Снимаем шляпу

Не стало Владимира Этуша

Когда уходит человек, что после него остается? Когда уходит такой человек… Не стало Владимира Этуша, последнего народного артиста СССР, совсем недавно еще игравшего на сцене. А что остается? Медали, ордена, полный иконостас… ученики, какие ученики! Роли, ох, сколько ролей в родной любимом Вахтанговском. А в кино? Да, и в кино.

Остаются еще воспоминания о человеке и память. Вечная память.

Он пошел на войну в 1941-м сразу, как она началась. Пошел добровольцем: школа военных переводчиков в Ставрополе. Потом фронт, стрелковый полк и горы Кабарды и Осетии. Освобождал Ростов-на-Дону, Украину. Воевал под Малгобеком, городом в Ингушетии. В 1943-м получил звание лейтенанта.

Выписка из наградного листа: «В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым и решительным командиром. В наступательных боях в районе Моспино 07.09.1943 г. командованием полка тов. Этуш был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи. Тов. Этуш бесстрашно, не щадя своей жизни, воодушевляя бойцов, смело повел роту на врага, причем своим умелым маневром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемет.

15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника». Награжден орденом Красной Звезды. Вот такой была его война.

… Но и театр был. Еще в 1940-м он поступал в Щуку – и не поступил. Но помог главный режиссер Вахтанговского Рубен Симонов (вот счастливый случай!), и приняли-таки юного Этуша. Мечта сбылась! А потом началась война…

В 1943-м тяжелое ранение, комиссовали. В 1944-м вернулся на свой четвертый курс, а в победном 45-м его уже взяли в театр. В тот самый театр. В свой театр. В любимый театра. В театр, из которого он не уходил. Никуда.

Но в том же 45-м, 23-летний человек и уже ветеран Великой Отечественной, раненый, награжденный стал преподавать. И это тоже судьба, его судьба.

Если выстроить на площади или на Арбате, перед театром Вахтангова, всех его учеников, они, наверное, заполнят всю площадь, весь Старый Арбат. Ну, правда, такое впечатление, что кого не спроси, каждый скажет: «Я – ученик Этуша». С гордостью скажет, выпрямившись.

Снимаем шляпу: не стало Владимира Этуша
Фото: Андрей Маленков

А вот его первый курс, самый первый курс 1961 года: Александр Збруев, Юрий Авшаров, Александр Белявский, Зиновий Высоковский, Людмила Максакова, Вениамин Смехов… вы понимаете, что это за люди?! И каждый из них гордился всегда своим учителем.

В театре ролей великое множество. Но есть фирменная. Такая, без которой его не представляешь, Это Журден из мольеровского «Мещанина во дворянстве». Но была еще одна роль в спектакле «Пристань», который поставил Римас Туминас. Туминас тогда попросил ветеранов, таких уважаемых, выбрать себе роль по вкусу, по своему образу и подобию. И Этуш захотел сыграть Грегори Соломона из пьесы Артура Миллера “Цена”. До сих пор его Соломон мне не дает спать спокойно…

В редакции «МК» на вручении нашей Театральной премии. Фото: Наталия Губернаторова

Так бывает у артиста: в театре он играет самые разные роли, драматические и трагические, но запоминают-то его по кино. Вот и мы все помним Владимира Абрамовича по «Кавказской пленнице». Ну, а разве забудешь товарища Саахова.? Разве забудешь «Это студентка, комсомолка, спортсменка. Наконец, она просто красавица!» или «Шляпу сними» или «Хулиганка, слушай…».

А Антон Семенович Шпак. Ох, какой Антон Семенович Шпак! «Всё, всё, шо нажил непосильным трудом, всё же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка…замшевая… Три. Куртки. И они ещё борются за почётное звание «дома высокой культуры быта», а?..»

И еще почему так горько после его ухода, знаете, понимаете? Мы же все дети, хоть многие в прошлом. Мы же все помним (хоть многие и забыли). Мы же выросли на всем этом. «Старая сказка», «Тень», «Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил»… а Карабас Барабас из «Приключения Буратино»! Не было лучше Карабаса Барабаса.

Что же касается «Кавказской пленницы»… Вот, что вспоминал сам Владимир Абрамович: «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен – мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахав армянин. Армяне считали, что он азербайджанец. Грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне».

А нам как было приятно, его зрителям…

Мне посчастливилось с ним встретиться, причем дважды. Сначала в театре Вахтангова, а потом у него дома. Там, дома, он был такой домашний-домашний. И жена его, Лена, домашняя-домашняя. То интервью я назвал «Без пятнадцати сто. Полет нормальный». Да, тогда ему исполнилось 85.

До 100 лет он не дожил всего 4 года. Библейский возраст, что говорить. Но не количество здесь важно, а качество. Вот качество его жизни было неимоверным. Спасибо вам за все, Владимир Абрамович.

Александр Мельман

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Кому выгоден скандальный фильм о Майкле Джексоне

Далее

Россияне заняли весь пьедестал на лыжном марафоне в Осло

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru