Две невыдуманные истории
Сегодня много радетелей за российскую историю. На волне патриотизма тема актуальная. Вот только радеем мы за сохранение памятников истории все больше на словах. Когда доходит до дела, тем более до трат, тут число охотников жертвовать временем и деньгами резко уменьшается. Да и к государству есть вопросы. На практике сохранять историю приходится энтузиастам. Их мало, и им, конечно же, нужна наша помощь. Потому что от госструктур они слышат в основном декларации.
Эти две невыдуманные истории, по сути, очень близки. Хотя произошли они одна в Швейцарии, а другая во Владимирской области. Связаны они с памятью о великом полководце России Александре Васильевиче Суворове. И обе стали возможны благодаря людям неравнодушным и бескорыстным.
По следам Швейцарского похода
В Швейцарии, в кантоне Гларус, множество улиц в городках названо в честь Александра Суворова. Здесь бережно сохраняют каждый дом, где полководец останавливался во время легендарного перехода через Альпы. Русские запомнились швейцарцам тем, что никогда не грабили местное население, как другие армии, а всегда платили за постой, продовольствие и фураж для лошадей.
Бывшему полицейскому Вальтеру Геллеру из городка Линталь (кантон Гларус) о тех событиях рассказывали дед и отец. Он так проникся этими рассказами, что в 1979 году взял металлоискатель и стал разыскивать артефакты сражений: пули, ядра, штыки, сабли. В результате 40 лет своей жизни Геллер посвятил созданному им музею Суворова.
Из найденного он сначала создал небольшую экспозицию размером с небольшую комнату, площадью в 15 квадратных метров. Потом она расширилась до 400 квадратных метров.
Когда его спрашивали, в чем причина такого уважения к памяти российского полководца, он отвечал так: жители Гларуса связывали с Суворовым надежду на освобождение от войск Наполеона.
Самой дорогой из всех своих находок Вальтер Геллер назвал маленькую православную икону-складень, что русские солдаты носили при себе.
Но неожиданно неформальный музей Геллера оказался под угрозой — власти кантона решили разобраться с правовым статусом его экспонатов, поскольку и археологические раскопки, и музейная деятельность в Швейцарии строго регламентируются государством.
Находки государство решило забрать — они не были Геллером оформлены в собственность. А кроме того, у энтузиаста, который ни копейки не брал с посетителей своей экспозиции, возникли финансовые сложности с ее содержанием. Образовалась огромная задолженность.
Сразу отметим, что Суворов и на этот раз одержал блестящую победу. Помощь пришла из России, родины полководца. Но не от Минкульта или других государственных органов, как можно было бы предположить.
Посильную поддержку швейцарскому музею из своих личных средств с 2013 года оказывал вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Василий Верещак. В самый сложный момент, когда власти выдвинули Геллеру жесткие условия: немедленно погасить образовавшуюся задолженность и предоставить гарантию ежемесячных поступлений в размере 1000 швейцарских франков, иначе артефакты уйдут с аукциона, — швейцарец-энтузиаст обратился к русскому единомышленнику.
— Я изначально был поражен тем, какую работу проделал этот скромный человек, — рассказывает Василий Верещак. — В Государственном мемориальном музее Суворова в Санкт-Петербурге швейцарскому походу полководца посвящена всего одна небольшая витрина. А в Линтале их огромное количество. Более того, оказалось, что музей Геллера — единственный в мире частный музей, обладающий таким количеством подлинных артефактов Суворовского похода. Энтузиазм и бескорыстность Вальтера Геллера вызывают искреннее восхищение, ему, конечно же, нужно было помочь.
Из личных средств ветеранов подразделения «Альфа» на счет Геллера были переведены 13 500 швейцарских франков. А еще они стали ежемесячно переводить швейцарцу 1000 франков, обеспечив гарантированное поступление средств, что требовали власти. В результате и процесс по отстаиванию музея у государства завершился победой — Вальтер Геллер выиграл все суды, ему разрешили оформить экспонаты в собственность.
C помощью энтузиастов из России экспозиция расширилась до солидных 1200 квадратных метров и пополнилась новыми экспонатами: гравюрами и картинами с батальными сценами, старинными картами, документами, мемуарами участников событий 1799 года, научными трудами. Посетители музея теперь могут увидеть советские плакаты периода Великой Отечественной войны, на которых изображен Суворов как символ бесстрашия и победы над врагом, а также униформу воспитанников суворовских училищ.
— В этом году отмечается знаменательная дата — 220-летие перехода суворовской армии через Швейцарские Альпы. А еще Вальтер Геллер отмечает 40-летие начала своей деятельности по созданию музея, — рассказывает Василий Верещак. — 23 июня он планирует провести торжественное собрание почитателей таланта русского полководца у себя в музее. По сути, подвиг русской армии во главе с Суворовым даровал швейцарскому народу независимость. Эта дата будет широко освещаться швейцарскими средствами массовой информации. Но Вальтеру Геллеру очень важны и необходимы внимание и поддержка представителей родины Генералиссимуса.
Суворовский храм в Кистыше
Вторая суворовская история произошла уже в России. Вот что рассказывает о ней председатель попечительского совета Региональной общественной организации ветеранов и инвалидов силовых структур «ОМОФОР — Суворовский призыв» генерал-майор Александр Черкасов:
— На одном из наших мероприятий ко мне подошла скромная женщина и рассказала, что она с детства изучает историю Александра Суворова, а ее отец — из села Кистыш во Владимирской области, где есть построенный Суворовым храм. Я сразу даже не поверил, но решил съездить, посмотреть.
В июне 2011 года мы туда приехали, посмотрели документы, письма — и, действительно, все подтвердилось. Храм был в ужасном состоянии: огромные провалы под фундаментом — вот-вот рухнет. Нет кровли, окон, дверей, полов. Сердце наполнилось горечью: как же так? Я вернулся в Москву, собрал своих товарищей, и мы стали думать, что делать. Решили обратиться за благословением к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию. Нам выдали храмозданную грамоту, разрешили собирать пожертвования на счет Владимирской епархии.
Сначала мы храм спасали, сейчас его восстанавливаем и облагораживаем. Для меня и моих соратников сейчас это дело жизни. Если бы не вышеописанный случай, храм с большой вероятностью разрушился бы полностью, и в России не осталось бы ничего подобного, связанного с именем ее великого сына…
То, что село Кистыш является родовым имением Суворовых, подтвердил «МК» директор музея Суворова в Санкт-Петербурге Владимир Гронский.
— Родовое поместье семьи Суворовых обязательно нужно сохранить, — считает Владимир Гронский. — Чем больше в стране будет подлинных исторических мест, где можно соприкоснуться с прошлым, тем крепче будет связь времен, тем легче донести до молодежи уникальность истории России, научить любить ее и гордиться ею. Работа инициативной группы по созданию в селе Кистыш архитектурно-исторического комплекса как раз пример замечательной деятельности неравнодушных людей.
По словам Владимира Гронского, сохранить наследие великого русского полководца необходимо, чтобы мы не превратились в общество без памяти.
— Историческое затмение случается не вдруг и не само по себе, — говорит директор музея. — Оно происходит, когда в обществе становятся модными псевдодемократические настроения и слово «патриотизм» уже режет «интеллигентский» слух, с иронией обсуждаются те или иные исторические даты и имена, подвергается сомнению их подлинность. И молодежи очень трудно разобраться, где правда, а где ловкая ложь.
Эксперты Владимирского областного проектно-изыскательского архитектурно-планировочного бюро считают, что первые упоминания о селе Кистыш встречаются в летописях в 1521 году. Есть основания полагать, что село было подарено Петром I деду Суворова — Ивану Григорьевичу. Он начинал военную службу в Стремянном стрелецком полку, охранявшем Кремль и оставшемся верным юному царю во время стрелецких восстаний. За верность Петр приблизил Ивана Суворова — в 1699 году он стал генеральным писарем лейб-гвардии Преображенского, а затем лейб-гвардии Семеновского полка.
Раньше в Кистыше был деревянный храм св. Василия Великого, небесного покровителя отца Суворова. После смерти отца Александр Васильевич решил построить на этом же месте новый, каменный храм с приделами. По левую сторону — пророка Божьего Ильи, по правую — святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Суворова.
Строительство началось весной 1780 года, а в ноябре 1782 года в приделе Александра Невского состоялась первая божественная литургия, в которой участвовал Александр Васильевич.
В прошлом веке храм был закрыт. В разные годы в нем располагались склады и зернохранилище. Со временем он пришел в упадок и был частично разрушен, а колокольня уничтожена полностью.
Энтузиастам сберечь святыню удалось. С 2015 года в храме уже служат литургии. На службу приходят жители окрестных сел, приезжают паломники из Суздаля, Москвы, Иванова, Владимира, Переславль-Залесского и даже из зарубежья: Белоруссии, Украины, Канады, Швеции.
Чтобы люди узнали
— За годы, что мы занимаемся восстановлением храма Суворова, окрепла моя вера в Бога. Я понял, что надо изучать не только военное, но и духовно-нравственное наследие полководца. Сегодня я абсолютно уверен в том, что без божьей помощи его победы были бы невозможны, — говорит Александр Черкасов.
По его словам, предстоит еще построить колокольню, решить проблему отопления, водоснабжения и внутреннего убранства храма, изготовить иконостасы, обустроить прихрамовую территорию, облагородить водоем и воссоздать святой источник.
— Фронт работ огромный, — говорит Черкасов. — Но главное — надо укреплять веру в людях, создавать сельскую православную общину, дееспособный приход.
В 2015 году Василий Верещак, который поддерживает музей Суворова в Швейцарии, узнал и о храме в Кистыше. И конечно же, поспешил встретиться с единомышленниками.
— Когда мы подключились к работам по восстановлению храма, они уже велись, — рассказывает Верещак. — Мы заказали архивно-эскизный проект и следили за тем, чтобы восстановление осуществлялось с соблюдением норм реставрационных и историко-архивных требований.
А после общения с местными жителями у ветеранов-энтузиастов родилась совместная идея: создать в Кистыше «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В.Суворова».
— Согласно историческим документам в поместье Суворовых было около 300 дворов. Сейчас в Кистыше 52 дома, люди живут только в 15 из них. Село умирает, — рассказывает президент Владимирской региональной общественной организации «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В.Суворова» Олег Максимчик. — Наша идея заключается не только в том, чтобы восстановить храм и построить музей Суворова, мы считаем, что нужно возрождать село.
Водопровода здесь нет, очистных сооружений нет, ничего нет. Дорога была совсем плохая, но благодаря начатому строительству ее немного подсыпали, уже и газ в Кистыш подвели. Администрация Суздальского района пошла нам навстречу. На следующий год планируем хорошую дорогу в село провести. Значит, начнут участки продаваться. Место замечательное — от Суздаля 10 километров.
Мы уже добились, чтобы Кистыш включили в маршрут Золотого кольца. А это означает, что здесь начнут покупать участки, наставят коттеджей. Но это нехорошо, чтобы между храмом и музеем были частные застройки. Мы хотели бы создать в Кистыше Суворовский сквер с памятником полководцу и в дальнейшем использовать эту территорию для молодежных мероприятий. Например, здесь можно проводить сборы суворовцев, кадетов, юнармейцев. Для этого планируем построить военно-полевой лагерь, парк в центре села с существующим памятником сельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, паломнический центр, медпункт и магазин фермерских продуктов.
Спасать необходимо и пруд Суворова со Святым источником. Но есть один важный момент: проект не носит коммерческий характер. И, видимо, поэтому он интересен только энтузиастам.
— Мы нашли письмо Суворова, где он лично писал своему управляющему, что надо пруд почистить, зарыбить, озеленить. То есть пруд очевидно исторический, — рассказывает Олег Максимчик. — Но какое-то время назад здесь появился фермер, который стал из пруда выкачивать воду, понизив ее уровень. А потом еще химикатами побрызгал поле, и дождями их смыло в пруд. Пропала вся рыба. Мы пытались бороться с этим варварством, но нам отвечали: а вы кто? Ответ «нормальные русские люди» для этого фермера пустой звук. Тогда мы и создали общественную организацию.
Теперь планируем взять эти земли в аренду, чтобы иметь право обращаться в компетентные органы на правах истца. Мы не планируем зарабатывать здесь деньги. Цели у нас простые: во-первых, чтобы люди узнали об этом месте. Во-вторых, чтобы наша молодежь как можно больше узнала о великом Суворове, с которого должна брать пример. В-третьих, мы хотим в Кистыше все сделать так, как было при Суворове. Чтобы в деревне снова жили две тысячи человек, чтобы люди ходили в церковь. Можно подумать и о православной суворовской гимназии. Это все реально.
Но одним нам такой проект очень трудно поднять. Сейчас он держится на плечах кучки энтузиастов. Когда узнают, говорят нам: неужели правда? Ну давайте, делайте… И мы будем делать это, пока живы. Но хотим найти неравнодушных людей, которые, возможно, захотели бы нам помочь…
Очень хочется, чтобы и в этой битве Суворов тоже одержал победу. И верить, что Родина не забыла полководца — не только граждане, но и государство, — тоже хочется.
Лина Панченко
По материалам: “Московский комсомолец”