперты заявляют, что таким судам запрещён выход в акваторию.
— Маломерные суда могут только пересекать судовой ход под прямым углом, но никак не находиться на нём. Нарушены правила ГИМС. Вопрос именно к ГИМС МЧС РФ, почему её сотрудники не остановили данное судно, когда оно уже находилось на воде. Где были эти инспектора, где была транспортная полиция, — задаётся вопросом эксперт.
Напомним, что столкновение катамарана “Елань-12”, шедшего с погашенными бортовыми огнями, с одной из двух барж, следовавших за сухогрузом “Капитан Вечеркин”, принадлежавшего нижегородскому АО “Волга-флот”, произошло около 22 часов 11 июня 2018 года в 250 метрах от берега реки Волги в районе памятника “Гаситель” в Центральном районе Волгограда.
— Катамаран в темноте на скорости 8–10 узлов просто налетел на баржу, от мощного удара перевернулся, — рассказывают Лайфу в следственных органах Волгоградской области.
В результате удара перегруженный катамаран затонул. Из находившихся на борту 16 человек спаслись только пятеро.
В СК РФ предполагают, что из-за того что капитан катамарана Хахалев был пьян, он не успел среагировать на появившиеся на его пути буксир и баржи и на полном ходу врезался в одну из них.
По материалам: “Life.ru”