В России, как гласит народная мудрость, две беды. Правительство решило покончить хотя бы с одной из них
На заседании комитета Госдумы по транспорту глава Минтранса Евгений Дитрих представил новый нацпроект, в рамках которого в течение шести лет будут приведены в порядок региональные и местные дороги. Задачу поставил президент РФ в послании Федеральному собранию, пообещав выделить на это 11 трлн рублей.
В РФ примерно 511 тысяч км дорог имеют статус региональных и муниципальных, из них чуть более 43% находится в нормативном состоянии. То есть по ним еще можно ездить. К 2024 году, в соответствии с майским указом, нужно отремонтировать около 40 тысяч км, после чего нормативный показатель достигнет 50%. Задача будет выполнена, если половина(!) дорог станет действительно дорогами, а не разбитыми проселками.
В городских агломерациях доля дорог в нормативном состоянии должна вырасти до 85%. Такие нынче критерии успеха дорожных строителей!
Удивляться не стоит: согласно Индекса глобальной конкурентоспособности за 2017–2018 годы, Россия заняла 114 место из 137 стран в рейтинге качества дорог. Лучше, чем у нас, дороги оказались даже в Колумбии, Монголии и Гондурасе. Есть над чем работать!
В связи с этим и стоимость нацпроекта в 11 трлн рублей не должна шокировать. Согласно сравнительным оценкам доктора экономических наук Никиты Кричевского, средняя стоимость строительства 1 км дороги в Китае составляет 2,2 млн долларов, в ЕС — 6,9 млн, в США — 5,9 млн. «В России средняя стоимость километра в 2010–2015 гг. составляла 17,6 млн долларов», — утверждает Кричевский.
Возможно, эксперт оперирует данными о строительстве федеральных дорог, где качество и затраты должны быть выше, чем на региональные и муниципальные. Но это мало что меняет: и в Китае, и в США строят гораздо лучше и многократно дешевле. В докладах Счетной палаты РФ неоднократно подчеркивалось, что бюджетные ассигнования федерального и региональных дорожных фондов растут, но «их использование осуществляется на низком уровне». Грубо говоря, деньги разворовываются, но ответственности никто не несет. Поэтому затраты все выше и выше.
Но где правительство найдет 11 трлн рублей на нацпроект? В дорожные фонды будут направляться деньги от увеличения топливного акциза, примерно 1,5–1,7 трлн рублей в течение шести лет, ответил глава Минтранса. Но вместе с этими акцизами резко вверх полезут буквально все цены. То есть платить по счетам нацпроекта снова будут граждане — кому же еще?!
Похоже, чтобы нам обогнать хотя бы Гондурас, начинать борьбу надо с другой российской беды…
Лаврентий Павлов
“Новый вторник”