Альфа-банк подал иск на 9,5 млрд рублей против международной консалтинговой компании IMC Montan. Банк решил взыскать долг с консультанта вместо своего заемщика
Эксперты говорят, что до решений суда по таким делам в России еще ни разу не доходило.
Иск Альфа-банка против IMC Montan, которая работает в сфере геологии, горного дела и полезных ископаемых, был подан в Арбитражный суд Москвы 29 августа, следует из данных картотеки арбитражных дел. На это обратили внимание «Ведомости». Судебное заседание назначено на 3 октября 2019 года.
IMC Montan оценивала кредитоспособность одного из крупнейшего заемщиков, заявил газете представитель Альфа-банка. О каком именно заемщике речь, он не уточнил. Источник «Ведомостей» заявил, что речь об угледобывающей компании «Краснобродский южный». Она указана в иске третьей стороной. Предприятие владеет угольным разрезом в Кузбассе. С 2009 года IMC Montan трижды проводила аудит компании, указано на сайте консультанта. В последний раз IMC Montan работала с «Краснобродским южным» в 2017 году, к октябре того же года Альфа-банк выдал предприятию кредит на $143 млн (около 9 млрд рублей), пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы суда. Банк попытался взыскать долг по кредиту в ноябре 2018 года и выиграл дело, но не получил деньги. В апреле 2019 года Альфа-банк попросил признать «Краснобродский южный» банкротом, на предприятии введена процедура наблюдения.
Банк считает, что IMC Montan должна возместить убытки, поскольку заемщик отвечает признакам несостоятельности. «Такой подход удивителен», — отметил в разговоре с «Ведомостями» представитель консалтинговой компании. По его мнению, между декларируемым убытком и аудитом проекта развития разреза «отсутствует причинная связь». Решение о выдаче кредита принимает банк, и он же несет риски, добавил собеседник газеты.
Иск банка к оценщику – большая редкость, говорит юрист FMG Group Амина Аппаева. Сложно доказать причинно-следственную связь между действиями банка по выдаче кредита и аудитом компании, заявила она. Ситуация неординарная, сложившейся судебной практики по таким делам нет, утверждает партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. По его словам, были случаи, когда банки пытались через суд привлечь аудиторов, но дела ничем не закончились.
Кому принадлежит «Краснобродский южный»
С июля 2017 года предприятием владеет московское ООО «Редвейд», 69% в залоге у Альфа-банка, следует из данных СПАРК. Ранее разрез принадлежал кипрской Delvenisto Investments, которая была связана, как утверждали источники «Коммерсанта», с Дмитрием Ананьевым и его братом Алексеем. Представитель Алексея Ананьева тогда отказался комментировать эту информацию. «Редвейд» с ноября 2017 года принадлежит самому «Краснобродскому южному» и кипрской Wolater Investments. В ноябре 2018 года обе компании подали в суд иск к Delvenisto с требованием взыскать $108,6 млн и признать продажу 100% долей «Редвейда» недействительной.
Представитель Альфа-банка в декабре 2018 года говорил, что поручителем по кредиту «Краснобродскому южному» выступил Дмитрий Усанов, который входил в совет директоров «Онэксим» Михаила Прохорова. Источники «Коммерсанта» называли Усанова владельцем добывающего предприятия. Усанов подтвердил «Ведомостям», что контролировал «Краснобродский южный» через Wolater Investments с конца 2017-го по август 2018 года, но сейчас ни прямо, ни косвенно, предприятием не владеет. Кому он передал свою долю, Усанов не уточнил
Ринат Таиров
По материалам: “Forbes”