«Припекло с Вашингтоном»
Кремль пытался заманить Ким Чен Ына в Россию, начиная с 2015 года, и наконец это удалось: бронепоезд лидера КНДР прибыл во Владивосток, где 25 апреля состоятся его переговоры с Владимиром Путиным. Естественно, момент выбран не случайно. После неудачной встречи с Дональдом Трампом в Ханое Киму нужен посредник, который сможет вернуть переговорный процесс в конструктивное русло.
Москве это вполне по силам: по словам экспертов, проблема КНДР одна из немногих, где сохраняется полноценное сотрудничество РФ и США, и американцы прислушиваются к нашему мнению.
Две недели назад Ким Чен Ын заявил, что готов провести третью встречу с Дональдом Трампом, если США выступят со справедливыми и взаимоприемлемыми предложениями. “Я не буду колебаться в подписании соглашения, если только оно будет отвечать интересам КНДР и США”, – подчеркнул он.
Пока США настаивают на жестком варианте сделки, предусматривающем смягчение санкций только в обмен на полный отказ КНДР от ядерного оружия, перспектив у нее сейчас нет. Но они могут появиться при посредничестве России и Китая, полагают в Пхеньяне.
Впрочем, в Москве, разумеется, не хотят признавать того факта, что Ким ответил на приглашение Владимира Путина только тогда, когда возникли трудности с Вашингтоном, и его, что называется “припекло”.
Помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков напомнил журналистам, что недавно в Северной Корее состоялась сессия Народного собрания, на которой Ким Чен Ын был переизбран председателем Госсовета КНДР. (А также получил новый титул: Верховный представитель всего корейского народа – МК). “Таким образом первый после переизбрания визит он наносит в нашу страну, – подчеркивает Ушаков, – Мы считаем этот визит ключевым событием в двусторонних отношениях за все последние годы. Он также имеет важное значение для содействия политико-дипломатическому урегулированию проблем Корейского полуострова и обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии в целом”.
По словам представителя Кремля, в центре переговоров будет решение ядерной проблемы корейского полуострова. Напомним, что в 2017 году Россия и Китай разработали “дорожную карту” по денуклиаризации КНДР, которая предусматривает поэтапные шаги Пхеньяна и Вашингтона навстречу друг другу. В нее, в частности, вошло предложение о “двойном замораживании” – ракетно-ядерных испытаний КНДР и американо-южнокорейских военных учений – и “параллельном продвижении” к ядерному разоружению и созданию системы безопасности в регионе.
По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, многие пункты плана “уже де-факто признаны и востребованы в рамках контрактов Пхеньяна, Сеула и Вашингтона”, и сторонам следует и дальше двигаться в этом направлении. “Мы готовы содействовать укреплению позитивных тенденций. Первая часть “дорожной карты”, очевидно, уже реализована. Нужно переходить ко второй и мы будем этому способствовать”, – сказал журналистам Ушаков.
Кроме того, по мнению многих экспертов, Москва, которой не нравится зацикленность Ким Чен Ына на Дональде Трампе, предложит корейскому лидеру вернуться к шестисторонним переговорам, в которых, помимо США и КНДР, будут участвовать Россия, Южная Корея, Япония и Китай.
Такой формат был создан в 2003 году, но оказался свернут по инициативе Пхеньяна спустя 5 лет. Есть шанс, что Ким согласится с этим предложением, поскольку перспектива Дональда Трампа остаться у власти на второй срок пока не очевидна. А договариваться о чем-то с “хромой уткой” нецелесообразно: как показывает практика американо-северокорейских отношений, новые президенты США далеко не всегда выполняют обещания своих предшественников.
Кроме того, три участника шестистороннего формата (Россия, Китай и Южная Корея) будут добиваться от США и Японии смягчения санкционного режима, поскольку вот уже два года Пхеньян не проводит ядерных испытаний. Профессор МГИМО, эксперт по Северной Корее Георгий Толорая напоминает, что по проблеме КНДР между Москвой и Вашингтоном по-прежнему сохраняется конструктивное сотрудничество: спецпредставитель Госдепа Стивен Биган регулярно приезжает в Россию, и американцы прислушиваются к нашему мнению.
Помимо ядерной проблемы, на переговорах Путина и Ким Чен Ына планируется обсудить двусторонние отношения. Из-за санкций, которым вынуждена следовать Россия, они развиваются не слишком успешно, рассказал Ушаков: товарооборот уменьшился на 56% до”скромных” $34 млн. Однако на состоявшейся в марте межправкомиссии РФ-КНДР стороны пытались найти выход из создавшегося положения. В частности, рассматривался механизм бартерной торговли без участия банков.
На повестке дня также стоит вопрос о северокорейских рабочих, последние из которых должны покинуть Россию до конца 2019 года. “Этот вопрос связан с санкциями, поэтому его можно будет прокомментировать только после того, как состоится обмен мнениями во Владивостоке, – отказался раскрыть позицию Кремля Ушаков, – Я бы не хотел вторгаться в существо переговоров, которые президент и председатель будут проводить”.
Сам формат переговоров помощник Путина назвал “типичным”, хотя особенности все-таки есть. По окончании встречи не предполагается ни подписания документов (хотя к таким визитам они, как правило готовятся), ни пресс-конференции, ни даже совместного заявления. Журналисты смогут запечатлеть только приветствие лидеров в начале встречи “тет-а-тет”. Вся остальная программа (а это переговоры в узком и расширенном составе, а также официальный прием) пройдет без участия СМИ.
Следует отметить, что кампус ДФУ, напичканный полицейскими, ФСО и собаками, полностью отдан в распоряжение северо-корейского лидера и его делегации из 230 человек. Владимир Путин прилетит во Владивосток только ближе к полудню 25 апреля после того, как проведет совещание по ситуации с пожарами в Чите. А после завершения переговоров отправится в Китай, где на 26 апреля намечена его встреча с председателем КНР Си Цзиньпином.
Что касается Ким Чен Ына, то он задержится в России до субботы. Разные источники сообщают об обширной культурной программе, подготовленной для гостя. В нее входит и посещение океанариума, и возложение венков с участием командования Тихоокеанского флота, и посещение Приморской сцены Мариинского театра, где Киму хотят показать танец маленьких лебедей и спеть “Очи черные”.
На местном хлебокомбинате, вспоминая о визите Ким Чен Ира, снова испекли черный угольный хлеб – на случай, если сына тоже заинтересует здоровое питание. Впрочем, пока планы председателя остаются под грифом “секретно”. Как собственно, и его переговорная позиция по ядерной проблеме КНДР, которую он намерен озвучить Владимиру Путину.
Елена Егорова
По материалам: “Московский комсомолец”