Боролись за козла, а пострадали кони
24 февраля едва ли не все киргизы Москвы собрались на Центральном ипподроме столицы, где прошла старинная народная конноспортивная игра кок-бору, иначе – «борьба за козла», или даже «козлодрание». Сам факт игры нареканий не вызвал и даже остался бы незамеченным большинством горожан, если бы не фотографии сильно травмированных лошадей, быстро разошедшиеся по Сети. «МК» выяснил, что игры были больше похожи на жесткий цирк и проходили с нарушением международных правил кок-бору. Правда, сами организаторы это признать отказались.
Центральный Московский ипподром. Ни одного свободного места для машин на парковке, да и во всем районе. Он «пожелтел»: кажется, там бросили машины водители большинства столичных такси. Оказалось, что на ипподроме проходил праздник кок-бору: старинная восточная игра, участники которой борются за тушу козла, а потом кидают ее в «тай казан» (ворота) команды соперника.
— Были полные трибуны киргизов, — рассказала «МК» очевидец мероприятия. — Толпа шла и шла… Как я поняла, им сказали, что билетов нет, их раскупили. Но люди же приехали смотреть! В итоге одного охранника избили, люди вломились на территорию ипподрома. Толпа пошла в центр круга, где шли соревнования. Они лезли отовсюду, через заборы! Когда все закончилось, все, слава богу, мирно ушли…
Всего, как выяснил «МК», на игры прорвались 14 тысяч человек при вместимости трибун 3,5 тысячи. Однако организационный момент — это одна сторона медали. Самое страшное происходило на поле. Как рассказывает очевидец, «это не входило в рамки закона». Пользователей Сети ужаснули фотографии окровавленных лошадей с порванным ртом.
— В Киргизстане соревнования проходят в открытом поле, — говорит очевидец. — А на ипподроме они играли на поле для поло. Там стоит маленький заборчик, и когда лошади неслись, то вылетали за этот забор в толпу — их невозможно было остановить. Рваные рты были практически у всех лошадей… В итоге наездники толпами друг в друга врезались, чтобы отобрать муляж козла. Организаторы хотели использовать тушу живого козла, но им не разрешили… Ипподром был не готов, ОМОНа не было.
Центральный Московский ипподром поспешил откреститься от жестоких игр. В опубликованном ими релизе говорится, что ЦМИ только предоставил площадку. «Фактически организатором являлась Международная федерация «кок-бору» Кыргызской Республики. «Данное мероприятие было проведено при условии обязательного предоставления организатором всех ветеринарных и сопроводительных документов, соблюдения требований техники безопасности, присутствия на мероприятии врача скорой медицинской помощи и ветеринарного врача. Одним из условий проведения мероприятия являлся запрет на использование в сборке лошадей приспособлений и удил, травмирующих лошадей». И отдельно в релизе выделено: «По окончании мероприятия организаторы отказались от ветеринарной помощи». «МК» узнал, что после мероприятия лошадей устроили в местную конюшню. Но все животные не вместились: еще около трех часов они стояли на улице под попонами…
Правда, генеральный секретарь Международной федерации кок-бору Жыргалбек Саматов имеет свою точку зрения и ничего жестокого в обращении с животными не видит.
— Травмы бывают в любом виде спорта, и у людей, и у животных, — прокомментировал ситуацию в интервью «МК» Жыргалбек Саматов, присутствовавший на мероприятии. — И в скачках, и в конкуре лошади получают те или иные травмы. А в марафоне, в длинных кроссах? Человек падает и ломает ногу, скажем, — и это случается часто. Не вижу смысла обсуждать это. Это нормально.
Лошади, как добавил Саматов, принадлежат наездникам и после игр получили надлежащий уход.
Можно было бы подумать, что это наездники неумело обращались с животными и потому лошади пострадали. Но нет, проблема оказалась куда глубже.
— 14 февраля в Астане состоялся очередной конгресс Международной федерации кок-бору, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации этноспорта Республики Казахстан Рахат Жаксыбаев. — Там были утверждены международные правила игры. При этом киргизская сторона на собрании не присутствовала, и эти правила утвердили без них. В Москве по этим правилам не играли. То, что произошло на ипподроме, — нам стыдно за братьев-киргизов, которые устроили маскарад. Кони для кок-бору должны быть специально предназначены: мы смотрели видео игр — там лошадки совсем обезумели, носились. Плюс по новым правилам, во-первых, запрещено использовать тай-казаны. В Казахстане мы уже несколько лет от этого отошли. Мы заменили тай-казаны на начерченные круги. Лошади, которые играют у тай-казанов, очень быстро травмируются и выходят из строя. Хватает на один-два сезона. Это на руку коневодам, которые воспитывают таких лошадей, и производителям тай-казанов. Во-вторых, киргизы до сих пор играют с тушей козла. Мы перешли на муляж — 30–35 килограммов. У нас он уже считается спортивным инвентарем. В-третьих, снизили количество таймов. У киргизов три тайма по 20 минут, у нас два. По этим правилам в Москве не играли. Зачем они устроили этот цирк? С целью раскачки своего бренда?
В России тоже играют в кок-бору, и есть Союз кок-бору. Организация хоть и молодая, но единственная, кто представляет нашу страну в этом виде спорта. Странно, но президента союза Кристину Карамышину на ипподром даже не пригласили.
— Сейчас идет серьезное международное разбирательство, — рассказала Карамышина. — О проведении матча я узнала накануне. Меня туда не пригласили. У нас очень серьезные вопросы к организаторам. Кровавые фотографии лошадей, травмированных как раз о тай-казаны. Я даже не знаю, с муляжом они играли или нет… В итоге на последних конгрессах 9 стран проголосовали за то, чтобы игра переходила в разряд спорта без травм. Мировое сообщество, против которого идет господин Саматов, за то, чтобы это был экологичный вид спорта. Никто не хочет травмировать своих лошадей.
Российские конники также подозревают, что кроме нарушения международных правил наездники могли дополнительно травмировать лошадей.
— Используя обычный трензель — часть упряжи, которая находится во рту лошади, — такие травмы нанести нереально. Скорее всего, наездники применяли удила из чего-то вроде тонкой проволоки. В азарте — а азарт в таких играх, конечно, нормальное дело — контролировать самих себя трудно. А внешнего контроля — то есть судей — на мероприятии не было, — рассказал Николай Чебышев, судья Международной федерации конного спорта. — То, что произошло, не может быть квалифицировано иначе чем жестокое обращение с животными. Восстановление после таких травм у лошади займет многие годы — лечить придется не только физические повреждения, но и психологический шок. Возможно, эти лошади уже никогда не будут пригодными для верховой езды.
В итоге российский адвокат Наталья Моросникова-Булгучева написала обращение к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину: в произошедшем есть признаки нарушения статьи 245 УК о жестоком обращении с животными, а среди зрителей были маленькие дети…
Любовь Кулябко, Антон Размахнин
По материалам: “Московский комсомолец”