Тихая война. Трофей «Черного принца»

Советские подводники достали секретную американскую антенну

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671РТМ в СССР и России называли по шифру проекта «Щука-Б». В Америке лодкам этого проекта дали название «Черный принц». Такое название было дано не случайно. Первые советские атомные подводные лодки были очень шумные, американцы называли их «ревущими коровами».

Но в 70-х – начале 80-х годов СССР смог осуществить технологический рывок, и по шумности, одному из главных показателей атомных подводных лодок, советские лодки не стали уступать американским. Кроме этого, «Щуки» были просто красивыми кораблями, и американское название заслужили. Хотя по классификации НАТО назывались просто “Victor“ с добавлением цифр в зависимости от модификации. К-324 по натовской классификации был“Victor III“. «Щуки» – многоцелевые лодки. В их задачи входили сопровождение своих «стратегов» – подводных лодок с баллистическими ракетами, охота на вражеских «стратегов», патрулирование Мирового океана, участие в различных операциях слежения. Об одной из таких операций и о необычном ее итоге мы расскажем в этой статье.

К-324

В начале службы К-324 на флоте считалась несчастливой лодкой. Ее построили в Комсомольске-на-Амуре, она была седьмым кораблем в серии. В транспортном плавучем доке подлодку доставили для испытаний в Большой Камень. Началось все с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль АПЛ не разбилась бутылка традиционного шампанского. Бутылку пытались разбить четыре раза подряд! Моряки посчитали это недобрым предзнаменованием. Во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка. По некоторым данным — китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула. Китайцы же на сей счет хранят гробовое молчание. Хотя, не исключено, что лодка была американская. Ни одна из стран официального заявления не сделала. Шла холодная война. Но постепенно экипаж «приручил» лодку, неприятности забылись.

В 1982 году лодка совершила подледный трансарктический подводный переход и вошла в состав Северного флота. Базироваться К-324 стала в губе Западная Лица. Лодка была, как говорится, на острие холодной войны. Примером может служить эпизод, в котором командир лодки Вадим Терёхин показал себя не стандартно мыслящим офицером. Недалеко от островного государства Гренада, куда впоследствии вторглись войска США, Терёхин получил приказ следить за десантным отрядом, а потом обозначить своё присутствие. Так как американцы не обнаружили К-324, командир принял решение на дерзкий маневр – всплыть внутри американского ордера. Халатность американцев была поразительна. Они никак не ожидали появления советской подводной лодки. Терёхин успел выкурить две сигареты на мостике, а американские корабли никак не реагировали на то, что внутри их ордера всплыла советская атомная подводная лодка. В боевой обстановке отряд десантных кораблей был бы уничтожен. Только через 15 минут на эсминцах забегали и начали поднимать якоря. К-324 погрузилась и ушла на глубину. Приказ был выполнен.

Слежение

В октябре 1983 года К-324 вышла на первое патрулирование, одним из элементов которого было слежение за американским фрегатом «McCloy» FF-1038 типа «Bronstein», который проводил испытания буксируемой гидроакустической антенны TASS (Towed Array Surveillance System). Антенна представляла собой длинный кабель с установленными на нем датчиками. Особенностью буксируемых антенн является то, что они могут «просматривать» огромные акватории. Противолодочный корабль с обычным гидроакустическим комплексом «видит» акваторию в радиусе нескольких десятков миль. А с буксируемой антенной – сотню миль. Поэтому было очень важно наблюдать за этими испытаниями, чтобы понять характеристики антенны.

1983 год. Для понимания атмосферы тех лет вспомним, что происходило в этом году. 1 сентября 1983 года над Сахалином был сбит южнокорейский лайнер, следовавший по маршруту Анкоридж – Сеул. Лайнер был важнейшей частью разведывательной операции по вскрытию советской ПВО на Дальнем Востоке. После того, как «Боинг» был сбит, Рональд Рейган заявил, что СССР – «империя зла». 25 октября 1983 года американцы осуществили высадку на остров Гренада и свергли на нем законное правительство. 1983 год был одним из последних «пиков» холодной войны.

К-324 установила контакт с фрегатом и стала осуществлять слежение за проведением испытаний. То, что произошло в дальнейшем, вероятно, объясняется тем, что наши подводники не знали длину буксируемой антенны. Фрегат её выпустил на максимальную длину, и именно в этот момент лодка проходила по корме фрегата. Кабель антенны намотался на гребной винт К-324 и оборвался. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. На всех подводных лодках есть горизонтальные рули. Их роль такая же, как на самолетах. Изменяя угол наклона рулей, лодка погружается, или всплывает. Но всё это происходит только тогда, когда у подводной лодки есть ход. В случае с К-324 лодка ход потеряла, так как кабель намотался на гребной винт лодки. В таком случае есть только единственный выход – аварийное всплытие, когда сжатым воздухом продуваются цистерны главного балласта. При этом лодка всплывает вертикально. В нашем случае вертикальное всплытие означало бы то, что К-324 всплыла в районе, где только что проводились испытания. Но фрегат «McCloy», так и не обнаружив К-324, и с оборванной антенной ушёл на базу.

McCloy FF-1038
McCloy FF-1038

Противостояние

Избежав риска провалиться на пятикилометровую глубину при рабочей глубине погружения 400 метров, лодка всплыла. Вышедшие наверх подводники обнаружили, что на стабилизаторе лодки петлей затянулся какой-то трос диаметром около десяти сантиметров. После этой петли трос уходил к валу гребного винта. Ситуация не очень приятная, но, в принципе, стандартная. В носовые цистерны лодка приняла немного воды, образовался крен на нос, и корма с винтом появилась из-под воды. Терёхин взял автомат и попытался автоматной очередью перерубить трос. Но, расстреляв весь магазин, он понял, что этот трос совсем не рыболовецкая снасть, а кабель, причем кабель бронированный, который нельзя перебить очередью из автомата!

Утром К-324 заметил канадский пассажирский самолет, который сообщил об этом американскому морскому командованию. Через 40 минут после пролета канадского лайнера, над К-324 появились два «Ориона». Началось противостояние. С одной стороны, к К-324 вышли американские эсминцы типа «Спрюенс» – «Питерсон» USS “Peterson” DD-969 и «Николсон» USS “Nicholson” DD-982. Американцы к тому моменту уже поняли, что потеряли секретную антенну, и что эта антенна намоталась на винт советской подводной лодки. Информация была доложена Рональду Рейгану. С другой стороны, с Кубы на помощь К-324 вышло спасательное судно «Алдан», чтобы отбуксировать подлодку на остров Свободы. Ввиду особой ценности трофея, на помощь вышел еще и разведывательный корабль «Находка» ССВ-506. Инцидент произошел в Саргассовом море, и боевые корабли в разумные сроки подойти не могли. О находке было доложено Юрию Андропову. Сложность положения заключалась в том, что «Алдану» было необходимо 10-11 дней, чтобы дойти до места инцидента из Гаваны.

«Питерсон» USS DD-969
«Питерсон» USS DD-969

Американцам же идти было значительно ближе. Подводники должны были выстоять 10 суток. Происходящее было жёстким противостоянием на грани фола. «Николсон» и «Петерсон» заблокировали К-324 с двух сторон. Американцы поднимали палубный вертолет, пытаясь крюком зацепить кабель. Подводники давали малый ход, и кабель снова уходил под воду. После неудачи с вертолетами, на эсминцах был поднят сигнал о подготовке десантно-высадочных средств со спецназом. Терёхин вызвал старпома, особиста, минёра и приказал готовить к уничтожению секретные документы и аппаратуру. Вооружил 16 человек личным оружием, выдал гранаты. На случай штурма лодка была заминирована. Для острастки американцев подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие. Американцы тем временем попробовали и совсем экзотический способ. Атомная подводная лодка «Филадельфия» USS «Philadelphia» SSN-690 типа «Лос Анджелес» подошла к К-324 под водой и зацепила-таки кабель своим корпусом! «Филадельфия» ушла на глубину, кабель лопнул, лодка захватила своим корпусом лишь немного кабеля.

Приближался 7 ноября – главный праздник СССР. С американского эсминца на чистом русском языке из мегафона командира поздравляют с национальным праздником. Наконец, подошёл «Алдан». Но американцы не сдаются. Буксирный трос, на котором спасатель начинал буксировать лодку, два раза расстреливали. Выход из положения нашли. К тому времени к месту противостояния подошёл корабль ОСНАЗ. Разведчик встал между американцем, спасателем и подводной лодкой. Совместно со специалистами буксира антенна была поднята на борт и загружена в подводную лодку. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод Кубы.

Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву. Как потом выяснилось, длина кабеля, намотавшегося на винт К-324, была 420 метров! Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой. Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, что все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море были засекречены на 28 лет.

Заключение

За этот поход Вадим Терёхин получил орден за службу Родине в Вооруженных силах второй степени. После ухода с подводной лодки Терёхин стал работать первым заместителем начальника Тихоокеанского высшего военно-морского училища, которое сам оканчивал более 30 лет назад.

Когда офицеров лодки спрашивают, почему за такое противостояние их не наградили, они улыбаются и отвечают – спасибо, что не наказали!

К-324 продолжала свою службу в составе Северного флота. В 1992 году, в соответствии с классификацией российского ВМФ лодка была переименована. Из К-324 (крейсерская) она стала Б-324 (большая). В 2000 году лодка была исключена из состава российского ВМФ.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

VIP-полет

Далее

Сладкие миллиарды

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru