Анастасия Миронова о том, откуда в России столько коучей, ютьюберов и блогеров
В Штатах кривая американской мечты выводит людей к успеху в виде заработанных миллионов. Национальная идея целой страны — сделать состояние. Честным, отмечу, трудом.
Россия — другое дело. У наших людей мечты скромнее. Мы мечтаем просто зарабатывать себе на хлеб, не простаивая по 12 часов на ногах и не живя под прессом несправедливого начальства.
Низкие перспективы, в целом слабая профессиональная подготовка и шаткое образование, туманное будущее и тяжелые условия труда заставляют россиян искать любые щели, чтобы выскочить из системы, где они вынуждены работать на износ за копейки. И вот тут кстати пришлась мода на коучей.
Каждый теперь пытает удачу в коучинге. Человек человеку коуч — это, похоже, стало национальной российской идеей. Той самой кривой дорожкой привередливой удачи, которая может вывести к стабильному маленькому самостоятельному доходу без оскорбительного для личности наемного труда в неприятном коллективе.
Мне кажется, что в тех же США, вообще во всех англо-саксонских странах коучинг — это феномен потребителя. Есть значительное число жителей, которые желают совершенствоваться, «прокачивать навыки», «обновлять свой BIOS». И есть соответствующее предложение. Там рынок этих услуг развивается в качестве ответа на запрос публики.
У нас — наоборот. Есть огромнейший, включающий, вероятно, чуть ли не половину трудоспособного населения рынок коучей, и есть аудитория, которой что-то с этими коучами надо делать. Там услугу порождает и модернизирует спрос, а у нас — предложение.
Поэтому на Западе сфера коучинга не выглядит столь карикатурной, как в России, а также на Украине и в Белоруссии.
Истоки проблемы, от которой в нашей стране в каждом подъезде занюханой многоэтажки живут по четыре коуча, — в поиске даже не легкого, а, я бы так сказала, не травмирующего способа зарабатывания денег.
Сидеть у кассы в сетевом магазине по 12-14 часов под руководством самодура и за 18 тыщ чистыми — это травма. Люди разбегаются, но особенно им бежать некуда.
Первым в России порталом в независимость для масс стал бум хендмейда. Помните период, когда все городские сообщества в соцсетях были завалены предложениями от мастериц? Варили мыло, вязали крючком, валяли из шерсти броши… Минимум пять моих одногруппниц, выпускниц филфака, делали бусы из полимерной глины. Одна стала печь торты на заказ. Еще одна открыла бизнес по сооружению букетов из конфет.
Вот это был первый вираж нашего аналога американской мечты. Он выражался просто: зарабатывать из дома. Чтобы не сидеть в тесном офисе с облупленными столами, не тратить в день по три часа на дорогу, не лебезить перед начальством.
Сколько достоверно людей в России ринулось зашибать копеечку хендмейдом, сейчас и не скажешь. Но сегодня, после того, как рынок этот более или менее оформился и с него вымыло самых откровенных дилетантов и неумех, на популярнейшей площадке для мастеров хендмейда представлено более сотни миллионов работ. Вероятно, несколько сотен. Люди шьют одежду, делают игрушки, паяют бижутерию, вытачивают счетные палочки, вышивают иконы, варят мыло и кремы для лица. Представьте, сколько их было в первое время, пока капитализм не убрал с рынка неумех.
А знаете, куда они ушли? Сначала в Youtube. Новый рецепт счастья — видеоблоги. Случился бум ютьюберов, во время которого люди заводили миллионы каналов своим бабушкам, младенцам, котам – этакий поиск удачи.
В деревнях и на дачах стали повсюду снимать друг друга и выкладывать потом в интернет ролики: как поливать кусты, как рыхлить помидоры. Огородники дали рунету не меньше сотни тысяч видеоблогеров, которые рассказывают про замачивание семян, прополку одуванчиков, окучивание картошки. Я весной завела коз, стала искать советы: в YouTube, по моим подсчетам, сейчас более десятка тысяч козоводов с каналами. Серьезно. Сколько еще про коров снимают, я даже проверять боюсь. А уж кулинар у нас теперь — тоже каждый второй. Кто не снимает видео со своей умелой бабушкой, лепящей 250 пельменей в час, тот сам пишет на сайты фоторецептов. Введите запрос «шарлотка пошаговый рецепт с фото» — обомлеете. Тысячи и тысячи рецептов. Кто их все снимает?
Но YouTube и фоторецепты для поварят — уже вроде как вчерашний день. Теперь огородники, домашние хозяюшки, козоводы, столяры-самоучки ведут каналы в Инстаграме. Рассказывают обо всем. Снимают все подряд. Иногда «выстреливает».
Например, был в Инстаграме популярный канал «Пьяный батя», где парень выкладывал видео напившегося отца. После успеха этого канала появились тысячи таких же, люди пытаются монетизировать все, явление приобрело монструозные формы, потому что снимают уже в прямом эфире… смерть. Фельдшеры «скорой», операционные сестры экстренной хирургии выкладывают видео и фото умирающих людей в надежде, что те наберут нужное число просмотров и можно будет подключить монетизацию.
В сети даже есть ролики «Моя бабушка умирает» с рекламой. Значит, человек снял видео, рассчитывая хоть что-то на нем заработать. Все на продажу.
Но оказалось, что YouTube и Инстаграм — это все же очень трудоемкие и конкурентные сферы. Для хорошего видео и фото нужен как минимум хороший телефон, нужны навыки монтажа. И наш человек ищет удачу в писательстве.
Сначала народ хлынул на сайты отзывов, где платят копейки, но есть надежда. Отзывы и обзоры пишут, похоже, все, чей доход в России ниже 20 тысяч рублей в месяц. Ловят, как бы сказали поляки, в прыжке пана бога за хвост.
С открытием площадок для заработка на блогах все стали вести блоги. Какая-то повальная истерия. 99% людей из тех, я уверена, уже миллионов авторов, которые дерзают на авторском поприще, не могут дорасти до монетизации. То есть, не зарабатывают даже рубля. Но как стараются!
Писательство в России всегда считалось легкой профессией из-за дешевизны цены входа. Это не моя мысль — подсмотрела когда-то в статье у Дениса Драгунского, сама бы не догадалась. Писателю нужны только голова и ручка. Ну или для блога — дешевый смартфон. Можно и с разбитой камерой. Все пишут.
Особенно много блогеров появилось на зонах — у них времени вагон. Ренессанс великой русской гуманитарной культуры: раньше мы были якобы самой читающей нацией — теперь точно стали самой пишущей.
Нигде в мире нет столько блог-площадок с обычной, простите, говорильней. Нигде Фейсбук не стал местом для доморощенных публицистов. Ни одна культура не смогла столь долго держать формат общественно-политического «Живого журнала».
Но не надо думать о наших людях плохо — они в своей мечте снискать благодать в виде избавления от работы на чужого дядю тоже развиваются. Коучинг — современная вершина этого развития. Россиянин 2019 года не только человек пишущий — он еще человек обучающий. Учат все и всех.
Финальной ступенькой к расцвету коучинга в России стал бум обучающих видео и вебинаров. В какой-то момент, еще до бума коучей, наши сограждане не просто продолжили лепить пластиковые бусы, а стали набирать себе учеников. До того, как российская коллективная мысль дошла до массового коучинга, она изобрела вебинары по печению блинов, варке мыла, тайм-менеджменту (это уже финальный рывок к коучингу).
Фразу «извините, у меня через час вебинар» я слышала от совершенно неожиданных людей: бухгалтеров на пенсии, акушерок, электриков, разработчиков софта. Все они сначала обучились на вебинаре, посвященном правилам успешного ведения вебинаров, и потом взялись вести свои. Я неоднократно встречала живых людей, ведущих вебинары, но не знаю лично ни одного, кому они принесли бы хоть какой-то доход. Однако дерзают все.
Повторю, у человека в России есть мечта: работать без начальника, желательно со свободным графиком. Мечта работать из дома — это уже высшее счастье, не все осмеливаются даже мечтать об этом. Если замаячила перед нашим человеком такая возможность, он отдаст ради нее все.
И вот она пришла, возможность. Коучинг. Все бросились прокачивать друг другу навыки, учить жизни, финансовому планированию. Мне на почту кто-то постоянно шлет журнал для коучей. Я уже не первый месяц получаю удивительные статьи. Например «Простой тест, подойдет ли вам карьера эксперта». Или «Как вычислить ваш идеальный курс». «Как без особых усилий зарабатывать на своих знаниях».
Если подписаться на две-три такие рассылки, каждый день ты будешь получать ворох писем, которые внушают тебе, что заработать, обучая других, просто — надо всего лишь этому научиться.
Но ни в одной рассылке не говорят: чтобы зарабатывать на распространении своих знаний, нужно не навыки распространения освоить, а иметь сами знания. Человек поработал рабом на текстовой бирже, потом сходил на семинар «Как обучать продающим текстам» или «Секреты журналистского мастерства» и теперь сам учит писать.
Я регулярно получаю приглашения на такие курсы. В последний раз пришло из Саранска. Девушка 25 лет обещала научить меня писать внятно. Сама пишет с ошибками. Спросила ее о профессиональных достижениях. Говорит, закончила онлайн-курс у какого-то известного тренера по написанию текстов. Я и тренера-то этого не знаю. Поспрашивала других знакомых мне авторов популярных СМИ— нет, никто не слышал. И не должны слышать. Это мы зарабатываем текстами, а он продает мечту зарабатывать текстами. Разницу видите?
Каких-то невероятных объемом достиг в России рынок услуг по обучению обучению. Коучи для коучей. Они сами себя воспроизводят и потребляют.
Такое впечатление, что желающих стать коучем в нашей стране уже больше, чем желающих этих коучей посещать. Учителей больше, чем учеников. Есть компании и отдельные «наставники», которые за умеренную плату обучают группы из 20 ничем не примечательных людей, как делиться с публикой за деньги ничем не примечательными знаниями. Каждый отстегивает по 15 тысяч, чтобы через 10 дней получить электронный сертификат о прохождении курса коучей и предоставлении скидки на курсы коллег.
Нет, натурально, много фирм по коучингу заманивают к себе на «повышение коуч-мастерства» скидками на курсы других коучей. Это звучит совсем уж странно.
Я в последние годы не видела ни в жизни, ни в соцсетях ни одного человека, который бы посещал семинары и занятия коучей для себя лично. Но я постоянно встречаю тех, кто ведет такие семинары, или тренирует коучей, или сам учится быть коучем. Одна моя подписчица в 45 лет впервые вышла замуж, в 46 пошла на курс «Как стать коучем», в свой следующий день рождения открыла набор на индивидуальный курс «Как удачно выйти замуж». И шлет мне приглашение со скидкой. Хотя я, в отличие от нее, замуж вышла не в 45 лет, а в 29. И не в первый раз, а в третий. И все разы удачно!
Бывший собственник одного известного в России медиа несколько лет «сыроедил» и стал обучать сыроедению других. Потом ему сырая морковка надоела, он переключился на менее экстравагантные пищевые практики и теперь набирает учеников, ведет обучающий стрим. Параллельно обещая научить, как держать в 54 года нормальный уровень сахара. Другой мой знакомый до 57 лет ни разу не сдавал специально кровь на сахар. Сдал наконец. У него 4,9. Он — я не шучу — запустил онлайн-курс о секретах поддержания хорошего уровня сахара. Ему почему-то показалось, что это далось ему ценой больших умений.
Порой кажется, что в своей гонке за коуч-копейкой люди напрочь теряют чувство реальности. Откровенно нуждающиеся мужчины ведут семинары о финансовом благополучии. Женщины, еще вчера пахавшие по 12 часов за прилавком продуктового ларька, учат, как выйти замуж за миллионера.
Есть и совсем неприличные факты: некрасивые девушки набирают в Инстаграме учеников на курс минета, ряд инстаграм-блогерш обучают, как бесплатно клянчить у мужчин в супермаркете продукты. В России появилось новое направление коучинга «Как набрать в магазине корзину с продуктами и заставить случайного мужчину за нее заплатить». Например, таких трюкам обучает своих сторонниц автор марафона «300 в месяц — легко». То есть, учит, как состригать с мужчин 300 тысяч рублей.
А ее курс попрошайничества в магазине называется «Как создавать красную икру не по праздникам, а каждый день». Секрет прост, вот он, с пунктуацией автора: «Берешь три баночки икры и не забудь пачку сливочного масла и красивый свежий хлеб. И подходишь к мужчине, задумчиво выбирающему продукты. И говоришь ему:
– С праздником dас, прекрасный мужчина!
Он удивленно поднимает на вас глаза, а вы ему:
– Оплатите, пожалуйста, мои продукты в этот праздничный день».
Эта женщина, похоже, выпускница курсов «женского гуру» Дениса Байгужина, который обучал россиянок премудростям содержанки и ранее был осужден за мошенничество. Вот, заплатила девица 10 тысяч рублей, послушала, как приставать к мужчинам на улицах, и уже свой собственный курс разрабатывает.
У женщины есть свои сторонницы, которые выкладывают в Инстаграм фотографии с уловами. Судя по всему, секреты роскошной жизни работают только на тех, кто в недавнем прошлом перетерпел и до сих пор терпит ужасающую бедность. Потому что в выклянченных у мужчин корзинах можно рассмотреть дешевое масло, шампунь за 80 рублей, зубную пасту за сорок… Да и сама идея о том, что красивый свежий хлеб — это праздник, настораживает.
Автор этого метода называет себя тренером позитивной психологии. Ее последовательницы наверняка тоже мечтают набрать еще пару корзин хлеба и потом вести семинар по обмену премудростями. Примерно 99% процентов из них в конечном итоге будут вынуждены вернуться к работе за прилавком или менеджерами по рекламе, чтобы зарабатывать себе хоть на какой-нибудь, необязательно красивый хлеб. Но один процент выиграет свой кусок, да еще и с маслом!
Анастасия Миронова
По материалам: “Газета.ру”