Москва спортивная

Как заработать на построенных стадионах к ЧМ-2018.

Россия готовилась на протяжении восьми лет к проведению Чемпионата мира по футболу, за этот период времени в Москве было построено три футбольных стадиона на современный лад: «Спартак» («Открытие Арена»), «ЦСКА» и «Динамо». Американский финансово-экономический журнал Forbes решил выяснить какая экономика предусмотрена в каждом проекте и смогут ли новые стадионы окупить вложения инвесторов.

Российский футбольный союз отказался в проведении товарищеского матча на стадионе «ВТБ Арена», который должен был состояться между сборными России и Турции в начале апреля этого года. Официальная причина отказа заключалась в неудовлетворительном состоянии стадиона, который был построен на месте бывшего стадиона «Динамо». Такое высказывание от представителей футбольного союза вызвало негодование у президента ВТБ Андрея Костина, поскольку этот проект по строительству стадиона для него является показателем репутации.

При строительстве новых стадионов в Москве основная цель была в создании коммерческих проектов. Для реконструкции сооружений были предоставлены средства из государственного бюджета. Журналисты Forbes оценили эти бизнес проекты, и пришли к выводу, почему одним стадионам чтобы окупить свои затраты на строительство необходимо всего лишь пару лет, а другим не меньше несколько десятков лет.

Ранее Сергей Галицкий владелец футбольного клуба «Краснодар» заявлял, что Россия должна научиться строить, смотря в далекое будущее. Он также подчеркнул, что проведя двадцать игр вернуть вложенные средства невозможно, что для России совершенно нормально, а вот с Европой и Америкой такое положение сильно отличается. Например, в США проект окупается за 12-15 лет, а в Европе за 20-25 лет. В Европе уже давно вошло в норму заключать договоры при покупке названия для стадиона, что позволяет покрыть часть расходов при строительстве.

Ситуация с окупаемостью стадионов в России выглядит намного хуже, одной из причин является то, что российский спорт не является коммерческой дисциплиной, на которой можно заработать неплохие деньги. Об этом заявил директор центра спортивных стратегических исследований им. Плеханова Илья Солнцев. По его мнению, сделать арену в качестве прибыли не составляет особого труда и усилий. По словам партнера Ernst & Young Ольги Архангельской для этого нужно всего лишь увеличить доходы, проводя на поле множество футбольных матчей. Плюс к этому по максимуму  использовать площадки, которые находятся внутри стадиона. Сейчас современные стадионы стали проектировать именно по такому «сценарию» именно по такому пути пошли и российские застройщики.

Первый стадион был построен в 2014 году, ее директором стал владелец «Спартака», а также акционер компании «Лукойла» Леонид Федун. Строительство этой арены считается самым масштабным. В ее проекте под названием «Город на реке» построено недвижимости на 1,5 млн. кв. м. Эта земля расположена на месте бывшего Тушинского аэродрома, площадью 160 гектар. Стадион вмещает 45 тыс. болельщиков. Для его строительства выделено около 14,5 млрд. долларов из личных средств Федуна. Но, по мнению Forbes ему помогал его деловой партнер Вагит Алекперов.

За период 2016-2017 годы доход от продаж жилья в проекте «Стадион Спартак» составил 15 млрд. рублей. В 2016 году было продано 50 тыс. кв. м. на 8,4 млрд. руб., а в 2017-м были заключены договора на продажу 38 400 кв.м. стоимостью 6,7 млрд. рублей.

В 2015 году РБК оценил время, которое полностью возместит расходы, потраченные на стадион «Спартак». При продаже билетов на матчи и концерты, срок достигнет в 11,5 лет. По подсчетам Forbes выручка от продажи билетов в этом сезоне уже составила приблизительно 600 млн. рублей, плюс 400 млн. руб. было получено за счет продаж билетов на вип-ложах. Солнцев заверяет, что большая часть доходов относится к клубу, а не к стадиону.

Почти 10% от стоимости строительства стадиона удалось возместить благодаря контракту с банком «Открытие», который был заключен в 2013 году сроком действия на шесть лет. В договоре предусмотрена сумма выплаты в 1,2 млрд. руб., эта цифра была разбита на 6-ть лет, что составило по 200 млн. руб. ежегодно.  После реорганизации банка, его руководство было не намерено отказываться от спонсорского контракта.

На стадионе расположены палатки, где продается еда, общая площадь которую они занимают, составляет 4 тыс. кв. м. На условиях арендного договора эти компании предоставляют оплату в виде процента от товарооборота от 4 до 12%. Ежегодно стадион «Спартак» получает от них выручку на сумму 20-30 млн. рублей.

Стадион «Спартак» обладает самыми наилучшими позициями среди всех новых стадионов. Это связано не только с грамотно просчитанными ходами менеджмента, который пришел из «Донбасс Арены». Окупаемость также зависит от спортивной сопутствующей частей.

Второе место по положительным моментам занимает «ВЭБ – Арена» – домашний стадион ЦСКА. Он открылся в августе 2016 года и размещает 30 тыс. мест. Строительство арены владельцу ЦСКА Евгению Гинеру обошлось в 350 млн. долларов, из которых 241 млн. долларов было взято в кредит у ВЭБа. Проект арены ЦСКА не имеет жилую недвижимость, но включает большой объем коммерческих площадей. Из площади в 174 100 кв. м. на стадион приходится лишь 78 тыс. кв. м., а остальная часть предназначена для офисов и паркингов. В аренду сдалось 56 800 кв. м. под офисные помещения, арендная стоимость 15 тыс. руб. за один кв.м. в год. Ежегодно выручка может достичь 850 млн. рублей. На сегодняшний день свободными остаются 59 % площадей. По подсчетам Sports.ru на каждый матч приходило в среднем 15 600 болельщиков.

В 2017 году стадион ЦСКА заключил договор на продажу своего названия с ВЭБом. Евгений Гинер владелец клуба, условия договора не озвучил, сообщив лишь, что стадион навсегда получить новое название «ВЭБ Арена».

У «ВТБ Арена» могут возникнуть сложности при возврате своих инвестиций, поскольку проект реализуется на месте арены столичного «Динамо». Для постройки этого стадиона были выделены деньги из государственного банка. ВТБ обладает всего 75% акций, а 17,3% акций владеет кипрская компания Eflen Construction Ltd. Общая стоимость строительства стадиона составляет в 1,5 млрд. долларов, из которых на коммерческую деятельность пришлось 750 млн. долларов. Вместительность стадиона 27 тыс. мест. Он был включен в заявление по проведению Чемпионата Мира по футболу. Но осенью в 2012 году он был, вычеркнут из списка.

Коммерческая часть состоит из пятизвездочного отеля с 298-ю номерами. Для офисов выделена площадь 56 900 кв. м., жилая часть рассчитана на 1000 апартаментов. Сейчас в аренду сдано офисных помещений на 13% и одно здание, которое купил миллиардер Игорь Рыбаков в ноябре 2016 года площадью 9 000 кв.м. Стоимость покупки этого здания неизвестна, но аналогичное сооружение продается за 324 500 рублей за 1 кв. метров. Исходя из этого, Рыбаков заплатил около 3-х млрд. рублей.

По данным «ИРН Консалтинг» в 2016 году было продано или сдано в аренду 76 апартаментов на 2 млрд. руб., в 2017 году было продано 41 здание на 1,5 млрд. рублей. Основная проблема не рентабельности проекта заключается в просчете менеджмента, который проектировал его 10 лет и не принял во внимание конкуренцию.

Сейчас в России пока нет специалистов, которые на профессиональном уровне смогли бы управлять всеми инфраструктурами имеющиеся на стадионе, что позволило бы окупить затраты гораздо быстрее. Эта проблема связана и с начальным этапом развития данной отрасли, а также с низким уровнем доходов у населения, которые не могут позволить купить билет по высокой цене, не говоря уже о покупке футбольной атрибутики и спортивных товаров.

Спортивные клубы неспособны платить высокую аренду из-за чего большинство стадионов не только не способны вернуть потраченные деньги при строительстве, но даже не могут себя обслужить, поэтому получают государственные субсидии.

Мария Степанова

Ранее

«Белая птица» теряет охотников

Далее

Вадим Мошкович застроит бывшую промзону СУ-155 в Печатниках

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru