Впервые за долгие годы сами граждане захотели перемен. И это главное, считает политический обозреватель «Нового вторника» Ольга Китова
Итак, теперь мы точно знаем, чего хотим. Социологи подсчитали, эксперты объяснили. Остались без ответов только два извечных русских вопроса: кто виноват? И — что делать?
Доклад Комитета гражданских инициатив (КГИ), более известный в народе как комитет Кудрина, сообщил нам: в массовом сознании произошли «фундаментальные изменения».
Особенно важно, что впервые их внушили не «сверху». Впервые в новейшей истории кардинальные перемены в головах людей стали следствием «межличностного общения на бытовом уровне».
В общем, объективная реальность, данная нам в ощущении, достучалась-таки до сознания, как и учил великий Ленин.
Ну, а если по-простому, то сама жизнь — бедная, лишенная уверенности в завтрашнем дне — заставила-таки людей задуматься и начать самостоятельно делать выводы. И сделать самый главный: нет справедливости! У 80 процентов участников опроса, который провел КГИ, на первое место вышло требование справедливости. Прежде всего люди хотят жить в справедливом государстве, а не в стране воров и жуликов, где деньги только и решают все, где махровым цветом расцвела коррупция.
И только семь процентов выступили за «сильную власть». Не они ли и есть как раз эта самая «сила-власть»? Не за себя ли они и голосовали при опросе?
Эксперты прямо связывают это стремление народа все изменить с «усталостью от длительного периода экономического неблагополучия и спада доходов». А я бы еще добавила к этому постоянное — вольное и невольное — сравнение своего существования, друзей и соседей с тем, как живет кучка нуворишей, как они бесятся с жиру. Вы ютитесь в маленьких квартирках (спасибо, родители получили бесплатно при Советской власти!). Вас обманули — оставили и без денег, и без квартир, и имя вам теперь — обманутые дольщики. Вы рискуете своими жизнями, обитая в аварийных трущобах…
А в это самое время вице-премьер из прошлого правительства обзаводится виллой в Дубае, замком в Австрии, сразу двумя квартирами в историческом центре Лондона, которые переделывает в одну, чтоб не тесно было, скупает десяток квартир в «сталинке» на Котельнической набережной в Москве. Это стоит даже не сотни миллионов — это уже миллиарды!
А депутат Госдумы от Белгородской области Андрей Скоч (был там самым богатым, пока не переписал миллиарды долларов на старенького папу) покупает самую большую квартиру в Москве — площадью без малого 3.000 квадратов! Он скупил 17 квартир в престижном доме на Новом Арбате и превратил их в одну! Теперь там, где жили 17 советских военачальников, живет один капиталист.
Перебирать можно, кажется, до бесконечности. Расслоили нас так, что ни в каком дурном сне не могло привидеться…
И вывод ученых мужей не сулит властям ничего хорошего: следствием бедности стали растущие негативные настроения, которые и дальше будут способствовать «критическому восприятию официальной информации». А детонатором, ускорившим происходящие в обществе перемены, стало повышение властями пенсионного возраста, против которого в кои-то веки выступила вся страна единодушно! И затишье, наступившее вроде сейчас, — это затишье перед бурей. Вот начнут в новом году «тормозить» первых пенсионеров…
Увы, но сейчас в стране нет ни одной партии, ни одного общественного движения, способного объединить вокруг себя население, считают авторы доклада КГИ. Правильно считают, кто бы спорил. А я бы и вовсе жестко высказалась: все партии, в том числе и четыре парламентские, давно уже превратились в бизнес-проекты с разной степенью доходности, и кажется, что только для того они и существуют, чтобы стабильно обеспечивать несколько тысяч человек. Ну, что в них от единства? от коммунистических идеалов? от справедливости? Только в названиях это и сохранилось…
Велика Россия, а людей, способных повести за собой, нет. Все эти т.н. «оппозиционеры» ничем ведь не отличаются от своих конкурентов, которым в силу каких-то обстоятельств свезло попасть во власть. Они не о благе народа радеют — они самовыражаются да спорят меж собой, кто из них «демократичней» и «главней». Они даже меж собой сговориться не могут!
Однако впервые за долгие годы сами граждане хотят перемен и готовы к ним! И это самое главное! Пока это самое главное.
Ольга Китова
“Новый вторник”