Ростех не пустил Сбербанк в систему маркировки товаров
В России будут маркировать более 10 групп товаров, в том числе лекарства, алкоголь, табак, шубы, обувь (частично процесс уже запущен). С помощью маркировки можно будет, например, проследить путь, по которому путешествует упаковка анальгина, от завода до аптеки. Примерно так же, как вы на почте отслеживаете, где посылка.
И тогда, по замыслу чиновников, условная Марьиванна, которая пришла за анальгином, будет защищена от подделок, потому что аптека будет проверять маркировку (датчик считает информацию: упаковка сделана на таком-то заводе, потом продана оптовому покупателю и доставлена в аптеку, то есть можно продавать). А условный Иван Петрович будет защищён от поддельных сигарет и палёной водки.
Проект разрабатывает правительство с госкорпорацией “Ростех”. А оператор системы — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ; 25% у Ростеха, 25% у “Элвис-плюс” Александра Галицкого).
Этим инвесторам проект принесёт не меньше пользы, чем Марьиванне. Для того чтобы заводы смогли маркировать свои товары, придётся закупить специальное оборудование. А его поставляет компания “Трек марк”, 51% которой принадлежит ЦРПТ. Бизнес приводил оценку: чтобы оснастить этим оборудованием 15 производственных линий, нужно 250 миллионов рублей.
“Такая нагрузка на бизнес может привести к банкротству/задержке развития российских производителей лекарств”, — об этом в мае вице-премьеру Дмитрию Козаку написал глава Сбербанка Герман Греф. Казалось бы, а причём тут вообще банк? Но Греф очень переживает за отсутствие конкуренции в этом проекте. Будет конкуренция — и оборудование будет дешевле, и процесс пойдёт быстрее, следует из письма Грефа. И вообще, он хотел бы присоединиться.
У Грефа интерес к маркировке не теоретический, а вполне конкретный. По мнению главы Сбербанка, его “дочка” — “Корус консалтинг СНГ” — могла бы быть оператором по маркировке какой-нибудь группы товаров (или нескольких). Также она могла бы формировать каталог маркируемых товаров (у неё есть похожий опыт).
Как стало известно Лайфу, 31 мая Козак направил в Минэкономразвития, Роспотребнадзор и другие ведомства письмо с просьбой рассмотреть предложение Сбербанка (копия есть у Лайфа).
Ростеху, который является бенефициаром нынешней не слишком конкурентной системы, идея добавить в неё конкуренцию не понравилась. Индустриальный директор радиоэлектронного комплекса Ростеха Сергей Куликов напомнил в своём письме (копия есть у Лайфа) в правительство, что состав участников “проектного офиса” по маркировке товаров уже определён постановлением Кабмина РФ. “Включение иных организаций данным распоряжением не предусматривается”, — написал Куликов.
Также Ростех нашёл в предложениях Сбера тот же недостаток, что Греф нашёл в концепции Ростеха: слишком дорого для производителей. “…Было озвучено, что наполнение предлагаемого ПАО “Сбербанк” каталога товаров осуществляется только через посреднические организации на платной основе (500 рублей за единичное описание товара) и без прямого участия правообладателя информации, — говорится в письме Куликова. — Данный подход является сугубо коммерческим и неприемлемым с учётом повышения финансовой нагрузки на производителя, наличия посреднического звена, размывания ответственности за описание товара”.
По данным источника Лайфа в Минпромторге, позиция Ростеха нашла понимание в правительстве и, скорее всего, Сбербанк не сможет участвовать в проекте по маркировке различных групп товаров.
— Заинтересованные ведомства — и в первую очередь Минпромторг — сообщили Козаку, что деление функций оператора между несколькими компаниями приведёт к усложнению информационного взаимодействия и возможным проблемам при обеспечении безопасности единой системы, в связи с чем представляется нецелесообразным, — говорит источник Лайфа.
Позиция правительства пока не известна. Возможно, Греф сразу не сдастся, ведь он очень интересуется сейчас небанковским бизнесом.
— Я не верю в банки, — сказал Греф инвесторам в Лондоне в декабре 2017 года. — Если вам нужно создать банк, то не обращайтесь ни ко мне, ни к моей команде.
По материалам: “Life.ru”