Одним из героев “Однажды … в Голливуде” Стал Роман Полански
На 72-м Каннском кинофестивале Квентин Тарантино представил свой новый фильм «Однажды… в Голливуде», снятый на 35-мм пленку. Представить картину, выглядящую как раритет в век цифровых технологий, приехали исполнители главных ролей Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо. Стоявшие часами в очереди люди шутили, что растянулась она до Ниццы. Многие так и не попали на показ. Несколько камер снимали очередь как артефакт, расспрашивая стоящих в ней людей о том, какие эмоции они испытывают. Накануне многие видели Тарантино в пиццерии, где он наслаждался едой и одиночеством.
Перед первым показом со сцены зачитали обращение Тарантино к журналистам, в котором он просил избежать спойлеров. В те минуты сам он готовился к выходу на звездную дорожку перед официальной премьерой в главном фестивальном дворце. Начиная с прошлого года сетку фестивальных показов изрядно перекроили из-за требований кинематографистов. Теперь пресс-показы устраивают позднее официальных премьер, чтобы кинокритики своими высказываниями не омрачали праздника. Как ни странно, дирекция пошла на поводу у сверхранимых режиссеров и продюсеров. В тех редких случаях, когда показ для журналистов все-таки опережает официальный, рассылаются письма и вывешиваются объявления по поводу эмбарго. К тем, кто нарушит раньше времени молчание, могут применить санкции — вплоть до лишения аккредитации.
В 2004 году Тарантино получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Криминальное чтиво». В 2015-м он снял «Омерзительную восьмерку», а потом возникла пауза, которая затянулась. В одном из французских журналов вышла карикатура, где каннский гендиректор Тьерри Фремо говорит Тарантино о том, что уже и не надеялся дождаться его нового фильма.
«Однажды… в Голливуде» отсылает к 1968–1969 годам — все еще «золотой поре» американской фабрики грез. Одним из героев картины стал режиссер Роман Полански, чье имя в последние годы связано с сексуальными скандалами, обвинениями в изнасиловании малолетних. Но Тарантино заинтересовал другой эпизод его жизни, когда Полански был женат на актрисе Шэрон Тейт, убитой сектой Чарльза Мэнсона — отсидевшего в тюрьме несостоявшегося рок-музыканта. Обосновавшись под Лос-Анджелесом, Мэнсон совершил серию убийств. Его окружали девушки-хиппи — идейные подруги и любовницы. Ворвавшись в дом Полански (его сыграл польский актер Рафаль Заверуха) и находящейся на последнем сроке беременности Тейт (австралийская актриса Марго Робби), Мэнсон нанес ей несколько ножевых ранений.
Тарантино окружил реальных героев вымышленными персонажами, в которых все-таки можно распознать прототипов. Звезду телевестернов и соседа Полански Рика Далтона, оказавшегося свидетелем роковых событий, сыграл Леонардо Ди Каприо. Каскадера, друга и дублера Далтона Клиффа Бута сыграл 55-летний Брэд Питт. Дуэт превосходный. А Питт лишний раз доказал, в какой великолепной форме находится. Это просто его звездный час. Искусством боя этого героя можно было насладиться сполна, а самым смешным оказался его поединок с карикатурным Брюсом Ли. Дакота Фаннинг сыграла одну из последовательниц Мэнсона, позднее пытавшуюся убить президента США Джеральда Форда. Люк Перри, скончавшийся в марте 2019 года после инсульта, когда ему было 52 года, сыграл у Тарантино свою последнюю роль — знаменитого телековбоя Уэйна Мондера. Его прототип умер чуть раньше — в ноябре 2018-го, в 80-летнем возрасте.
Для киномана здесь много ребусов. Понять, кто есть кто, иногда невозможно, но это только подхлестывает интерес. Впрочем, на вопрос о том, хотел ли режиссер реконструировать реальные факты и героев, тот ответил одним словом: «Нет». 56-летний Тарантино не тот, что прежде, хотя и прыгал как подросток перед камерами, в то время как Питт с Ди Каприо стояли без всякой суеты: слава давно у их ног. Прежней безумной энергии в его кино нет, но фанаты принимают на ура все, что бы он ни сделал. На пресс-конференцию Тарантино пришел с женой и израильской певицей, которую особо поприветствовал.
Между тем в день премьеры «Однажды… в Голливуде» показали «Паразитов» южнокорейского режиссера Пон Джун-хо, приезжавшего в Канны два года назад с картиной «Окча». Его новый фильм стал «бомбой», хотя корейский кинематограф богат такого рода картинами — о бессмысленных убийствах и ублюдках. Семейка бедняков из трущоб устраивается на работу в богатый дом, где имеется бункер на случай нападения со стороны Северной Кореи. Там происходит нечто невообразимое. Но «калашникова» теперь заменяют социальные сети. С их помощью можно в страхе держать кого угодно. Не обязательно проливать кровь ручьями, хотя ее здесь в избытке. Домработницы — новая и прежняя — вместе со своей родней устраивают такое, что ужасы в духе Тарантино бледнеют.
В конкурсной картине «Фрэнки» американского режиссера Айры Сакса героями тоже стали кинематографисты, но они чеховского толка. Известную французскую актрису и отчасти саму себя, сыграла Изабель Юппер, дважды отмеченная в Каннах за лучшую женскую роль. Роль Фрэнки написана специально для нее. Героиня безнадежно больна и проводит отпуск — возможно, последний, — собрав всю семью в португальском городе Синтра. Ее мужа сыграл прекрасный ирландский актер Брендан Глисон, хорошо известный по «Залечь на дно в Брюгге» и роли Аластора Грюма во франшизе «Гарри Поттер». Он как глыба рядом с маленькой и хрупкой Изабель, и это тонко и трогательно сыграно. Взаимоотношения героев явно навеяны пьесами Чехова. Мизансцены выстроены фронтально, что в кино смотрится странно и непонятно: замысел это или проблема режиссера?
Живущий в Нью-Йорке 67-летний американский режиссер Абель Феррара («Плохой лейтенант», «Пазолини», «Добро пожаловать в Нью-Йорк», где Депардье сыграл Стросс-Кана) вне конкурса представил картину «Томас». Роль американского художника, перебравшегося из Америки в Рим, сыграл его любимый актер Уиллем Дефо, а членов его семьи — семья самого Феррары: удивительно похожая на отца 3-летняя дочка Анна Феррара и молодая жена Кристина Кириак, как говорят, русского происхождения.
Светлана Хохрякова
По материалам: “Московский комсомолец”