Польские партнеры обвинили актив «Ростеха» в злоупотреблениях и потребовали вернуть миллион евро за трамваи для Собянина

УВЗ пожаловался на кабальные условия для «Уралтрансмаша»

«Уралвагонзавод» пытается признать недействительной сделку с иностранной компанией.

Польский производитель рельсовых транспортных средств PESA выставил структуре «Уралвагонзавода» многомиллионные финансовые претензии, связанные с контрактом на поставку трамваев для Москвы. В активе «Ростеха» требования называют необоснованными, заявляя, что сделка с иностранным партнером была «кабальной и заведомо экономически нецелесообразной» для «Уралтрансмаша». На основании этого госкорпорация требует в суде признать ряд подписанных ранее соглашений недействительными. Впрочем, в PESA такую позицию считают злоупотреблением права со стороны «Уралвагонзавода», отмечая, что через аффилированные структуры компания пытается признать недействительными собственные решения. В польской компании полагают, что иски, поданные структурами УВЗ, «направлены на уклонение от исполнения обязательств по договору». Пока стороны конфликта обмениваются претензиями в арбитражах, участники рынка указывают на возросшее количество судебных споров корпорации после прихода менеджмента «Ростеха» и отмечают «сворачивание проекта R1». Пока же госкорпорации приходится судиться по старым проектам.

АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского» (входит в ГК «Ростех») стало участником международного конфликта, связанного с некогда перспективным направлением поставок низкопольных трамваев для Москвы. Так, на рассмотрении арбитражей различных регионов сейчас находится целая серия исков, в которых фигурируют «Уралвагонзавод», «Уралтрансмаш» (Екатеринбург, входит в УВЗ) и АО «Рельсовые транспортные средства ПЕСА БЫДГОЩ» (PESA Bydgoszcz). Последнее является крупнейшим польским производителем рельсовых транспортных средств.

В частности, в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на данный момент рассматриваются требования польской компании о взыскании с АО «Уральская Большегрузная Техника – Уралвагонзавод» («УБТ – Уралвагонзавод») более 1,3 млн евро задолженности и 142,1 тыс. евро неустойки по договору поручительства. Речь идет об обязательствах, которые «УБТ – Уралвагонзавод» приняла на себя по договору, заключенному между компанией PESA и АО «Уралтрансмаш».

Уточним, «Уралтрансмаш» в 2012 получил многомиллиардный контракт от правительства Москвы на поставку 120 низкопольных трамваев. Как сообщали федеральные СМИ, заказ достался УВЗ со скандалом: представители корпорации обращались в ФАС с заявлением, что условия конкурса «существенно ограничивают число участников» и содержат ряд требований, под которые подходит лишь модель трамвая Alstom, тоже вышедший на конкурс. В итоге, партнером «Уралтрансмаша» по госконтракту стала компания PESA. Совместно разработанные трамваи, со ссылкой, в том числе, на сжатые сроки поставок, было решено производить на территории Польши. Весной 2014 УВЗ в депо «Краснопресненское» презентовал первые трамваи мэру Москвы Сергею Собянину.

Впрочем, уже в декабре 2014 появилась информация о том, что УВЗ может понести по контракту с властями Москвы миллиардные убытки из-за резкой девальвации рубля: «Москва расплачивается с УВЗ в рублях, но контракты завода с партнерами номинированы в евро. Контракт заключен с поляками 22 мая 2013 года и номинирован в валюте. <…> Тогда евро, по данным ЦБ, стоил около 40 рублей».

В 2015 году СМИ приводили слова главы «Уралвагонзавода» о том, что проект «забуксовал», а добиться «индексации по цене контракта не удалось». В 2016 появилась информация, что московские власти приняли решение расторгнуть проблемный контракт на поставку городу низкопольных трамваев. В УВЗ, впрочем, тогда заявляли, что уведомления об этом решении не получали, а значительная часть трамваев уже изготовлена, но не поставлена заказчику». Спустя несколько месяцев после этих заявлений департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подал в арбитраж иск о взыскании с «Уралтрансмаша» более 592 млн рублей. Впрочем, впоследствии чиновники отказались от требований к екатеринбургскому предприятию.

УВЗ, Уралвагонзавод

Но на этом конфликт не завершился, и в суды уже пошел польский партнер «Уралтрансмаша». В пресс-службе НПК «Уралвагонзавод» требования возврата миллиона евро прокомментировали коротко: «Позицию АО «Рельсовые транспортные системы ПЕСА БЫДГОЩ» о наличии со стороны «Уралтрансмаша» нарушений условий контракта считаем с правовой точки зрения несостоятельной и необоснованной».

Между тем, стоит обратить внимание, что развернулись и другие разбирательства по данному партнерству. Так, в арбитраж Свердловской области обратилось ООО «УВЗ-Энерго» (100%, по данным системы «Контур.Фокус», принадлежит «УБТ – Уралвагонзавод») с требованием признать недействительным решение акционера, на основе которого было оформлено поручительство.

«УВЗ-Энерго» указывало, что является владельцем привилегированных акций «УБТ – Уралвагонзавод», и при принятии решения были нарушены его права и требования закона. Отметим, данное решение является принципиальным, поскольку на его основе и были поданы крупные финансовые претензии со стороны польского предприятия.

В связи с этим PESA ожидаемо выступило категорически против требований «УВЗ-Энерго». «От третьего лица АО «Рельсовые транспортные средства ПЕСА БЫДГОЩ» поступили возражения. <…> В частности, третье лицо <…> указывает на недобросовестные действия и злоупотребление правом АО «НПК Уралвагонзавод» по смыслу ст.10 ГК РФ, которое, по мнению третьего лица, владея 100% доли в ответчике («УБТ – Уралвагонзавод») и 100% доли в истце («УВЗ-Энерго») через ответчика, оспаривает собственное решение об одобрении договора поручительства <…>», – говорится в позиции польской компании. Отметим, что в текущий момент разбирательства по этому делу не завершены, а следующее заседание суда состоится 26 ноября.

Между тем 2 иска также уже поданы непосредственно НПК «Уралвагонзавод». В одном из них представители корпорации требуют признать недействительной сделку между «УБТ – Уралвагонзавод» и PESA, в другом – и вовсе признать недействительным сам договор от 22.05.2013 на поставку городских низкопольных трехсекционных трамвайных вагонов на 2014-2015 годы. Оба иска в ноябре приняты Арбитражным судом Свердловской области к производству.

Арбитражный суд свердловской области

В пресс-службе «НПК «Уралвагонзавод», комментируя эти разбирательства, пояснили, что «полагают, будто АО «Уралтрансмаш» заключило кабальную и заведомо экономически нецелесообразную сделку. Данное обстоятельство послужило основанием для оспаривания контракта поставки и подписанного в целях обеспечения его исполнения договора поручительства, которые, по мнению общества, были заключены в нарушение действующих корпоративных норм и законодательства РФ».

Впрочем, участники рынка, рассматривая конфликт, указывают на значительное количество судебных споров УВЗ с партнерами, которые развернулись после перехода корпорации под контроль «Ростеха», выдвигая версию, «что новые управленцы не намерены отвечать по сделкам, заключенным до них», и зачастую высказывая сомнения «в конструктивности политики менеджеров госкорпорации».

Андрей Щербов

По материалам: “Правда УрФО”

Ранее

Ипотека дорожает – «вторичка» буксует

Далее

Римские цифры

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru