Что известно о фигурантах дела Калмановича
Убийство известного бизнесмена, продюсера и спортивного менеджера сдвинулось с мертвой точки спустя десятилетие.
Без малого 10 лет потребовалось силовикам, чтобы сдвинуть с мертвой точки расследование убийства известного российского предпринимателя еврейского происхождения Шабтая Калмановича. Пресненский суд арестовал двух предполагаемых соучастников расстрела бизнесмена. Подробности дела — в материале «Известий».
Изрешетили на перекрестке
Шабтай Калманович был убит 2 ноября 2009 года. Автомобиль Merсedes, в котором сидел бизнесмен и его водитель, был расстрелян вечером в Новодевичьем проезде. Шквальный огонь велся из автоматического оружия из серебристой легковушки. На теле 61-летнего мужчины позже насчитают 15 ранений, он скончался на месте. Шофер, уходя из-под огня, нажал на газ и проехал около 3 км, но потом потерял сознание. Он тоже получил несколько ранений, но выжил и позже рассказал следователям всё, что знал, но существенной и значимой для расследования информации было крайне мало. Позже выяснилось, что стреляли из двух пистолетов-пулеметов. При себе у Калмановича находились деньги — 1,5 млн рублей (по другим данным, долларов США), но их нападавшие не тронули.
Криминалисты нашли 19 гильз от патронов калибра 9 мм на месте преступления, впоследствии эксперты предположили, что киллеры использовали довольно экзотические стволы — К6-92.
Выяснилось, что Калманович ехал на деловую встречу. По другим данным, деньги предназначались для урегулирования конфликта с представителями преступного мира. Камеры не зафиксировали момент расстрела бизнесмена. Расследование зашло в тупик и было приостановлено как бесперспективное.
Глыба 1990-х
Убийство Калмановича потрясло широкую общественность. Его прекрасно знали в мире спорта, в мире шоу-бизнеса, он стоял у его истоков в России, даже в криминальной среде его имя было на слуху — он пользовался авторитетом в определенных кругах.
Шабтай Калманович был личностью неординарной. Он родился в зажиточной еврейской семье в небольшом литовском городке Рамигала. После школы окончил Каунасский политех (инженер по автоматизации химпроизводства). После окончания вуза служил в армии, где прошел разведшколу КГБ. После демобилизации эмигрировал в Израиль, где учился в Еврейском университете в Иерусалиме. Там он начал делать первые шаги в бизнесе. В связи с работой бывал в бедных африканских республиках. В 1987 году был осужден в Израиле за шпионаж в пользу СССР, отсидел 5,5 года, после чего был помилован. Об освобождении ходатайствовали первые лица Советского Союза, в том числе Михаил Горбачев.
За Калмановичем сохранялось российское, литовское и израильское гражданство. Шабтай был полиглотом — владел русским, идишем, литовским, польским, немецким, английским, ивритом, арабским и другими языками. Наиболее активную хозяйственную деятельность он вел в России — был владельцем фармацевтической компании.
Калманович был успешным баскетбольным менеджером — он был владельцем самой именитой литовской команды «Жальгирис» (за успехи был отмечен наградами президентом Литвы). Не менее успешно он руководил подмосковным баскетбольным клубом «Спартак». На момент трагедии он был генеральным менеджером российской женской сборной по баскетболу.
Был дружен с представителями отечественного политического истеблишмента. Считается, что именно Калманович привез впервые в Россию Лайзу Миннелли, Майкла Джексона, Хосе Каррераса.
Мотивы
Разносторонность личности погибшего создала дополнительные сложности для следствия. Пришлось отрабатывать одновременно несколько версий о мотиве преступления.
Самой обсуждаемой в то время была связь этого дела с другим убийством — расправой над главой преступного мира на постсоветском пространстве Вячеславом Иваньковым. Якобы расстрел Калмановича был возмездием от братвы за Япончика. В криминальных кругах, дескать, его считали соучастником убийства «вора в законе № 1» и приурочили казнь к 40 дням Иванькова, писал «Московский комсомолец».
Но эта версия соткана из противоречий. Сам Калманович не имел прямого отношения к криминальному бизнесу, однако ему приписывали контроль за некоторыми каналами оборота алмазов и оружия. Кроме того, единственная сфера, в которой два этих влиятельных человека могли пересекаться, был шоу-бизнес. Иваньков имел свой доход с массовых мероприятий, в том числе тех, к организации которых имел отношение Калманович.
Источник «Росбалта» утверждает, что полиция проверяла на причастность к преступлению бывшую супругу Калмановича Анастасию Калманович, экс-продюсера Земфиры. Якобы у четы был имущественный конфликт и также разногласия по поводу того, с кем будет жить после развода их общая дочь. После вступления в силу завещания супруга получила возможность распоряжаться совместным имуществом в России и Прибалтике (многомиллионные активы перешли к дочери бизнесмена). То есть смерть супруга гипотетически могла быть выгодной для женщины. Однако этот стандартный мотив ничем не подтвержден. Сама Анастасия в разгар расследования проживала за границей.
Гораздо более вероятно, что причина убийства — коммерческие баталии вокруг крупных столичных рынков, хозяином одного из них и был Калманович, а также других его доходных дел. Предприниматель на заре 1990-х организовал несколько предприятий под названием «Лиат-Натали» («Лиат-Натали», «Лиат-Натали Энтертеймент», «Лиат-Натали Фармацевтика», «Лиат-Натали спорт»). Партнером в этом стартапе выступал Иосиф Кобзон, а соучредителями фирм числились дочери Лиат и Натали. Калманович занимался реконструкцией Тишинского рынка, создавал на его территории комплексы, а уже в 1994 году стал его директором. Был он совладельцем и другого торгового гиганта столицы — Дорогомиловского рынка.
Новый поворот в деле
О том, что у следствия есть подозреваемые в убийстве предпринимателя, стало известно еще в 2018 году. На выходцев из Ингушетии (подозреваемых всего трое) сыщики вышли во время расследований серии нападений на владельцев иномарок премиум-класса, пишет «Росбалт». Они сидели в засаде у дорогих магазинов, где состоятельные москвичи оставляли свои автомобили. Когда хозяин транспортного средства пытался сесть в салон, на него нападали, засовывали внутрь и вывозили в безлюдное место, где выкидывали на ходу. Одной из жертв такого преступления стал известный писатель-сатирик Михаил Жванецкий, у которого разбойники отобрали Gelandewagen в 2002 году, пишет «Коммерсант».
По этому делу тогда проходил Батыр Тумгоев. Этого же человека следствие считает организатором убийства Шабтая. В последние годы мужчина был замечен в рядах коллекторов, его пытались привлечь к ответственности по одному из эпизодов вымогательства, но дело в итоге развалилось — якобы всплыл договор цессии, переводящий уголовную историю в сферу гражданско-правовых отношений. «Коммерсант» сообщил, что 6 июня 2019 года Пресненским судом был арестован один из его предполагаемых сообщников в убийстве Али Белхороев — ингушский бизнесмен, владелец нескольких автозаправок. Ранее — известное лицо в криминальных кругах Подмосковья, отбывал наказание за имущественное преступление.Третьим сообщником следствие называет Жабраила Костоева, он освободился из мест лишения свободы накануне расстрела Калмановича (отбывал наказание за бандитизм).
Выйти на их след помог глубокий анализ данных биллингов в сопоставлении с другими оперативными данными. Сыщики определили номера телефонов, которыми могли пользоваться преступники, после чего установили данные тех, кто мог по ним разговаривать. Подставные номера, реальные владельцы которых подозреваются в убийстве, засветились не только на месте убийства, но и возле офиса предпринимателя на Красной Пресне.Тем не менее суд не нашел достаточных оснований для ареста Жабраила Костоева — собранных следствием улик оказалось недостаточно для помещения подозреваемого в СИЗО. По другим данным, следователи сами отозвали ходатайство, сочтя его непричастным к убийству. По данным источника в правоохранительных органах, все предполагаемые участники убийства были хорошо подготовлены для исполнения заказа, имели богатый криминальный опыт.
Любопытная деталь — Тумгоева сыщики МВД задержали недалеко от Салехарда в колонии «Полярная сова», куда он поехал навестить своего родственника, отбывающего наказание. По данным «Росбалта», речь идет о «воре в законе» Хамзате Аушеве (Хамзат Ингуш). Там его и задержали силовики, откуда этапировали в столицу. Этот криминальный авторитет из поколения молодых воров был осужден за разбойное нападение, отбывал срок в Ингушетии, бежал из-под стражи. После поимки был переведен во Владимирский централ. Там в возрасте 22 лет был коронован в 2012 году. Систематически нарушал режим, за что помещался в изолятор. В 2014 году Аушев повторил попытку к бегству, также нанес увечья одному из надзирателей. Ему добавили срок и перевели еще в более строгую колонию за полярным кругом, где он находится по сей день.
Сегодня следователи близки к раскрытию резонансного преступления. Но многое зависит от показаний, которые дадут фигуранты расследования.
Иван Петров
По материалам: “Известия”