Пора на свалку

Чиновники провалили мусорную реформу, деля выгодный рынок?

С наступлением нового года российские города оказались завалены мусором. Причиной всему стала реформа по вывозу ТКО. Красноярск оказался настолько завален отходами, что гнев местных жителей выплеснулся на улицы. Некоторые даже отправили посылки с мусором в Госдуму и Совет Федерации. Власти на местах то ли не слышат людей, то ли не могут ничего сделать. Как быть в такой ситуации жителям заваленных мусором городов? И поймут ли в Москве, что корни мусорной проблемы тянутся на федеральный уровень?

В декабре «Наша Версия» подробно рассказала о причинах, которые наверняка приведут к коллапсу новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Уже тогда было ясно, что с 1 января она не заработает как минимум в десятке регионов: вывозить мусор там будет некому. Сегодня, когда провальный характер реформы стал очевиден, государство вряд ли обойдётся без публичного наказания виновных. Тем более что одним из эпицентров мусорного скандала стал Красноярск, который в начале марта примет Всемирную зимнюю универсиаду. Горы отходов на улицах этого города обернутся позором для всей страны. Но раз такая же ситуация сложилась повсеместно, стоит назвать главную причину превращения российских городов в свалки. Хотя бы на примере того же Красноярска, где мусорная проблема может стать поводом для отставок.

Начало большого противостояния

Город Красноярск разделён на две технологические зоны по вывозу ТКО: правобережную и левобережную. Обслуживанием каждой из зон занимаются разные операторы. Вывозом мусора с правого берега занимается ООО «РостТех», которое принадлежит местному «мусорному королю» Евгению Шепелёву. Вполне возможно, что по этой причине тарифы на вывоз мусора в правобережной зоне поначалу оказались выше, чем в соседней части города. Однако перед самым Новым годом ситуация с тарифами неожиданно изменилась.

Если верить активистам общественного движения «Народный контроль в ЖКХ», министерство экологии и природопользования Красноярского края уравняло тарифы для обеих технологических зон. Жители правого берега Енисея теперь будут платить за вывоз мусора меньше, чем предполагалось. С одной стороны, хорошо, с другой – возникает вопрос: как чиновники умудрились за пару недель пересмотреть тарифы, которые они вроде как рассчитывали два с половиной года? «Не означает ли это, что никаких серьёзных расчётов вообще в реальности не было и нет?» – задаётся вопросом председатель движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков. По мнению активиста, мусорная реформа в Красноярске окончательно вышла из-под контроля и потеряла всякий экономический смысл.

Вполне вероятно, что красноярские чиновники решили уравнять тарифы в разных частях города под страхом массовых протестов. Но мы позволим предположить, что это результат борьбы между региональными операторами, которая продолжается в мэрии Красноярска и в кабинетах краевого правительства. Город один, а операторов по вывозу мусора – два. Если кто-то не сможет работать по сниженному тарифу, ему придётся уйти. Вдобавок в городе есть несколько фирм, которые занимались вывозом ТКО раньше, а теперь остались за бортом или работают подрядчиками у тех же региональных операторов, в результате значительная часть денег проходит мимо них. Мусорный коллапс, начавшийся в Красноярске вместе с наступлением нового года, может быть выгоден любой из этих структур.

Ещё интереснее ситуация складывается в левобережной части города, откуда как раз поступает значительное число жалоб на горы мусора во дворах и на улицах. Оператором этой технологической зоны с нового года стало ООО «Красноярская рециклинговая компания» (КРК). Недавно её представители заявили, что мусора оказалось в

3 раза больше, чем следовало из представленных властями расчётов. Наверное, могло быть и так. Но, судя по публикациям в соцсетях, жители Красноярска сомневаются, что КРК вообще способна наладить вывоз отходов в нормальном режиме. Компанию, к слову, считают связанной с бывшим главным железнодорожником Владимиром Якуниным. 85% капитала ООО «Красноярская рециклинговая компания» принадлежит ЗАО «Инвестиционная группа «РВМ Капитал», которая в своё время была подконтрольна железнодорожной монополии. А совет директоров ЗАО ИГ «РВМ Капитал» возглавляет Сергей Орлов, ранее являвшийся советником Якунина в госкомпании. Похоже, что вывоз твёрдых коммунальных отходов стал для этой структуры новым направлением бизнеса, отчего вряд ли стоит удивляться ситуации в Красноярске.

Чиновники провалили мусорную реформу,деля выгодный рынок? фото: Донат Сорокин/ТАСС
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Нельзя исключать, что итогом всего этого в городе на берегах Енисея станет замена одного или даже обоих операторов по вывозу твёрдых коммунальных отходов. Но запоздавшие меры едва ли помогут пошатнувшемуся авторитету местных властей – прежде всего главы города Сергея Ерёмина, не нашедшего в себе смелости выйти к возмущённым гражданам. Но повторим: то, что происходит в Красноярске, – всего один пример масштабной борьбы за мусор, которая развернулась по всей стране.

Просчёт или хитрый план?

Одновременно с Красноярском страсти вокруг переполненных контейнеров кипят в Махачкале. С 1 января вывозить мусор из города должно ООО «УК Лидер», получившее статус регионального оператора. Получить этот статус в столице Дагестана пыталось также муниципальное предприятие «Махачкалинская горочистка», которое занималось вывозом ТКО до нового года. Муниципалы проиграли оттого, что якобы не успели получить новую лицензию. В начале января жители Махачкалы стали жаловаться на невывоз мусора. В ответ руководитель «УК Лидер» обвинил во всём «Махачкалинскую горочистку», которая, с его слов, прекратила опорожнять контейнеры за четыре дня до нового года – чтобы испортить ему репутацию.

Похожие проблемы с вывозом мусора возникли в Саратове, Горно-Алтайске, Волгограде, нескольких городах Челябинской области и ещё много-много где. Очевидно, что местные администрации должны отвечать за весь этот бардак вместе с идеологами и организаторами мусорной реформы, включая федерального министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина. Подготовка к изменению системы обращения с ТКО шла несколько лет, ключевым её звеном было именно Минприроды. При этом, как отметил на слушаниях в Госдуме 5 декабря 2018 года депутат Александр Авдеев, 73% нормативных актов Минприроды по мусорной реформе были разработаны с нарушением сроков. В некоторых случаях, как сообщил Авдеев, сроки принятия документов переносились по 10 раз. При таком раскладе было заранее очевидно, что запустить новую систему вывоза и переработки мусора с 1 января 2019 года попросту не удастся.

Теперь нам говорят, что выстраивать систему будет новая госкомпания – «Российский экологический оператор», который сможет координировать деятельность региональных операторов по вывозу мусора и к 2020 году создаст единую для всей страны систему учёта твёрдых коммунальных отходов. Кто возглавит новую компанию, пока неясно. Но известно, что в её наблюдательный совет помимо главы Минприроды Дмитрия Кобылкина войдут первый вице-премьер Антон Силуанов, глава Минпромторга Денис Мантуров и министр ЖКХ Владимир Якушев.

Именно «Российский экологический оператор» должен обеспечить строительство на территории страны 200 мусороперерабатывающих заводов к 2024 году. Общая стоимость этого проекта сейчас оценивается в 290 млрд рублей. А ещё эта государственная компания сможет входить в капитал частных предприятий, что теоретически может привести к созданию в России монополии на вывоз и переработку ТКО. Любители теорий заговора могли бы предположить, что именно ради этой цели и был в начале года организован мусорный коллапс в разных регионах страны. Но если виновными в нём будут назначены лишь мелкие провинциальные чиновники, эта версия перестанет выглядеть махровой конспирологией.

Конкретно

Реформа системы обращения с ТКО с самого начала пахла большими деньгами, и потому сфера, худо-бедно работавшая все предыдущие годы, подверглась настоящему переделу. Старые правила сломаны, новые не выработаны. В отрасль пришли люди, которые раньше мусором никогда не занимались. Многие из них, похоже, не собираются работать в ней долго и просто стараются собрать с населения побольше денег. Одновременно с этим они борются друг с другом за объёмы мусора, который не могут вывезти из городов своими силами. Именно это происходит сейчас не только в Красноярске, но и в других проблемных городах.

Артём Потёмкин

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Росстат извлек рост из котлована

Далее

Без ограничений

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru