Кого накажут за провал майских указов?
Майские указы – загадка не хуже Бермудского треугольника. На бумаге у чиновников они выполняются прекрасно. Вот только в реальности граждане почему-то не становятся счастливее. Неутешительны и оценки экспертов. А теперь ещё и Счётная палата вынесла суровое заключение: воля президента не выполняется. Полетят ли головы в очередную годовщину майских указов? И если да, то чьи?
Свои первые майские указы Владимир Путин подписал ещё в 2012 году, сразу после избрания на пост президента. С тех пор в России появилась новая традиция. Ближе к маю чиновники начинают неистово рапортовать о том, как блистательно выполняются президентские поручения. То есть инвестиции увеличиваются, так же, как и зарплаты учителей и врачей, появляются высокопроизводительные рабочие места, растёт престиж российских вузов и так далее. Но каждый раз в бочке чиновничьего мёда обнаруживается весомая ложка дёгтя.
Кто контролирует?
Сначала за выполнением майских указов присматривал Общероссийский народный фронт. «Фронтовики» не раз заявляли, что их оценки по ряду параметров расходятся с правительственными. Вскоре к работе подключилась кремлёвская администрация. Она разработала механизм взаимодействия с ОНФ для контроля за исполнением майских указов.
В ближайшее время на стол главы государства должны лечь два отчёта о выполнении его указов. Один из них – правительственный, другой готовит АП. Вероятно, данные снова не сойдутся, а значит, недалеко и до кадровых решений.
Изначально майские указы планировалось реализовать в период с 2012 по 2020 год. Поскольку сроки подпирают, их решили скорректировать до 2024 года. Кроме того, в прошлом году вышел ещё один майский указ.
О том, что в этом вопросе у нас до сих пор не всё ладно, говорит недавний доклад Счётной палаты России. Аудиторы пришли к выводу, что по итогам 2018 года не достигнут ряд ключевых показателей. В нынешнем году они продолжают анализировать данные. С этой целью будет запущен специальный информационный сервис.
Но уже сейчас Счётная палата смотрит в будущее без оптимизма. Её глава Алексей Кудрин заявил, что план по увеличению к 2024 году инвестиций до 25% ВВП скорее всего выполнен не будет.
Кто ответит?
Владимир Путин неоднократно обещал за неисполнение майских указов «публичную политическую персональную ответственность». Поначалу так и было. Уже через полгода после издания указов глава государства наказал ряд министров за то, что в проект бюджета на 2013–2015 годы не были в полной мере заложены расходы на реализацию его детища. Больше всего досталось главе Минрегиона Олегу Говоруну – его отправили в отставку. Впоследствии поста лишился и министр образования Дмитрий Ливанов.
В 2013 году Владислав Сурков написал заявление с просьбой освободить его от должности вице-премьера – руководителя аппарата правительства. Это произошло после совещания, на котором президент раскритиковал кабинет министров за недостаточную активность в выполнении майских указов. Правда, сам Сурков говорил, что написал заявление заранее. Скворцова, несмотря на все нарекания, держится на своём посту.
Стоит ли ждать громких отставок в очередную годовщину майских указов? По слухам, администрация президента не будет рекомендовать кого-либо уволить, но возможны всякие неожиданности. По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, в зоне риска – министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Он уже становился объектом жёсткой критики со стороны президента из-за майских указов наряду с Говоруном и Ливановым, однако единственный из них сохранил свой пост. У ведомства Топилина тоже не срастаются данные. По версии Минтруда, майские указы президента выполняются на 99%, а по данным Росстата – только в 16 регионах близки к 85-процентному выполнению. «К нему накопилось много претензий, поэтому его данным доверять нельзя, – говорит о Топилине Мухин. – То, что майские указы 2012 года не исполнены в полной мере, признаётся и правительством. Другое дело, что они так бодро начали отчитываться, что создалась иллюзия того, что всё исполнено. Но это иллюзия», – полагает Алексей Мухин.
Как мухлюют?
Эксперты Высшей школы экономики отметили, что за счёт изменения методологии можно легко жонглировать показателями. Например, что считать «высокопроизводительными рабочими местами», каких к 2020 году предполагалось создать 25 миллионов?
В зоне риска – министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Он уже становился объектом жёсткой критики со стороны президента из-за майских указов наряду с Говоруном и Ливановым, однако единственный из них сохранил свой пост.
Некоторые показатели никак не сходятся при всём желании. На прошлой неделе татарстанское отделение профсоюза «Альянс учителей» обратилось в региональную Госинспекцию труда с требованием повысить зарплаты преподавателей вузов согласно майским указам. Авторы обращения напоминают, что президент поручил довести зарплату до 200% от средней зарплаты в регионе. А она в Татарстане, по данным органов госстатистики, составила 35 084 рубля. «У обратившихся к нам коллег-педагогов зарплаты от 13–15 до 18–20 тыс. рублей. Я зарабатываю 25 тыс. – одна из самых больших цифр, но и это не дотягивает до 35,1 тыс. рублей», – рассказывает глава татарстанского отделения профсоюза Раушан Валиуллин.
Вопиющий скандал произошёл на прошлой неделе, когда на Общем собрании РАН было обнародовано письмо из Министерства науки и высшего образования, в котором содержалось требование к руководителям института поправить отчётность и нарисовать учёным зарплату в 150%. Чиновники оправдывались: средства на повышение зарплат были выделены, вот и возникла необходимость корректировки. Однако учёные это отрицали.
Одна из наиболее проблемных отраслей – здравоохранение. Сейчас министр здравоохранения Вероника Скворцова рапортует: зарплата врача выросла до 75 тыс. рублей. Однако это средний показатель, который ни о чём не говорит. Кроме того, зарплаты поднимают путём сокращения персонала. На прошлой неделе пришла новость из Кузбасса: младшие медицинские сёстры Анжеро-Судженской городской больницы начинают голодовку. Ради статистики их решили перевести на должность «уборщицы с функцией санитарки».
Конкретно
Чего не удалось достичь?
Увеличение объёма инвестиций планировалось не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% – к 2018 году. А в итоге в 2018 году этот показатель составил лишь 20,6% ВВП.
Увеличение производительности труда к 2018 году планировалось в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Росстат отмечает с 2014 по 2017 год отсутствие устойчивого роста производительности труда.
Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 году планировалось в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. Этот показатель должен был составить 25,61%, но достиг лишь 21,3%.
Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен планировалось довести до уровня не более 2,2 процентного пункта. На конец 2018 года значение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту в рублях (9,56% – Банк России) по отношению к инфляции (4,26% – Росстат) составило 5,3 процентного пункта.
По данным Счётной палаты России.
Ксения Веретенникова
По материалам: “Наша Версия”