Долги Родины

Ведомство Сергея Шойгу может повторить историю «Оборонсервиса»

 

Минобороны России неожиданно оказалось в числе злостных неплательщиков. Военное ведомство задолжало миллиарды за коммунальные услуги – только недоплата в фонд капремонта Забайкалья составляет почти 1 млрд рублей. Причём такая ситуация наблюдается по всей стране. «Наша Версия» разбиралась, почему Минобороны, получающее последние годы из бюджета баснословные суммы, отказывается платить по счетам.

Последний раз официально долги военные признавали в 2017 году. Тогда первый заместитель министра обороны России Руслан Цаликов озвучил сумму общей задолженности ведомства за коммунальные услуги по всем регионам страны – она составила почти 8 млрд рублей. Но, по мнению экспертов, это слишком мягкая оценка.

В целом сумма долга по линии Минобороны может быть в разы больше указанной.

Долговой манёвр

Секрет разночтения прост. Выяснилось, что большинство долгов военное ведомство просто… не признаёт. Так, в конце прошлого года в «Газпроме» сообщили, что задолженность коммунальных предприятий министерства за поставленный газ, по данным на конец сентября 2018 года, составляет 5,9 млрд рублей. Однако в ответ военные заявили, что не имеют к этому никакого отношения, уточнив, что все расчёты с поставщиками коммунальных услуг и энергоресурсов с 1 апреля 2017 года осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ФГБУ ЦЖКУ) Минобороны России, которое в полном объёме и вовремя оплачивает все выставленные счета.

Юридически должниками являются акционерные общества «Главное управление жилищным фондом» (ГУЖФ) и его ресурсоснабжающие компании. Эти структуры входили в созданный прежним министром Анатолием Сердюковым в 2008 году и затем со скандалом ликвидированный холдинг «Оборонсервис». Деятельность холдинга была прекращена с 1 апреля 2017 года, после чего появилась новая организация с названием ФГБУ ЦЖКУ. При этом было объявлено, что новое федеральное государственное учреждение не является его правопреемником и не признаёт его долги.

1 ноября 2017 года весь жилищный фонд Минобороны передали ФГБУ ЦЖКУ. Тогда в военном ведомстве заявили, что подобная реформа рассчитана на повышение эффективности расходования средств в сфере военного ЖКХ. Фактически военные отказались от аутсорсинга и перешли к прямым расчётам с поставщиками. Однако спустя всего пару месяцев выяснилось, что и новая структура даёт сбой.

Дело в том, что предприятие опять начало копить многомиллионные долги. Тревогу забили ресурсо­снабжающие предприятия из регионов. Например, поставщики тепла из города Белогорска Амурской области вынуждены отапливать объекты Минобороны без своевременной оплаты или без оплаты вообще. В этом отопительном сезоне коммунальщики не получили от военных ни копейки. Структуры Минобороны числятся крупнейшими должниками и в Забайкальском крае. Руководство ресурсоснабжающей организации ПАО «ТГК-14» сообщило, что военные им задолжали более 250 млн рублей. Похожая ситуация и в Саратовской области, где местная ресурсоснабжающая организация ПАО «Саратов­энерго» вообще рискует обанкротиться из-за постоянных неплатежей Минобороны. Энергетики подчеркнули, что ФГБУ ЦЖКУ просто не исполняет условия договорных отношений, что приводит к постоянному росту задолженностей.

В результате сотрудничать с военным ведомством в сфере ЖКХ становится всё рискованнее, а получить плату за услуги – всё сложнее. А как-то надавить на военных сегодня невозможно: объекты Мин­обороны являются стратегическими, и их отключение даже в связи с многомиллионной задолженностью грозит поставщикам в том числе уголовной ответственностью. Потому им в настоящее время приходится проходить сложный путь, чтобы получить деньги, причитающиеся за уже выполненные работы и поставленные товары. Вопрос всё чаще приходится решать с помощью надзорных органов или в суде. Количество исков в отношении военного ведомства, похоже, неуклонно растёт, и в 2018 году их число приблизилось примерно к 5 тысячам.

Военно-финансовые хитрости

Тем временем военные юристы, судя по всему, стараются максимально затруднить возврат долгов. При этом методы используются весьма наивные, которые в большинстве случаев не спасают от оплаты долгов. Единственный значимый результат – оттягивание платежей на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Один из излюбленных приёмов – уклонение от продления контракта. Например, Московская городская телефонная сеть в 2016 году заключила годовой контракт с Объединённым стратегическим командованием Западного военного округа. Когда срок договора истёк, связисты предложили военным продлить его. Но командование округа никаких документов подписывать не стало, равно как и платить за связь, при этом прислав письмо с предупреждением, что перебои в связи будут рассматриваться как «действия, нарушающие безопасность государства». Когда же дело дошло до суда, военные продолжили возражать против оплаты услуг, указывая на то, что контракт прекратил своё действие. Арбитраж всё же постановил взыскать сумму неосновательного обогащения, то есть полную стоимость услуг связи.

Ещё один проверенный «детский» приём, применяемый военными, – подпись документов «не тем» человеком. Когда военкомат Ханты-Мансийского автономного округа решил не платить за обслуживание системы «КонсультантПлюс», в качестве аргумента приводилось отсутствие подписи на бумажном контракте. А также то, что акты выполненных работ со стороны комиссариата якобы подписывал сотрудник, не имеющий на это права. Оба аргумента суд не принял, поскольку контракт был подписан электронными подписями, а подпись «неуполномоченного» скреплена военкоматовской печатью.

В результате Минобороны рискует создать ситуацию, когда поставщики начнут массово отказываться работать с предприятиями Минобороны. Об этом говорят и данные с сайта госзакупок, который свидетельствует о большом числе сорванных тендеров военного ведомства. Впрочем, может, ведомство и добивается этого? Возможно, таким образом готовится плацдарм для создания новой ресурсообеспечивающей компании, которая получит многомиллионные контракты на обеспечение военного ведомства.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Проблема не в недостаточном финансировании, а в неэффективном управлении в системе хозяйственного обеспечения. Министерство обороны является огромной системой, насыщенной в том числе невоенной инфраструктурой. И если в Советском Союзе вся хозяйственно-бытовая жизнь армии была на балансе у государства, которое и обеспечивало Вооружённые силы всем необходимым начиная от медицинского обеспечения и заканчивая коммунальным обслуживанием, то сегодня картина совсем иная. При этом правила игры постоянно меняются. После реформ Анатолия Сердюкова командование не отвечает за хозяйственную деятельность частей и не оплачивает никакие счета – у воинских частей даже нет своего лицевого счёта. За это должны отвечать центральные структуры Минобороны, которые работают неэффективно. Так было до реформы 2017 года, большие проблемы наблюдаются и сегодня. Ситуация усугубляется тем, что военное ведомство чувствует себя защищённым, поскольку закон запрещает отключать объекты Минобороны от жизненно важных коммуникаций. В результате возникает некая безответственность. Руководство же, будто намеренно, дистанцируется от проблемы. Создаётся впечатление, что ситуацию кто-то намеренно собирается довести до абсурда и, возможно, вернуть к советской практике, когда хозяйственным обеспечением военного ведомства занималось государство.

Александр Карпов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Комплекс империи

Далее

Сектор нефти

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru