Кто вернет два миллиарда долларов, выданных Мозамбику банком ВТБ и «Кредит Суисс груп»
Бывшая супруга президента Мозамбика Граса Машел потребовала от швейцарского конгломерата «Кредит Суисс груп» (Credit Suisse), партнером которого является отечественный ВТБ, простить два миллиарда долларов США. Речь идет не о личной ссуде, выданной влиятельными и богатыми банкирами. Она требует простить ссуду, организованную ВТБ и Credit Suisse африканскому государству Мозамбик.
Госпожа Граса Машел уникальная женщина. Она профессиональная первая леди: умудрилась побывать женой президентов двух африканских государств. Дважды первая леди с 1975 по 1986 годы была женой президента Мозамбика Саморы Машела, а с 1998 по 2013 годы — супругой Нельсона Манделы, экс-президента ЮАР.
Требование простить долг — не просто личное желание этой влиятельной на юге Африки женщины, носящей титул Дамы-Командора ордена Британской империи. От ее имени звучит требование целой группы НКО, объединившихся в Budget Monitoring Forum – своего рода союз спасателей финансовой системы страны.
«Мы требуем, чтобы банк Credit Suisse публично заявил, что народ Мозамбика не будет платить ни цента», – заявляют авторы коллективного письма, адресованного швейцарскому кредитному учреждению. По мнению Дамы-Командора и ее соавторов, платить должны те компании и индивидуумы, которые извлекли выгоду из финансового хаоса. Мозамбик действительно пребывает в такой ситуации. Дефолт накрыл страну еще в начале 2017 года, после того как выяснилось, у правительства страны есть скрытый долг на сумму $1,4 млрд долларов, выданных на проект по организации рыбной ловли, но истраченный на военные нужды.
С тех пор власти Мозамбика пытались добиться реструктуризации долга. Здесь они нашли поддержку у прокуратуры США, которая выдвинула обвинения против участников и организаторов этой кредитной истории. Причиной для уголовного поворота стала не геополитическая составляющая, а банальный «откат». Согласно предъявленным обвинениям, заинтересованные стороны получили 200 млн долларов США в качестве всевозможных взяток и прочих «кэшбэков». В списке Министерства юстиции США фигурируют три швейцарских банкира, экс-министр финансов Мозамбика Мануэль Чанг и торговый агент компании-поставщика Жан Бустани. Экс-министр был арестован в ЮАР в декабре прошлого года, и теперь ожидает экстрадиции в США.
Руководство Credit Suisse считает, банк сам оказался жертвой, дескать его просто обманули… собственные сотрудники.
Граса Машел и ко с такой позицией категорически не согласны, указывая на то, что подобные действия как минимум означают отсутствие в кредитном учреждении нормальной системы контроля за происходящими процессами, а это означает необходимость признания вины. Учитывая тот факт, что американская прокуратура всегда «неровно дышит» по отношению к швейцарским банкирам, аргумент африканских общественников скорее всего будет услышан.
Скажи мне, кто твой друг
Соратником Credit Suisse в африканской сделке является банк ВТБ, сотрудники которого организовали кредит в 2013 -2014 годы. История началась как успешная сделка международного бизнеса группы ВТБ, консолидированной в Лондоне.
Но теперь она может означать конец бизнеса. Сделать ВТБ козлом отпущения в этой истории, с учетом развития международной ситуации, легче простого.
В свое время Советскому Союзу пришлось немало потрудиться для того, чтобы вывести совзагранбанки из-под удара геополитических противников. Сделать это было очень нелегко. Зачем ВТБ, президентом-председателем которого является Андрей Костин, пришло в голову затевать рискованную финансовую партию в условиях, когда над международной позицией Российской Федерации начали сгущаться очевидные тучи санкций? И почему в качестве фундамента этих операций избран Лондон – город, который уже много лет является эпицентром новой холодной войны?
Судя по тому, что расследование в Соединенных Штатах еще только начинается, этими вопросами придется задаваться еще не раз. В нынешнем политическом климате нельзя исключать развитие ситуации по следующем сценарию. Сначала федеральные прокуроры США заставят пойти на сотрудничество швейцарских банкиров (основной бизнес Credit Suisse размещен в американской юрисдикции), после этого начнется развернутая атака на весь международный бизнес ВТБ, консолидированный по требованию Андрея Костина в Лондоне – именно том месте, где сейчас только ждут момента для очередной российской истерии. Для такой концентрации внимания на ВТБ есть все основания, ведь именно российская команда выступила в качестве инициатора скандальной африканской сделки. На этом политическом фоне никто уже и вспоминать не будет о судьбе двух миллиардов долларов, сгинувших в джунглях Мозамбика.
Александр Кузьмин
По материалам: “Наша Версия”