Материалы о «прослушке» Сноуден передал журналистам Гонконга

«РГ» опубликовала текст беседы главы Комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председателя Общественного совета при МВД России Анатолия Кучерены и члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского.

В разговоре двух юристов речь в основном шла о правовых тонкостях нынешнего статуса бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена. Кроме того, Кучерена рассказал о том, как живет и чем занимается сегодня американский гость.

На вопрос о том, с чего началось знакомство Кучерены с Эдвардом Сноуденом, адвокат ответил: «Официально он является моим доверителем. Но в то же время я оказываю ему ряд других услуг. В нашей профессии мы достаточно часто оказываем людям помощь независимо от того, как у нас дальше складываются отношения. На первом этапе нас просят оказать юридическую помощь, а в дальнейшем могут возникать разные вопросы, в том числе и бытового характера, что у меня, кстати говоря, и получилось с Эдвардом. И отказать ему было практически невозможно, потому что он остался в России совершенно один».

Кроме того, Анатолий Кучерена уточнил: «У него здесь ни мамы, ни папы, ни родственников, никого. А что касается того, почему я оказался «рядом» с Эдвардом, то это произошло потому, что он сам лично обратился ко мне с просьбой об оказании ему юридической помощи».

Адвокату Сноудена также был задан вопрос о нынешнем статусе его клиента и о том, отчего оказавшемуся на территории России Эдварду пришлось так долго находиться на территории Шереметьево.

По словам Кучерены, Сноуден в настоящее время в России получил статус временного беженца.

«А в Шереметьево завис, потому что долго не мог определиться, опять же не зная нашего национального законодательства, что ему делать. Для того чтобы остаться здесь и подавать какие-то заявления или обращения к нашим властям, надо было по крайней мере знать и понимать наши законы. Собственно говоря, он меня и пригласил для того, чтобы я разъяснил ему особенности российского законодательства. Например, мы с ним обсудили практически все процедуры, которые необходимо пройти, если он желает получить временное убежище», – пояснил адвокат.

Адвокат сообщил, что к тому времени, когда самолет с Эдвардом Сноуденом на борту приземлился в Шереметьево, его паспорт был уже недействителен.

«В итоге он пришел к мнению, что надо идти по упрощенной схеме, т.е. обращаться в миграционную службу для получения временного статуса: временного убежища на максимально короткий срок, предусмотренный законодательством РФ – 1 год. Ему было выдано удостоверение о статусе временного беженца, которое позволяет ему пользоваться всеми теми же правами и обязанностями, которые имеются у российского гражданина, за исключением работы в госорганах и избирательного права», – объяснил Анатолий Кучерена.

Затем адвокат рассказал о некоем приватном разговоре с одним известным американским юристом. «Он спросил, почему мы не выдали Сноудена. Я ответил: «На каком юридическом основании мы могли его вам выдать, если вы отозвали у него паспорт и тем самым лишили американского гражданства? Он не осужден приговором американского суда и не является гражданином США. Почему мы должны были выдать его вам, а, например, не Китаю, Венесуэле или Великобритании?». На это, хотя и американский, но прежде всего юрист сказал: «Да, наверное, ты прав».

По словам российского адвоката Эдварда Сноудена, история с лишением его подзащитного американского паспорта получилась действительно курьезной.

«Он находился в пути из Гонконга в Россию, когда американцы аннулировали его паспорт. У нас даже есть соответствующая депеша, которую получили наши МИД и Минюст. И когда он приземлился, его паспорт был уже недействителен. Но вот гражданства его не смогли лишить. Пытались, но не смогли, потому что все-таки процедуры в США достаточно строгие в этой части. Поэтому он продолжает оставаться американским гражданином, но с аннулированным паспортом. Когда я общался с представителями посольства США, они настаивали на встрече с ним во что бы то ни стало. Но Эдвард все время отказывал, а я им сказал, что он не арестован, ему не предъявлено никаких обвинений на территории Российской Федерации. Поэтому он не ограничен в свободе, и это его право – встречаться или не встречаться».

По словам Кучерены, американцы сами создали данную проблему. Адвокат сообщил, что обращался к американским властям с просьбой восстановить паспорт Эдварда Сноудена для того, чтобы молодой человек мог самостоятельно определиться, в какой стране ему остановиться, однако, по информации адвоката, Америка предложила вариант восстановления паспорта бывшего сотрудника спецслужб исключительно для его въезда на территорию США. Однако самого Сноудена подобный вариант явно не устроил.

Борщевский задал адвокату вопрос, наверняка интересующий многих: «Известно, что наш президент предоставил Сноудену право проживания, а фактически убежища, с одним непременным условием – прекратить антиамериканскую деятельность. Тем не менее в СМИ то и дело всплывают разоблачительные факты, приписываемые американцу. Более того, на прошлой неделе прошла информация, что он якобы готов дать показания перед немецким парламентом по делу о прослушивании. Ты не видишь в этом никакого противоречия?»

Анатолий Кучерена сообщил, что формально временное убежище его доверителю предоставила Федеральная миграционная служба России.

«Если бы он обращался за политическим убежищем, то тогда вопрос должен был решать президент. Что касается разглашения, действительно наш президент поставил такой вопрос перед ним, и мы его тоже обсуждали с Эдвардом. Он спросил: «Как мне быть, если я, находясь в Гонконге, передал материалы о прослушке, противоправных и противозаконных действиях ЦРУ, АНБ и т.д. журналистам? Я понимаю позицию вашего президента, но забрать эти материалы обратно уже не могу. Даже если я попрошу, все равно останутся копии». Поэтому все, что сегодня вскрывается в отношении Германии, Франции, других европейских стран, происходит на основе тех материалов, которые он передал журналистам еще в Гонконге», – заверил адвокат Эдварда Сноудена.

Служба информации «НВ»

Ранее

Ошибка Президента

Далее

Священник Грозовский заявил, что ему угрожал отец воспитанника

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru