Нужны ли нам натовские танки у Смоленска?

Начало этого года ознаменовалось очередным витком ухудшения российско-белорусских отношений. В ответ на нежелание Москвы идти на экономические уступки Минску Александр Лукашенко посулил ей «потерю единственного союзника на западном направлении»

Как обычно, политическая напряженность стала эхом экономических неурядиц. Камнем преткновения на этот раз послужил так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли. Напомним, он предусматривает обнуление пошлин на экспорт к 2024 г. и одновременное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или, как говорят нефтяники, «на скважину». В результате таких изменений экспорт черного золота станет более выгодным, цена же на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет. По этой причине повысится стоимость нефти и для Белоруссии. По подсчетам белорусского Минфина, потери экономики страны от налоговой реформы РФ могут составить порядка $10 млрд. Для Республики Беларусь с ВВП чуть более $49 млрд это — огромный ущерб.

Чтобы не допустить столь драматического развития событий, Лукашенко на пороге Нового года зачастил к Путину. В декабре президенты встречались трижды — один раз в Санкт-Петербурге и дважды в Москве. Батька из кожи вон лез, чтобы добиться от своего визави компенсации за налоговый маневр в российской «нефтянке» (около $400 млн в текущем году), а заодно и снижения цены на газ в период 2020–2024 гг. Однако все усилия Лукашенко оказались напрасны. Вернувшись в Минск не солоно хлебавши, разъяренный Батька дал волю эмоциям. Для начала прошелся по перспективам Союзного государства. Выяснилось, что для Лукашенко оно если и существует, то лишь на бумаге. Все разговоры о реальном объединении двух государств белорусский президент назвал «глупыми, притянутыми за уши». Сделал он и еще более жесткое заявление, пригрозив найти на неуступчивость Москвы в экономических вопросах геополитический ответ: «Если компенсации не будет, Россия потеряет единственного союзника на западном направлении».

Затем от словесных угроз белорусское руководство перешло к делу. Глава МИД Беларуси Владимир Макей заявил, что на сегодняшний день «созрели условия для пересмотра» решения о сокращении взаимного дипломатического присутствия между Белоруссией и США, и что переговоры о возвращении в столицы послов уже ведутся. Напомним, в 2008 г., когда отношения между Минском и Вашингтоном были близки к точке замерзания, страны резко сократили численность своих посольств и понизили уровень диппредставительства. Сегодня дипмиссию США в Минске возглавляет не посол, а всего лишь поверенный в делах. По свидетельству влиятельного американского журнала Foreign Policy, Владимир Макей уже связывался с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом и сообщил тому о снятии ограничения на число американских дипломатов в Белоруссии. Это заявление, отмечает Foreign Policy, сделано на фоне «возросшего взаимодействия» между Белоруссией и администрацией президента США Дональда Трампа.

«Отношения, правда, имеют все шансы быть нормализованными, — считает российский и белорусский политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — То, что сближение находится в связке с вопросом о неурегулированной компенсации за налоговый маневр, очевидно».

Получит ли вожделенную компенсацию Лукашенко? Сомнительно! Недавно Дмитрий Медведев заявил, что дешевая нефть у Белоруссии будет только в случае «более тесной интеграции» с Россией. Под ней подразумевается целый комплекс мер политического и экономического характера. К первой группе относятся признание Крыма частью России, а также независимости Абхазии и Южной Осетии. Ко второй — экспорт нефтепродуктов исключительно через порты РФ, продажа российским компаниям ключевых предприятий Беларуси — Новополоцкого и Мозырского НПЗ. Мол, до тех пор не видать вам, братья-белорусы, компенсации, как своих ушей. «Россия никогда не обещала «компенсировать неполученные доходы других стран, пусть даже самых-самых близких», — пояснил российский премьер. Насчет «самых-самых» это он — в яблочко. Когда Батька требует от нас экономических преференций, он обычно напоминает, что его страна служит единственным форпостом России на западном направлении. Чего мы добиваемся, отталкивая от себя Лукашенко? Хотим, чтобы военные базы США и НАТО появились в окрестностях Смоленска?

В России сегодня немало тех, кто уверен: без нас у Белоруссии нет будущего. Однако, думается, они не правы. Как говорится, свято место пусто не бывает. Несомненно, Запад вслед за украинской охотно разыграет против России белорусскую карту. Осенью прошлого года, незадолго до своего визита в Минск, упомянутый выше помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл заявил, что «именно государственный суверенитет и территориальная целостность пограничных государств, таких как Украина, Грузия и даже Беларусь, являются надежнейшим бастионом против российского неоимпериализма». А «бастионами» не пробрасываются. Пора бы уже, кажется, понять эту нехитрую истину. Иначе может оказаться поздно!

Георгий Палашевский

“Новый вторник”

Ранее

Запас карман не тянет

Далее

Загадка «Еровидения»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru