Коммерческими тендерами называются торги, организованные негосударственными структурами. То есть заказчиком может выступать юридическое лицо любой формы собственности. Коммерческие тендеры в основном отличаются от госзаказа в том, что сведения об их проведении можно размещать буквально на любой платформе в интернете. Таким образом, достигается цель — привлекается большая масса людей для участия в торгах. Интересно, что не существует особых правил, как составлять или размещать коммерческий тендер. Выполнение этих действий определяется исключительно фантазией заказчика — владельца компании.
Документация с требованиями по торгам может распространяться в среде потенциальных исполнителей бесплатно или платно.
Содержание бумаг для конкурса
Документы для тендеров, которые проводятся на коммерческой основе, включают 2 основные части: а) коммерческую; б) техническую.
В первой указаны сроки проведения мероприятия, период, отведённый на осуществление условий договора и предоставление расчётов и расценок работ, даётся детальное обоснование цен.
Во второй части — технической — содержатся подробные пожелания к самой услуге или продукции, что заказывает организатор. Также в неё включены рекомендации относительно применения технологий, методов или сырья, которые нужны для производства и получения нужного результата. Если есть требования на использование конкретных материалов, то поставщик (исполнитель) обязан обозначить своё согласие на работу с ними просто в заявке на участие. В случае если данной информации в документе не будет, то организатор имеет полное право отклонить запрос.
Методы и основная специфика
Самый разумный выход для коммерческих структур при осуществлении тендера — торги с последующей переторжкой, редукционом. Проводится такая процедура в 2 стадии. Первая по принципу выполнения представляет собой обычные торги. Однако при осуществлении коммерческого тендера в данном случае победителей выбирают сразу нескольких. Потом эти отобранные из всей массы участники допускаются ко второму этапу. Уже на этой стадии они снижают цены на оказание услуг, продукцию или могут предложить более выгодные условия изготовления. Так заказчик лично определяет оптимальный вариант и выбирает наиболее удобный.
Другим методом, который используется в ходе проведения коммерческих торгов, является селективный отбор. Применяться он начал не так давно. Но на сегодняшний день этот метод стал очень популярным, компании, которые хоть раз к нему прибегали, успели оценить его эффективность. Спецификой является и то, что данный способ содержит единовременно конкурсы открытого и закрытого типа. Изначально все, кто хочет принять в мероприятии участие, делают свои ставки. Желающие выдвигают условия сотрудничества, выполнение обязательств по договору. А потом после отбора самых перспективных предложений (селекции) среди оставшихся (избранных) претендентов на контракт проводятся повторные торги по закрытому принципу.
Детальнее о нюансах
Суть коммерческих тендеров — это продажа чего-либо: продукции или услуг. Сама процедура поиска исполнителя или клиента может выполняться в один-два этапа. Однако в итоге побеждает тот участник, чьё предложение было самым выгодным. Кроме того, внимание обращается на:
- репутацию потенциального исполнителя в деловых кругах;
- его материальные активы;
- банковские гарантии.
Предпочтение обычно отдаётся предприятиям без негативных отзывов, с большим объёмом производства или рынком сбыта, без существенных кредитных задолженностей.
Однако коммерческие тендеры характеризуются определённым недостатком — процесс их проведения не регулируется никакими законами. То есть организатор проводит торги исключительно на собственных условиях, наиболее выгодных и удобных. И он может отказаться от подписания контракта даже после завершения тендера и выбора победителя. Однако такие случаи встречаются нечасто.