Куда ушли деньги
При исполнении бюджета 2018 года «потерялись» 426,2 млрд рублей. Доклад о нарушениях опубликовала Счетная палата (СП), возглавляемая Алексеем Кудриным. По сравнению с 2017 годом сумма оказалась скромнее: тогда аудиторы недосчитались на 121,1 млрд рублей больше. То ли за год осваиватели бюджета умерили свои аппетиты, то ли СП стала мягче и снисходительнее. Впрочем, в аудиторской терминологии «нарушения» не всегда означают преступление закона. Миллиардные убытки казна несет зачастую просто по невнимательности должностных лиц. В то же время СП обнаружила важный промах правительства: оно ошиблось с прогнозом доходов бюджета на 500 млрд. Если бы прогноз был точнее, утверждают эксперты, можно было бы обойтись без болезненного для населения повышения НДС.
По данным Счетной палаты, наибольший по сумме объем нарушений произошел из-за «неправильного отражения в учете фактов хозяйственной жизни» — на 308 млрд рублей. На втором месте — «нарушения федеральных законов и постановлений Правительства РФ при использовании средств федерального бюджета, а также при оказании услуг населению госучреждениями». Таких злоупотреблений аудиторы насчитали на 73,6 млрд рублей.
К слову, в докладе СП говорится не только о нарушениях при исполнении бюджета. Например, государственные аудиторы констатируют, что медленнее, чем ожидалось, происходит снижение уровня бедности. Власти прогнозировали достижение планки в 12,3%, однако число бедных по итогам 2018 года составило 12,6% (18,4 млн человек). И это несмотря на предпринятые властями меры — рост МРОТ, повышение зарплаты некоторым категориям работников.
В докладе также отмечается, что для сдерживания инфляции Центробанк отказался от смягчения кредитно-денежной политики, что привело к росту процентных ставок для населения и бизнеса. «Стоимость кредитов находилась выше уровня рентабельности большинства отраслей», — говорится в документе.
Что любопытно, по данным СП, с 2016 года заверстанные в бюджете доходы планомерно росли. В том году было 14 трлн рублей, в 2017-м — 15,3 трлн, в 2018-м — 18,9 трлн. А расходы тем временем практически не увеличивались и составляли каждый год 16–16,8 трлн рублей. Это позволило впервые с 2011 года сформировать профицит бюджета. Несмотря на это достижение, к бюджетному планированию у аудиторов есть большие вопросы.
«Этот отчет Счетной палаты поразил тем, что показал серьезный просчет правительства в прогнозировании доходов. Расхождения между прогнозом и полученными доходами составили более 500 млрд рублей. Мы получили на полтриллиона больше, однако при планировании расходов эти деньги не учитывались. Такие ошибки отражаются на принятии решений, в том числе налоговых. Если прогноз был бы точнее, можно было бы обойтись без повышения НДС — от него бюджет должен получить 650 млрд, немногим больше, чем потерянные при планировании доходы», — объясняет ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. По его словам, тщательное прогнозирование — это путь к снижению налогового бремени и, как следствие, развитию бизнеса.
Вообще с приходом Кудрина Счетная палата занялась стратегическим аудитом — задачей стало не только схватить за руку нарушителей, но и предложить пути совершенствования работы госорганов. И контрольное ведомство дотошно следит за исполнением его рекомендаций. Как следует из отчета, из 110 представлений Счетной палаты, направленных участникам бюджетного процесса, выполнено и снято с контроля 19. Среди предложений СП — совершенствование внутреннего аудита организации, соблюдение законодательства при госзакупках, привлечение к ответственности нарушителей.
К слову, о наказаниях. За нарушения в 2018 году к административным видам ответственности привлечены 14 должностных лиц, отчитывается контрольное ведомство. В Генеральную прокуратуру СП направила 10 обращений, 2 обращения в Следственный комитет и столько же — в ФСБ России.
На первый взгляд такое скромное число обращений в правоохранительные органы удивляет. «Во многих случаях нарушения означают неправильное оформление документов, неисполнение сроков, освоение средств с низкой эффективностью или вообще без нее. Графа «Неправильное отражение фактов хозяйственной жизни» включает, в частности, неточный учет валютной переоценки, связанный с волатильностью курсов, и в целом некорректный учет бюджетополучателями изменения экономической ситуации. Впрочем, в любой графе нарушений может быть место коррупции. Но данный отчет Счетной палаты их не конкретизирует», — поясняет Масленников.
Инна Деготькова
По материалам: “Московский комсомолец”