Короли госзаказа: дорожающий цирк Казилова, миллиарды Гайсина и «бездны» Шаймиева

Рейтинг подрядчиков, которым улыбнулась удача на торгах в Татарстане во втором квартале 2018 года

У крупнейших в РТ господрядчиков страда в полном разгаре: федеральные дорожники открыли кассу, щедро финансируя единственных участников аукционов. О том, как только что созданные фирмы становятся «субчиками» Айрата Шаймиева, а беспилотный электробус вовсю катается по несуществующей официально дороге, а также почему уральские трамваи «едут» в Казань через Нижний Новгород, — в обзоре «БИЗНЕС Online».

Айрат Шаймиев
Лидерство рейтинга по итогам второго квартала захватил чемпион 2017 года — АО «Татавтодор», возглавляемое сыном первого президента РТ Айратом Шаймиевым. Фото: prav.tatarstan.ru

Мегаконтракт для Айрата Шаймиева

Лидерство нашего рейтинга по итогам второго квартала захватил чемпион 2017 года — АО «Татавтодор», возглавляемое сыном первого президента РТ Айратом Шаймиевым. За апрель – июнь «Татавтодор» аккумулировал контрактов на 6 млрд рублей. Для сравнения: за весь прошлый год компания получила госзаказов на 8,5 млрд рублей, из которых на второй квартал пришлось только 2,4 миллиарда.

Столь мощный рывок «Татавтодор» совершил благодаря солидному кушу, полученному от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Договор на 4 млрд рублей включает в себя содержание нескольких участков автодорог федерального значения М7 «Волга», Р-239 (включая подъезд к аэропорту «Казань») и Р-241. Финансирование этих работ рассчитано на 2018–2023 годы. Казалось бы, можно было без труда «раскидать» такое количество объектов по отдельным контрактам и годам, но заказчик решил выставить их единой массой. При этом отбор подрядчика проводился через электронный аукцион, предполагающий участие нескольких претендентов. Однако, кроме «Татавтодора», никто не рискнул подойти к «снаряду» весом 4 млрд, и контракт заключен с единственным участником. Забегая вперед, скажем, что безальтернативный выбор «Волго-Вятскуправтодор» сделал при заключении еще нескольких крупных контрактов — в частности, с ОАО «Алексеевскдорстрой» (5) почти на 500 млн, с ООО «Татнефтедор» (4) на 900 млн и с самарским ООО «Автодоринжиниринг» на 1,7 млрд рублей.

Мы отправили запрос в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» — не смущает ли их, что тендеры проходят без конкуренции, а стартовые цены не снижаются. «Выявлением нарушений антимонопольного законодательства РФ занимается ФАС России, в задачи ФКУ „Волго-Вятскуправтодор“ входит обеспечение бесперебойного и безопасного движения по участкам федеральных трасс», — был ответ. ФАС на запрос «БИЗНЕС Online» не отреагировала.

Из крупной рыбешки в сети «Татавтодора» также попал договор с ГКУ «Главтатдортранс» суммой 125 млн рублей на ремонт дорог к нескольким десяткам садоводческих хозяйств РТ. В частности, речь идет о товариществах «Ветеран», «Спутник», «Теплоэнергострой», «Строитель» и ряде других в Нижнекамском районе, плюс «Восход», «Бриз», «Дизелист»,  «Орбита-2» — в Тукаевском. Еще 114,4 млн республика выложит за ремонт автодорог общего пользования. Для проформы компанию на двух последних аукционах «Татавтодору» составил наш старый знакомый — ООО «ВолгаДорСтрой» (село Б. Метески) Олега Иванова и Айрата Миннулина, и все обошлось без неожиданностей — скидка от начальной составила традиционные для Татарстана 0,5%.

114,4 млн республика выложит за ремонт автодорог общего пользованияФото: kzn.ru

Другой актив Иванова и Миннулина — казанское ООО «Волгадорстрой» (Казань) — поучаствовал в конкурсе, по итогам которого дорожникам Шаймиева 174 млн рублей причитается за строительство 5 км дорог в Буинском районе. Еще одним спарринг-партнером «Татавтодора» в конкурсе на строительство 4 км дороги с хтоническим названием Чувашская Бездна — Татарская Бездна в Дрожжановском районе стало ООО «Татнефтедор» Шафагата Тахаутдинова.

«Младенцы» на контрактах «Татавтодора»

По традиции расскажем и о получателях субподрядов «Татавтодора». Возглавляемое Айратом Хазеевым ООО «Линда» (48% через УК «КЭР-Холдинг» контролирует Хамис Махянов) подрядилось на переустройство газопровода на трассе Бюрганы — п.ж/д станции Бурундуки; при этом компания дала вполне рыночную скидку от начальной цены — 10,6%. На этом же объекте заниматься переустройством линий электропередачи было поручено ООО «Стэм», оформленному на Марата Сабирова. Компания была создана в апреле 2018 года — лишь за месяц до получения заказа, но, несмотря на младенческий возраст и «кавээновское» название, Шаймиев доверил ей три контракта общей суммой 3,6 млн рублей. При этом каких-либо финансовых уступок Сабиров делать не стал.

Также без скидок на этой же дороге обустройством искусственных сооружений за 5,8 млн рублей займется ООО «Мдс», учрежденное в июне 2017 года Ильнуром Садыковым. Весь госпортфель компании (29 млн рублей) сформирован заказами «Татавтодора», и первый из них компания «Мдс» получила буквально также спустя месяц с даты регистрации юрлица. Любопытно, что из общей массы первым двум контрактам общей суммой 18 млн рублей сегодня присвоен статус «исполнение прекращено» (по соглашению сторон). Можно предположить, что ООО «Мдс» не выполнило 100% работ, на которые подрядилось, а «Татавтодор» принял работы как есть, и все стороны согласились с таким положением вещей.

Повезло во втором квартале и питерской компании «Нева-Норд», оформленной на Александра Назарова. Она взялась за 1,4 млн рублей поставить ультразвуковую систему нивелирования Р-32 Smoothtrac TOPCON для асфальтоукладчика Vogele Super. И вновь все госзаказы на 7,7 млн компания получала исключительно от «Татавтодора». При этом в 2015 и в 2016 годах «Нева-Норд» не делала скидок заказчику, а в нынешнем мае вдруг расщедрилась на 3,1%. Уточним, что, независимо от формы отбора, конкурентов на торгах у «Нева-Норд» не было.

Схожая судьба ульяновской компании «Строй-Алянс» Василия Нейфа. Все свои 22 госзаказа (за 2016–2018 годы — на 216 млн) «Строй-Альянс» получил исключительно от «Татавтодора», при этом лишь в одном случае была сделана скидка 8%, еще 20 контрактов заключено по первоначальной цене, а самый первый договор — вообще с ростом на 73%. Ровно в половине случаев контракты получили статус «исполнение прекращено по соглашению сторон».

Еще один удачливый подрядчик ранее уже появлялся в наших обзорах — это чебоксарское ООО «Дорстройсервис» Альберта и Рузили Софьиных. Только за май компания смогла заполучить (без скидок) четыре подряда на устройство земляного полотна на республиканских автодорогах суммой 57 млн рублей. Активного комментатора текстов «БИЗНЕС Online» из Кузайкино, вероятно, порадовала реновация дороги Кузайкино – Нурлат – Черемшан ценой 15 миллионов.

Регулярно везет на тендерах «Татавтодора» и компании «МонолиТ» семьи Кутдусовых. Отец Хабир и сын Ильдар владеют здесь долями по 38,5%, дочь Гузель (сменила фамилию на Волкова) — 23,1%. При этом Хабир Галимзянович числится депутатом представительного органа города Арска. В своей декларации за 2017 год Кутдусов-старший указал заработок в 649 тыс. рублей, а также владение автомобилем Audi Q7. Изначально, в 2011 году, «МонолиТ» был зарегистрирован также в Арске, но три года спустя переехал в Москву, на адрес массовой регистрации (более 3 тыс. юрлиц).

Свой путь на ниве госзаказа семейная компания Кутдусовых начала в ноябре 2013 года с договора на строительство площадок передвижного весового контроля «Арск 1» и «Арск 2» — за 26,5 млн рублей. Только три из 53 заказов (или 28 млн из 202 млн) «МонолиТ» получил не от «Татавтодора», при этом в 50 случаях скидок от начальной цены мы так и не обнаружили, исключением стали те самые три договора. Впрочем, и там уступка подрядчика в пределах 1% также не слишком-то сэкономила бюджетные средства. Опять же 33 из 50 договоров между «Татавтодором» и «МонолиТом» получили статус «исполнение прекращено».

Исключительно с подачи «Татавтодора» копилку госконтрактов (пять штук на 40 млн) собрало оформленное на Азата Гарипова ООО «ПСО „Ремстрой“», созданное в марте 2017 года. Спустя два месяца после своего появления на свет компания получила свой первый госзаказ, связанный с ремонтом автодороги М7 «Волга». И, как это часто случалось с другими «субчиками» «Татавтодора», исполнение данного договора было прекращено. Всего этот статус вместо положенного «исполнение завершено» был присвоен трем из пяти контрактов «Ремстроя». А в июне текущего года фирма Гарипова получила субподряд почти на 16 млн рублей на реконструкцию моста на автодороге Кшклово – Кзыл-Утар в Атнинском районе.

Другая компания бизнесмена — учрежденное в 2012 году ООО «Ремстрой» — ранее также плотно работала с «Татавтодором». Заметим, что такого рода «близнецы», связанные общими учредителями, не редкость в строительной отрасли, о чем мы не раз писали наших обзорах. Самый крупный контракт суммой 90 млн «старый» «Ремстрой» получил от «Главтатдортранса» в 2014 году. Остальные 65 млн рублей из итоговых 155 млн фирме обеспечили тендеры Шаймиева.

Ильнар Гайсин
торое место рейтинга занимает один из челнинских королей госзаказа — ООО «Евростиль» Ильнара Гайсина (слева) Фото: nabchelny.ru

«Евростиль»: от школьной парты до «обезьянника»

Второе место нашего рейтинга занимает один из челнинских королей госзаказа — ООО «Евростиль» Ильнара Гайсина (2,94 млрд рублей). Эта крупная рыба может заглотить такой приличный кусок, каким оказался контракт с ГИСУ РТ стоимостью 768 млн рублей. Договор предусматривает строительство школы на 1224 учащихся в жилом районе «Замелекесье» Набережных Челнов. Как и в случае с гигантским заказом «Татавтодора», здесь больше никто не стал заявляться на электронный аукцион, и его победитель примерял лавры в гордом одиночестве. Аналогичная история произошла с договором на строительство 800-местной школы в Нижнекамске за 525 миллионов. При этом учебное заведение в «Замелекесье» потребовало дополнительных затрат и еще одного контракта ценой 261 млн — так что в целом челнинская школа обошлась бюджету по меньшей мере в миллиард рублей. Добавим, что за последний заказ также боролся еще один игрок из высшей лиги — ООО «Строитель+» Ленара Григорьева и Владислава Никитина.

.
Договор на строительство школы в жилом районе «Замелекесье» Набережных Челнов принес «Евростилю» 768 млн рублей. Фото: Олег Спиридонов

Еще 422 млн рублей в портфель «Евростиля» добавил договор на возведение в автограде центра временного содержания иностранных граждан на 270 человек для нужд татарстанского МВД. Сотню с гаком принесла Гайсину реконструкция административного здания для полиции и склада с обустройством ИВС — изолятора временного содержания, или, в простонародье, «обезьянника». Кроме того, 278 млн выделено на ремонт 10 больниц, наиболее крупные лоты — 64 млн на  Бугульминскую ЦРБ, 58 млн — на Чистопольскую, 45 млн — на Кукморскую. В общем, Гайсину доверены жизненно важные направления: на построенных им объектах будут учить, лечить, содержать арестантов и иммигрантов и выдавать гражданство.

Фоат Валиев (справа)
Ключевыми бенефициаром «Алексеевскдорстроя» считают депутата Госсовета РТ Фоата Валиева (справа) Фото: Сергей Елагин

«Волгадострой»: выезд из ЖК «Салават Купере», улицы Юдино

Третью строку в нашем топе занимает упомянутый выше тандем компаний «Волгадорстрой» и «ВолгаДорСтрой» с одинаковыми учредителями — Олегом Ивановым и Айратом Миннулиным. Два юрлица за апрель – июнь собрали в сумме 2,74 млрд рублей.

На этот раз класс показал казанский «Волгадорстрой», который сумел поднять вес в 1,1 млрд, подрядившись в течение пяти лет содержать в должном состоянии очередные участки трассы М7. В итоговой документации отмечается, что на столь крутом аукционе был некий «анонимный участник», однако присутствие последнего не обеспечило скидку даже на символические 0,5%.

Далее за 165 млн рублей «Волгадорстрой» получил на ремонт более 2 км улиц Казани, а точнее, на «первоочередные мероприятия по улучшению дорожной ситуации на выезде из ЖК „Салават Купере“». Еще 145 млн Иванову и Миннулину дали на ремонт дорожно-уличной сети Зеленодольского района и подъездов к нескольким садоводческим товариществам. Здесь символическими напарникам творческого тандема выступил очередной завсегдатай наших обзоров — компания «Алексеевскдорстрой» (5), ключевыми бенефициарами которой считаются депутат госсовета РТ Фоат Валиев и экс-министр транспорта РТ Владимир Швецов. За последние 12 месяцев «Алексеевскдорстрой» вообще часто (21 раз из 37) заявлялся на аукционы, где в итоге побеждал «Волгадорстрой». Впрочем, как мы уже отмечали, нашим «королям» вовсе не обязательно иметь даже номинальных конкурентов на торгах, чтобы заполучить полагающийся кусок бюджетного пирога. Это правило подтверждает контракт «Волгадорстроя» ценой 164 млн от «Волго-Вятскуправавтодор» на ремонт участка дороги Р-241.

Улов ООО «ВолгаДорСтрой» из Больших Метесок был скромнее. Эта фирма подписала два договора на ремонт улиц Казани стоимостью 151 млн и 126 млн, один из которых предусматривает реновацию дорог в жилом массиве Юдино. На обоих конкурсах спарринг-партнером для победителя стал «Татнефтедор»  (4).

Шафагат Тахаутдинов
Крупнейший строительный актив, входящий в созвездие имени экс-гендиректора «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова (в центре), тоже не остался у разбитого корыта, собрав за второй квартал без малого 2 млрд рублей. Фото: Ирина Ерохина

Цари юго-востока, хозяева нижнекамских проездов

Именно о нем речь и пойдет далее. Крупнейший строительный актив, входящий в созвездие имени экс-гендиректора «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова, тоже не остался у разбитого корыта, собрав за второй квартал без малого 2 млрд рублей.

«Татнефтедор» не сильно отстал от лидеров в состязании тяжелоатлетов: на 886 млн потянулпятилетний договор с федералами на содержание участка дороги Р-239. По доброй традиции, иных претендентов на эту работенку не нашлось, как и в случае с контрактом ценой 129 млн, предметом которого стал другой участок этой же трассы Казань – Оренбург – Акбулак.

Далее 106 млн было записано на счет «Татнефтедора» благодаря подряду на ремонт 3,7 км дорог и восстановление 9,14 км покрытий в Лениногорском Бугульминском и Бавлинском районах. Иванов и Миннулин выразили свою признательность Тахаутдинову, выставив на этот конкурс казанский «Волгадорстрой».

Практически такую же сумму рублей «Татнефтедору» принес заказ «Главтатдортранса» на ремонт 4,4 км дорог, восстановление 3,8 км изношенных покрытий и очистку 23,7 га полосы отвода от кустарников на дорогах общего пользования РТ. Также за этот контракт решил побороться (с ожидаемым результатом) столичный «Каздорстрой».

Как видим, на традиционной территории, юго-востоке Татарстана, компания Тахаутдинова вне конкуренции.

Не слишком отстал от «Татнефтедора» и «Алексеевскдорстрой» (5), собравший во втором квартале госзаказов на 1,8 млрд рублей. Алексеевцы выполнили гроссмейстерский норматив, взяв высоту в 495 млн по договору на ремонт одной из главных кормилиц дорожников Татарстана, трассы Р-239. В соответствии с последними веяниями аукцион обошелся даже без номинальных конкурентов и скидок. Та же история с аналогичным заказом на сумму 116,5 миллионов.

.
Почти 170 млн «Алексеевскдорстрой» получил на реновацию «внутриквартальных проездов городов Нижнекамского района», хотя де-факто город в районе один — Нижнекамск. Фото: Ирина Ерохина

Алаверды от Иванова и Минуллина стал контракт на 259 млн, выделенных алексеевцам на реконструкцию казанской улицы Братьев Батталовых на участке от Оренбургского тракта до Белых Рос. Пропустил вперед своего старого знакомого «Волгадострой» и на тендере, где разыгрывались 140 млн рублей, предназначенных для дорожного ремонта в Чистопольском районе.

Кроме того, почти 170 млн «Алексеевскдорстрой» получил на реновацию «внутриквартальных проездов городов Нижнекамского района», хотя де-факто город в районе один — Нижнекамск, разве что есть еще пгт Камские Поляны. Спарринг-партнером здесь стал «Татнефтедор».

«Автодоринжиниринг» попадал под прицел ФАС

Кто также не разменивался по мелочам, так это «Автодоринжиниринг» (6) из города Сызрани Самарской области, ставший победителем конкурса от «Волго-Вятскуправавтодора» с суммой 1,75 миллиарда. Этот заказ предусматривает содержание участков дороги М5 «Урал» Москва — Челябинск; Р-178 Саранск — Ульяновск; А-151 Цивильск — Ульяновск. Отметим, что «Автодоринжиниринг» входит в сферу влияния одного из богатейших бизнесменов Самарской области, Евгения Серпера, капитал компании оформлен на Софию Серпер.

Напомним, что годом ранее ФАС уже возбуждала дело по признакам нарушения ст. 11 закона о защите конкуренции в отношении ООО Проектно-строительная компания «Волга», ООО «Автодоринжиниринг», ООО «Строймонтажкомплект», ООО «Автодорстрой». Их обвиняли в картельном сговоре на том основании, что сумма начальной цены контрактов составила 2 млрд 8 млн 884 тыс. рублей, а заключены они были с незначительной экономией — на общую сумму 2 млрд 623 тыс. рублей. То есть бюджет сэкономил чуть меньше татарстанских 0,5%, что антимонопольщики сочли недопустимым.

По итогам расследования ФАС России обнаружила, что в ряде случаев наблюдалось минимальное снижение начальной цены со стороны одних и тех же участников торгов: ООО ПСК «Волга», ООО «СтройМонтажКомплект», ООО «Автодоринжиниринг». «Декартелизация сферы строительства является одной из основных задач антимонопольного ведомства на 2017 год, и мы будем продолжать работу по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений в социально значимых сферах», — подчеркнул начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Но этот пример, как видим, так и остался единичным.

Владимир Казилов
«Евростройхолдинг+» титулованного строителя с уклоном в реставрацию Владимира Казилова за второй квартал набрал госзаказов на 1,51 млрд рублей. Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Итоговый ценник казанского цирка — 875 миллионов?

Пропустим еще одного варяга в нашем рейтинге — как и предыдущий участник, АО «Марийскавтодор» (7-е место с 1,6 млрд рублей) Владимира Бугая и Анатолия Уманцевапоявилось в нем из-за татарстанской прописки «Волго-Вятскуправавтодора» — и перейдем к знакомым лицам.

«Евростройхолдинг+» (8) титулованного строителя с уклоном в реставрацию Владимира Казилова за второй квартал набрал госзаказов на 1,51 млрд рублей. Из них очередной транш в 325 млн был получен на ремонт и реставрацию зданий Казанского государственного цирка с благоустройством территории, дата действия контракта — со 2 апреля по 30 июня 2018 года. Конкуренцию ему составлял со своей компаний «Восток-С» (39) другой известный реставратор, Олег Новосельский, в частности, занимавшийся Центральным стадионом Казани, театром им. Мусы Джалиля, Казанской духовной семинарией, объектами Казанского кремля и т. д. Впрочем, разошлись коллеги по-джентльменски, без лишних споров — скидка составила 0,5%. Любопытно, что сам цирк открылся в марте текущего года. Напомним, что на его реконструкцию Казилову ранее было выделено 550 млн рублей. Так что итоговая цена преображения цирка составила как минимум 875 млн — в 1,7 раза выше стартовой суммы, озвученной в феврале 2017 года.

.
Транш в 325 млн рублей был получен «Евростройхолдингом+» на ремонт и реставрацию зданий Казанского государственного цирка с благоустройством территории. Фото: Сергей Елагин

Тем временем «Восток-С» также выступил напарником «Евростройхолдинга» по аукциону ценой 187 млн, выделенных на капремонт зданий Республиканского онкологического диспансера.

Забавное совпадение: в «творческой биографии» Казилова за второй квартала сплошняком идут «плюсы». Спарринг-партнерами компании «Евростройхолдинг+» на тендерах были фирма «Строитель+» — по контракту на строительство 340-местного детского сада в ЖК «Светлая долина» (235 млн), перехода между зданиями Республиканского онкодиспансера (48 млн) и на пристройку к Альметьевской детской горбольнице (63 млн), а также «Генстрой+» — по договору на капремонт и установку оборудования в 13 поликлиниках РТ (206 млн). Небольшим плюсом для бюджета стала стандартная скидка в 0,5%.

.
186 млн рублей для капремонта клиник «РСС Инжиниринг» разделил между своими «субчиками» Фото: kzn.ru

У ремонтника детсадов и клиник сменился владелец

В рядах татарстанских королей госзаказа произошла замена. Оказывается, в ноябре 2017 года 99% капитала ООО «РСС Инжиниринг» (9) было переоформлено с Александра Таунова наШамиля Кулеева, при этом за первым остался символический 1%.

В первом квартале «РСС Инжиниринг» смог получить госзаказов чуть более чем на 1,5 млрд рублей. В частности, этот мастер освоения госсредств подписал 20 июня контракт на 627 млн рублей, который предполагает капремонт 23 дошкольных учреждений. Работы подрядчик должен завершить за два месяца, к 20 августа. А вам слабо «переварить» 627 млн за 60 дней? Собственно, поэтому «РСС Инжиниринг» призвал на помощь субподрядчиков — «Леста строй» Рената Хайруллина, «Стройпрогресс» Альфреда Хайруллина, «Ремстроцентр» Ирека Минзарипова и ТПП «Радуга плюс» Равила Шафигуллина. Им было поручено отремонтировать 7 детсадов и Станции детского и юношеского туризма и экскурсий, после чего персонально «РСС Инжинирингу» осталось освоить 386 миллионов. Конкуренцию за данный контракт компании составляло ООО «Стройсервис», за свое существование получившее от государства подрядов на 1,6 миллиарда. Недавно у «Стройсервиса» сменился соучредитель (21 мая) и директор (2 июля): место Рафика Мингалиева и его долю получил сын Ильдар Мингалиев. Владелицей еще 50% капитала по-прежнему остается Назия Мингалиева.

Далее 269 млн «РСС Инжинирингу» республика выделила на капремонт 13 школ. Самые крупные лоты — Балтасинская гимназия (80 млн) и Нармонская школа (33 млн рублей). В данном случае фирма обошлась даже без номинальных партнеров по электронному аукциону. А вот другую нагрузку, 186 млн для капремонта клиник, Кулеев вновь разделил со своими «субчиками». Компания «Леста строй» взяла на себя капремонт женских консультаций казанских поликлиник №3 и №20, а «ЭнергоСервисСтрой-НК» Рустама Галимуллина подписался на реновацию поликлиники №6 и Республиканского наркологического диспансера. В «медицинской» госзакупке также поучаствовало ООО «Ремонтстройсервис» (27)  Миннегарая Насибуллина.

.
«Главтатдортранс» выделил на строительство специальной дороги в Казани для беспилотного камазовского электробуса 19,6 млн рублей Фото: Ирина Ерохина

Дорогу для камазовского электробуса оформляют после презентации

Когда в договорах указываются малые сроки исполнения и большие суммы, у критично настроенных читателей может возникнуть мысль, что заказы размещены уже после фактического выполнения если не большей, то существенной части обязательств. Таких примеров в истории татарстанского госзаказа масса. Вот свежайший — тендер на строительство специальной дороги в Казани для беспилотного камазовского электробуса.

«Главтатдортранс» выделил на это 19,6 млн рублей, следует из опубликованного 26 июня сообщения на сайте госзакупок. «Проезд для беспилотного пассажирского электробуса», для которого разработана проектная документация, расположен на северо-востоке Казани, в Ново-Савиновском районе. Начало трассы находится около перекрестка Сибгата Хакима с Меридианной, а конец — около перекрестка Сибгата Хакима – Абдуллы Бичурина. Общая протяженность проектируемого участка — 0,65 км, ширина проезжей части — 3,5 м, обочины — 1,7 м, расчетная скорость электробуса — 30 километров.

Все бы ничего, но презентация этого «транспорта XXI века» с показательным заездом прошла еще 12 июня.

ГУП РТ «Татлизинг» (10) в первом квартале отщипнул от бюджетного пирога немалый кусочек в 1,45 млрд рублей, однако большая часть этих средств незамедлительно ушла по другому адресу. Фото: prav.tatarstan.ru

«Татлизинг»: в одну трубу вливается, в другую выливается

«В одну трубу вливается, в другую выливается» — эта школьная задачка советских времен может служить девизом для республиканского ГУП РТ «Татлизинг» (10). В первом квартале предприятие отщипнуло от бюджетного пирога немалый кусочек в 1,45 млрд рублей, однако большая часть этих средств незамедлительно ушла по другому адресу.

Выглядит это так. Например, «Тализинг» получает 317 млн рублей на строительство 100 универсальных спортивных площадок. Сразу же часть работ в объеме 268 млн, или 85% от заказа, была передоверена «субчику» ООО «Азон», оформленному на Гульсину Юнусову. То есть в данном случае «Татлизинг», как и полагается, озаботился лично выполнить 15% работ (или, по крайней мере, не стал публично раскрывать, что передоверил весь объем).

Для «Азона» же второй квартал 2018 года стал, без преувеличения, звездным часом: за три месяца компания получила через госзаказ больше, чем за 2015–2017 годы (255 млн). Уточним, что годом ранее «Азон» уже получал похожий заказ на спортплощадки с плеча «Татлизинга» суммой 187 млн рублей. К 1 октября должны были быть закрыты все обязательства и проведены расчеты, однако контракт получил своеобразный статус «исполнение прекращено — окончание действия договора». Вся прелесть такого статуса в том, что, если исходить из п. 1 ст. 511 Гражданского кодекса РФ, то по окончании действия договора подрядчик не обязан поставлять заказчику товар или оказывать услуги. Если была проведена предоплата (в любом объеме), но сроки вышли, подрядчик просто оставляет деньги себе. Такие прецеденты в судебной практике есть.

Уточним, что в последнем контракте между «Татлизингом» и «Азоном» на 268 млн указано, что «субчик» должен получить свои средства не позднее 30 сентября 2018 года (при условии надлежащего исполнения им своих обязательств). При этом черным по белому написано: «Субподрядчик несет ответственность за достоверность предъявленных к оплате выполненных объемов работ, примененных расценок». То есть, если у государевых людей возникнут претензии, «Татлизинг» не понесет никакой ответственности — все претензии лягут на «субчика». Хорошо, если это реальная фирма, а если однодневка или компания, которую владелец готовится «слить» и открыть новую (о такой практике в строительной отрасли мы пишем чуть ли не в каждом обзоре)?

Еще 185 млн «Татлизингу» выдали на капремонт пяти больниц 26 апреля. После этого ГУП привлекло к работам некое ООО «СтройСити» Мхитара Гукасяна с елабужской пропиской. Компания за 21,3 млн должна будет провести капремонт Мамадышской ЦРБ.

Обойдя на торгах ООО «Аркада Строй Универсал» Павла Карабанова, «Татлизинг» получил 141 млн на строительство здания хранилища Центрального государственного архива историко-политической документации РТ на улице Декабристов, 4 и тут же предельно допустимые 120 млн ГУП перенаправил ООО «Алтын Групп», которое на паритетных началах контролируют Рустем Сафиуллин и Александр Хегай. Удача в борьбе за госконтракты начала улыбаться компании с сентября 2016 года. При этом первый договор «Алтын Групп» суммой 38 млн на техническое перевооружение сети газопотребления Казанской ТЭЦ-2 (в части установки дополнительной дожимной компрессорной станции) от сентября 2016 года с ООО Инженерный центр «Энергопрогресс» до сих пор находится в статусе «исполнение», хотя по срокам должен был закрыться еще 31 декабря 2017 года. Данный договор «Алтын Групп» отбила у известной компании «Параллакс» Вячеслава Сасюка, заявку которого просто отклонили.

Идем дальше: в апреле 2017 года к «Алтын Групп» прилетела первая ласточка от «Татлизинга» — 24 млн на капремонт Казанского радиотехнического колледжа (исполнение прекращено в виду окончания действия договора). Аналогично исполнение прекратилось и по договору от сентября 2017 года на капремонт поликлиник суммой 138 миллионов.

Новые имена на Олимпе: ССС подвинул корифеев стройотрасли

По традиции — об успехах восходящих звезд господрядного небосклона Татарстана. ООО «Современные Строительные Системы» (ССС; 23), учрежденное в 2009 году Айратом Мавлетбаевым, заполучило свои первые контракты лишь 10 лет спустя, в апреле-июне 2018 года, причем сразу на 420 миллионов. При этом с января здесь работает новый и, похоже, очень предприимчивый директор Евгений Бородин. Несолоно хлебавши после схватки с ССС ушли с конкурса такие гранды, как «Лифт-НК» (44), «Сайяр», «Стройсервис» (20).

Основным блюдом на столе ССС стал капремонт 18 детсадов стоимостью 260 млн рублей. Новичок не растерялся и быстро собрал себе команду «субчиков», раскидав сумму следующим образом: ООО «Татспецстрой» Ильяса Садыкова — 24,2 млн; бавлинское ООО «Управление капитального строительства» Радика Шарипова — 16,4 млн; альметьевское ООО «Прома» Азата Хафизова — 27,1 млн; азнакаевское ООО «Юнистрой» Ришата Галиуллина — 22,5 млн; новошешминское ООО «БлокСтрой» Андрея Комарова — 6,1 млн; чистопольское ООО «Арстрой» Давита Киракосяна — 13,8 миллиона.

Еще 82 млн рублей досталось ССС по договору на капремонт четырех альметьевских медучреждений, в том числе противотуберкулезного диспансера (18,8 млн), психоневрологического диспансера (14,8 млн). И здесь фирма нашла себе помощника в лице альметьевского «Стройкомплекта»  Роберта Набиуллина, доверив ей ремонт Альметьевской детской горполиклиники с перинатальным центром за 38,5 миллиона.

Наконец, 78 млн ООО «Современные Строительные Системы» заполучило в рамках ремонта бугульминских диспансеров. Из этой суммы «субчику» ушло более половины: бугульминскому ООО «Феликс» Надежды Крюковой передоверили 21,9 млн на ремонт Бугульминской ЦРБ и еще 22,5 млн — на ремонт кожвендиспансера.

340 млн рублей получило нижегородское ООО «Фобос-ТС» на поставку 20 трамваев для «Метроэлектротранса» Фото: «БИЗНЕС Online»

Нижегородский «транзит» уральских трамваев, «мундиальный» рекорд новичка

Одним контрактом 340 млн рублей получило нижегородское ООО «Фобос-ТС» Сергея Лазареваи Дмитрия Колина на поставку 20 трамваев модели 71-407 для «Метроэлектротранса», возглавляемого Асфаном Галявовым. Производит эти машины АО «Уральский завод транспортного машиностроения». Впору задать вопрос: почему трамваи поставляет не производитель, а частная нижегородская торговая контора? Мы запросили информацию у компании «Уралтрансмаш» о том, является ли «Фобос-ТС» официальным дилером или представителем екатеринбуржцев, а также почему завод не заключает прямые контракты с «Метроэлектротрансом». Похожий запрос ушел в Казанский МУП. Увы, оба запроса остались без ответа.

Новое название в нашем рейтинге — ООО «Гром» (38-е место, выручка в 2016 году составила 168 млн) Вазиха Мухамадуллина. Компания получила 228 млн рублей от «Главтатдортранса» на ремонт дорожно-уличной сети и устройство технических средств организации дорожного движения Казани. Данный договор не только самый крупный в истории компании Мухамадуллина, вообще, до этого общая сумма госконтрактов за четыре года составила скромные 15 млн рублей. Отметим, что контракт «Грому» уступил известный нам «Волгадострой». Сама компания занимается нанесением разметки много лет, но в основном на субподряде. Для того чтобы выйти на прямые договоры, видимо, потребовалось громкое уголовное дело. Кроме того, как видим, по итогам той истории распределение подрядов переведено с районного на республиканский уровень.

АО «Татэнергосбыт» собрало в первом полугодии портфель на 1,62 млрд рублей. Его формируют сотни небольших контрактов на поставку электроэнергии бюджетным учреждениям. Фото: prav.tatarstan.ru

Любимый охранник «Татэнергосбыта» и поставщик оргтехники

На посошок — еще о паре завсегдатаев наших обзоров. Подконтрольное госхолдингу «Связьинвестнефтехим» на 100% АО «Татэнергосбыт» собрало в первом полугодии портфель на 1,62 млрд рублей. Его формируют преимущественно сотни относительно небольших (от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей) контрактов на поставку электроэнергии бюджетным учреждениям.

Куда интереснее оценить подрядчиков самого «Татэнергосбыта». В мае договор на модернизацию систем охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения от «Татэнергосбыта» на 17 млн рублей получило ООО ЧОО «Савиново». Форма отбора — неконкурентная закупка у единственного поставщика.

Отметим, что весь портфель госзаказов ЧОО «Савиново» (55 млн рублей) сформирован исключительно заказами АО «Татэнерго». При этом в 2013 году, несмотря на то что при запросе предложений заявку подал лишь один участник в лице «Савиново», контракты были заключены. Уточним, что 100% капитала компании оформлено на Владимира Тюрина.

Интересно выглядит тендер на 11 млн рублей, состоявшийся в октябре 2012 года, где ЧОО «Савиново» боролось с двумя соперниками — ООО «ОП „Энергощит“» и ООО «ОП „Щит-3“». ОП «Энергощит» с 3 апреля 2017 года оформлено на Равиля Закирова. Однако изначальным учредителем фирмы, в марте 2010 года, было ООО «Энергощит-К». Среди его первых учредителей в 2007 году были Рамиль Яхин, Нурия Шайдуллина, Расиль Мухаметдинов, позже — в декабре 2010 года — к ним присоединился Фанис Садыков. При этом в августе 2011 года в качестве управляющей компании «Энергощит-К» числилось ООО «Группа Компаний „Энергощит“». А на 2 июля 2018 года 84% капитала «Энергощит-К» оформлено на Закирова, 16% — на Альфиса Ахтямова.

Перейдем ко второму претенденту — компании ОП «Щит-3». В марте 2012 года ее учредилиРинат Валеев (33%) и вышеуказанный Садыков. И, что примечательно, в октябре 2013-го она управлялась через ООО «Группа Компаний „Энергощит“» — ту же структуру, что и «Энергощит-К»! Остается уточнить, что сама ГК «Энергощит» в декабре 2010 года была учреждена вездесущим Садыковым и Минзалифом Галиуллиным, а с апреля 2016 года 100% ее капитала оказалось оформленным на Рустема Гиниятуллина.

Усмотрело ли бдительное УФАС по РТ признаки фактической взаимосвязи участников тендера в октябре 2012 года или нет — открытый вопрос. Как бы то ни было, в том конкурсе года цена хотя бы уменьшилась на 1,9%, а вот в последних контрактах ЧОО «Савиново» не снижалось уже ни на копейку.

Везло во втором квартале и другим поставщикам «Татэнергосбыта», например ООО «Новитек», которое подрядилось поставить офисных перегородок на 1,15 млн рублей, скинув от первоначальной цены символические 0,5% в борьбе с ООО «Интексис». И в который уже раз львиная доля господрядов победителя (11,4 млн за вычетом 43 тыс. рублей) сформирована за счет одного заказчика — в этом случае «Татэнергосбыта».

К примеру, в ноябре прошлого года «Новитек» выиграл аукцион на поставку вычислительной и оргтехники суммой 9,8 млн рублей, в то время как его конкуренты — «Татинком-компьютерс» Алексея Нахнцева и «Рубиновый дом» Тимура Зарипова — получили от ворот поворот, их заявки были отклонены. Более того, по итогам аукциона цена не упала, а выросла без малого на четверть (на 24,5%) — от стартовых 7,9 млн до указанных 9,8 млн рублей. Подобное случается при использовании известной схемы: заказчиком выставляются трудновыполнимые или вовсе не выполнимые условия (в том числе ценовые), а когда «чужие» отваливаются, желательному участнику за счет дополнительных соглашений выставляются комфортные условия.

АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани» собрал в первом полугодии заказов на 1,8 млрд рублей на поставку продуктов питания в бюджетные учреждения РТ. Фото: kzn.ru

Департамент продовольствия и социального питания Казани — цирк или зоопарк?

Наконец, АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани» собрало в первом полугодии заказов на 1,8 млрд рублей. Как и в случае с «Татэнергосбытом», в своей массе портфель здесь обеспечен небольшими заказами — от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов — на поставку продуктов питания в бюджетные учреждения РТ. Хотя конкурсы с участием предприятия неоднократно признавались несостоявшимся на основании ч. 6 ст. 53 федерального закона №44-ФЗ («В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся»), контракты с ним все же заключались. Случается и другое. Так, крупный заказ на поставку продуктов питания детским садам Нижнекамского района со стартовой ценой 92,6 млн рублей был раздроблен на несколько десятков мелких заказов, но так или иначе все их получил департамент продовольствия и социального питания города Казани.

Что касается закупок самого департамента, приведем пример с ООО «Мясомаркет», поставившим на условиях единственного поставщика (других в стране, видимо, нет) свежемороженой трески на 400 тыс. рублей. Все 100% капитала компании оформлено на Динара Гадыршина, руководит ею Евгений Рыбаков, при этом в 2014–2017 годах Гадыршин и Рыбаков в соотношении 51% на 49% владели одноименным ООО «МясоМаркет». На сегодня владение 99% «старой» компании оформлено на само ООО, еще 1% — на управляющую компанию ООО «Форст» (по данным ЕГРЮЛ, ликвидировалось в декабре 2017 года). Таким образом, проведена ликвидация с предварительным выводом изначальных учредителей в мае 2017 года.

Как мы уже отметили выше, для департамента никаких скидок от первоначальной цены «Мясомаркет» не делает. А вот, к примеру, при поставках кур и куриных яиц для МВД по РТ в августе 2016 года подрядчику пришлось подвинуться на 12%, в том числе потому, что на конкурс заявилось ООО «Толедо-М» Адэли Зариповой. Как выяснилось, для «Мясомаркета» и это не предел: в битве с тем же «Толедо-М» за поставку полицейским говяжьей печени фирма сбросила 34% от начальной цены.

Многие контракты департамента ограничены суммой 400 тыс. рублей. Дробление заказов — это легкий способ избежать лишних процедур и произвести закупку у единственного поставщика. Фото: kzn.ru

Отметим, что многие контракты департамента ограничены суммой 400 тыс. рублей — будь то репчатый лук, выпечка или мясные полуфабрикаты. Дробление заказов на суммы по 100–400 тыс. рублей — это легкий способ избежать лишних процедур и произвести закупку у единственного поставщика.

Однако такое правило действует для государственных или муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, а также зоопарков, цирков, парков культуры и отдыха, заповедников, театров, дворцов культуры и т. д. (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ). Они вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей каждая. При этом годовой объем таких закупок «не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 млн рублей». К какой из этих категории отнес себя департамент — вопрос. Но, по нашим подсчетам, только за июнь предприятие заключило договоров суммой до 400 тыс. рублей на условиях закупки у единственного поставщика суммарно 24,6 млн, превысив годовой лимит в 20 миллионов.

О других особенностях татарстанского госзаказа и о том, как он будет разделен по итогам третьего квартала, читайте в нашем следующем обзоре в октябре.

Крупнейшие получатели госконтрактов Татарстана за второй квартал 2018 года

Виктор Османов, Игорь Ким

По материалам: “Бизнес Online”

Ранее

Миллиарды Ротенбергов и Тимченко

Далее

Простить «награбленное»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru