Опальный банкир Пугачев рассказал о покинувшем Россию замглавы АСВ
Опальный банкир Сергей Пугачев первым публично обвинил покинувшего страну экс-замглавы Агентства по страхованию вкладов Валерия Мирошникова в вымогательстве. Forbes поговорил с экс-банкиром.
Об уходе Мирошникова с поста первого замглавы АСВ после 15 лет работы 10 июля сообщил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники. По сведениям «Коммерсанта», Мирошников проходит по делу полковника ФСБ Кирилла Черкалина и в день задержания офицера покинул страну. Черкалин был задержан 25 апреля 2019 года по обвинению в получении взятки в $850 000. Он проходит обвиняемым по делу о мошенничестве, при обыске у него и двух его коллег по службе были изъяты деньги и ценности на 12 млрд рублей.
Когда задерживали Черкалина, Мирошников, по данным The Bell, находился на отдыхе в Австралии, а затем переехал в Германию. По данным Пугачева, сейчас Мирошников находится в Израиле. Как написали The Bell и «Проект» со ссылкой на двух бывших банкиров, перед отзывом лицензий у банков Черкалин и Мирошников предлагали им за деньги решить будущие проблемы. Такие предложения получал и Пугачев, рассказывает он сам.
«Это что, президент Обама?»
Впервые основатель Межпромбанка услышал о Мирошникове летом 2010 года, рассказывает экс-банкир Forbes. К тому времени власти уже более полугода обсуждали покупку судостроительных активов экс-сенатора. По версии Пугачева, деньги под сделку должен был выдать Центробанк, но решение затягивалось.
В это время на Пугачева вышли несколько людей, близких к ЦБ, и сообщили, что «есть тот, кто может помочь». Пугачев, который прослыл «банкиром Кремля» и был вхож во все высокие кабинеты, удивился, что такой человек ему до сих пор не попадался: «Это что, президент Обама?» Собеседники якобы сообщили, что это «Валера Мирошников», способный «все ускорить в ЦБ».
Пугачев попытался навести справки о Мирошникове у его начальника — тогдашнего главы АСВ Александра Турбанова. Тот якобы порекомендовал не связываться с подчиненным. Еще несколько осведомленных источников Пугачева охарактеризовали Мирошникова как «опасного человека» со связями в ФСБ. Впрочем, вскоре необходимость в контакте с Мирошниковым отпала. В июле Межпромбанк лишился лицензии, а в 2011 году Пугачев покинул Россию.
$350 млн для замглавы Мирошникова
В следующий раз Пугачев услышал о Мирошникове в мае 2011 года. Тогда к нему во Францию прилетел бизнесмен Гор Хечоян, якобы представлявший интересы госменеджера. Он предложил помочь вернуть деньги за судостроительные активы, которые отошли Центробанку за долги Межпромбанка, рассказывает Пугачев. В качестве платы за посредничество Хечоян якобы попросил $5 млн, которые Пугачев выдал его компании в виде кредита.
Через месяц Пугачев встретился с другими представителями Мирошникова — бывшим сотрудником АСВ Михаилом Башмаковым и бизнесменом Александром Дунаевым. Во встрече в одном из ресторанов в гавани Монако должен был участвовать и сам Мирошников. На деле получилось иначе.
Приехавшему в порт Пугачеву сообщили, что планы поменялись и переговоры пройдут на яхте. Переговорщики также уговорили экс-сенатора оставить трех его телохранителей и телефон на берегу. Когда яхта с гостем отошла от берега, Башмаков якобы посулил Пугачеву $3,5 млрд от продажи его бывших судостроительных активов. Услуги он оценил в 10% от суммы или в $350 млн.
Пугачев предложение отверг и потребовал лично Мирошникова, который так и не показался. Тогда Башмаков якобы переговорил с госменеджером по телефону. После этого тональность разговора изменилась, вспоминает Пугачев. Переговорщики якобы стали бравировать связями в ФСБ и грозить банкиру уголовными делами и арестом личного имущества. В итоге все угрозы реализовались, признает Пугачев.
$20 млн для полковника Черкалина
Встреча на яхте закончилась ничем. По словам Пугачева, еще примерно год его юристы и представители Мирошникова продолжали обсуждение деталей возможной сделки. А в 2012 году про переговоры якобы узнал полковник ФСБ Кирилл Черкалин, курировавший преступления в банковской сфере.
Через работников службы безопасности Пугачева он вышел на него самого и сообщил о готовящемся уголовном преследовании. И якобы предложил не давать делу ход за $20 млн, рассказывает Пугачев. Экс-банкир отказался, после чего Черкалин якобы объединил усилия с Мирошниковым. В результате Пугачев, как считает он сам, стал фигурантом уголовного дела о банкротстве Межпромбанка.
Мирошников прекратил переговоры с Пугачевым после того, как узнал, что экс-банкир инициировал против него уголовное дело. Еще в 2011 году Пугачев подал во Франции заявление о вымогательствах и угрозах убийством, с которыми он столкнулся на территории страны. В основу заявления легли те самые события на яхте в июне 2011 года. В заявлении Пугачев называет Башмакова и Дунаева «приспешниками» Мирошникова, которые якобы угрожали экс-сенатору расправой над ним и его родственниками в случае, если тот не заплатит $350 млн.
Уголовное дело было возбуждено в 2013 году и расследуется до сих пор, утверждает Пугачев. И рассчитывает, что до конца года по нему будут назначены судебные слушания. По его словам, Мирошников пытался договориться с ним об отзыве заявления. Бывший замглавы АСВ якобы до последнего времени «давал о себе знать», рассказывает Пугачев, который уверен, что Мирошников не простил ему несговорчивости и взял его дело под личный контроль.
Тяжба в Лондоне
Основатель Межпромбанка стал первым банкиром, который открыто обвинил Мирошникова в вымогательстве. Это произошло в 2014 году в рамках разбирательства в Высоком суде Лондона, где экс-сенатор оспаривал заморозку своих активов по иску АСВ. Тогда показания от имени Пугачева озвучил его юрист.
Многие заявления о коррупции в АСВ подаются теми, кому не нравится «активная позиция сотрудников АСВ по розыску или возврату активов», отмечал Мирошников в своих показаниях, которые он представил в Высокий суд Лондона в октябре 2014 года (копия есть у Forbes). Экс-госменеджер подтверждал, что знаком с Хечояном, Башмаковым и Дунаевым, но отрицал, что когда-либо разрешал им действовать от своего имени, либо от АСВ. Обвинения в вымогательстве Мирошников называл клеветой и ложью. Мирошников также отрицал ангажированность в исках против Пугачева. В недобросовестность АСВ не поверил и Высокий суд Лондона, который все-таки арестовал имущество экс-сенатора. В 2017 году АСВ приступило к реализации активов Сергея Пугачева.
Мобильный телефон Мирошникова в пятницу был выключен.
Сергей Титов
По материалам: “Forbes”