Госбанку достался пакет в Объединенной зерновой компании
ВТБ стал владельцем доли в 50% минус одна акция в Объединенной зерновой компании (ОЗК), сообщил банк на сайте раскрытия информации. Подробностей о сделке в сообщении нет. Такая доля ранее принадлежала Зиявудину Магомедову. Контрольный пакет ОЗК – у Росимущества.
50% минус одна акция ОЗК ранее находились в залоге у банка, пояснил представитель ВТБ. Таким образом была урегулирована значительная часть обязательств группы «Сумма» в сфере строительства перед банком, отметил он. «Ведомости» направили запросы о комментариях в ОЗК.
О том, что у ОЗК может смениться один из акционеров, сообщал в октябре 2018 г. занимавший тогда пост гендиректора компании Михаил Кийко. Пакет, принадлежащий Магомедову, перейдет ВТБ, сказал он. Группа «Сумма» Магомедова, комментируя это, тогда заявила, что доля в 50% минус 1 акция по-прежнему находится в собственности бизнесмена, а переговоры о возможной сделке «в настоящее время не ведутся». На это ОЗК ответила, что «изнутри компании» видно «по объему подготовленной по запросам ВТБ информации», что сделка уже находится в продвинутой стадии. ВТБ же тогда подчеркивал, что никаких договоренностей о его вхождении в капитал агрохолдинга нет. В декабре первый заместитель президента ВТБ Юрий Соловьев в интервью «Интерфаксу» сказал, что ВТБ может получить долю в ОЗК в счет погашения обязательств активов Магомедова перед банком по строительным объектам. «Это, наверное, наиболее удобный вариант для всех, мы эти переговоры ведем. Но точно предсказывать результат этих переговоров не берусь, так как, в конечном счете, решение должен принимать продавец», – говорил Соловьев.
Ранее человек, знающий о планах ВТБ, говорил «Ведомостям», что если и будет переход акций ОЗК к ВТБ, то госбанк не будет их выкупать, а обращать взыскание на заложенный пакет. Он отмечал, что это произойдет в случае, если на него найдется покупатель. Общая задолженность группы «Сумма» на середину 2018 г. была около 500–600 млн евро, деньги привлекались, в частности, на финансирование инвестиций в Fesco, уточняли человек, близкий к Зиявудину Магомедову, и источник, близкий к Fesco. По этим долгам были в том числе заложены акции ОЗК.
Магомедов купил долю в ОЗК осенью 2012 г. в ходе приватизации за 6 млрд руб. Жемчужина в активе ОЗК – Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), крупнейший в России зерновой терминал мощностью перевалки 6,1 млн т в год. Годом ранее структуры группы «Сумма» Магомедова купили блокпакет в НКХП примерно за $40 млн.
Доля в ОЗК – третий актив Магомедова, который достается ВТБ. В 2018 г. группа ВТБ купила у Fesco (треть принадлежит Магомедову) 24,8% акций «Трансконтейнера», крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора России. Президент ВТБ Андрей Костин тогда заявил, что долю банк приобрел «точно не для себя», чтобы перепродать «стороннему инвестору». Его финансовая организация не называла. РБК и «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писали, что конечным владельцем этого пакета может быть «Енисей капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова, которому уже принадлежит 24,5% «Трансконтейнера».
В прошлом году ВТБ также стал владельцем доли Магомедова в НКХП (22,25%) в рамках урегулирования задолженности группы «Сумма» перед банком.
Зиявудин Магомедов и его брат Магомед с марта 2018 г. находятся под арестом. Их обвинили в мошенничестве, хищении в особо крупном размере и организации преступного сообщества. Они вину не признают. Как отмечалидвое знакомых с топ-менеджерами «Суммы» и ОЗК, один из эпизодов дела связан с ОЗК.
Кирилл Буланов, Ирина Синицына, Екатерина Бурлакова
По материалам: “Ведомости”